УРОК № 57
Тема. Печорин - «герой своего времени»
Цель: углубить знания о романтизме; проанализировать поступки Печорина, раскрыть существенный смысл его конфликта с окружающей средой; показать противоречивость характера Печорина; обучать учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев; учить определять главную мысль произведения; развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование: иллюстрации к произведению Лермонтова «Герой нашего времени» (М. Врубеля, Д. Шмарінова); маркеры и листы формата А1 или А2 для групповой работы.
Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
История души человеческой, хотя бы самой мелкой
души, такая же интересная и полезная,
как и история целого народа...
М. Лермонтов
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
II. Опрос
• Почему Лермонтов назвал свой роман «Герой нашего времени»?
• Что вы можете сказать про сюжет и фабулу романа?
• Что объединяет отдельные повести в единый роман?
• Анализирование информации второй графы таблицы ЗХВ (заполненной на предыдущем уроке)
II. Работа над темой урока
Исследовательская работа в 5-ти группах
Каждая группа работает над отдельной повести из романа «Герой нашего времени». На исследование текста повести отводится 10 мин., на подготовку презентации - не более 5 мин. Группа должна на листах бумаги схематично изобразить ответы на вопросы, над которыми группа работала, и вывод, к которому она пришла. Во время презентации каждый вывод или мотивация подкрепляется цитатами из текста. Время на пре-зентацію работы каждой группы - не более 5 мин. (Группы представят повести в том порядке, в котором они расположены в романе.)
Задания для групп
2. Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.
3. Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).
4. Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.
5. Проследите, меняется ли характер героя на протяжении повести. Если так, найдите объяснения или причины этих изменений.
6. Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты. На помощь учителю
«Бела». Любовь до Беллы для Печорина не прихоть избалованного сердца, а попытка вернуться к миру искренних чувств «детей природы» . Мысль познакомить Печорина с Беллой принадлежит Максиму Максимовичу. Искренне сочувствуя «тоненьком, беленьком» офицеру «с большими странностями», Максим Максимович хочет его розважи-ти и ведет на свадьбу к князю. При этом у него было «свое на уме»: он стремился встречей с Беллой изменить убеждения Печорина о черкешенок. Сам того не осознавая, он подсказывает Печоріну способ похищения Бэлы. Доброта и непосредственность Максима Максимовича оборачивается бедой. Доминирующими чертами характера Печорина есть «глубокий, постоянный сумм», постоянная усталость и холодность. Мы видим, что он доверяет Максиму Максимовичу, но невольно вызывает смерть Беллы. Герой очень болезненно переживает гибель черкешенки, хотя и не хочет этого показать. Живая душа Печорина стремится деятельности, требует непосредственного, живого движения, свободы, энергичного життєвиявлення - он подвергается чеченские пули, ищет забвения в любви, рискованных приключениях, перемене мест. Но все это лишь поиски выхода, попытки развеяться, забыть о гнетущую «великую пустоту».
«Максим Максимович». Внешне Печорин кажется охладевшим ко всему на свете, и в душе не может простить себе, не может спокойно вспоминать историю с Беллой. Не надеясь на понимание Максима Максимовича, спасаясь от душевной боли, Печорин прекращает отношения с ним, и старается как можно деликатнее смягчить свой отказ. Печорин не осуждает штабс-капитана за то, что тот не в состоянии понять его, никого не винит в своем одиночестве, но горько признает, что у них «разные дороги». Печорин знает, что встреча с Максимом Максимовичем его одиночества не развеет, а лишь усилит ощущение боли, поэтому не хочет каких-либо лишних объяснений. Печорина преследует пустота и осознание того, что жить так вряд ли нужно, примирения он получает разве что в горькой иронии над самим собой: «...а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»
«Тамань». Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. За свою доверчивость он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни меняется отчуждением и равнодушием. «Княжна Мэри». В привычном для себя окружении, в кругу социально близких людей, герой демонстрирует всю силу своих умений. Здесь он - хозяин жизни, тут ему является понятным и доступным любое желание, он легко предвидит события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, сама судьба помогает ему. Печорин заставляет кого-то «сбросить маску», обнажить душу. Вместе с тем он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых нравственных норм, потому что старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. Он оказывается значительно выше и порядочнее по Грушницького. Открывая свою душу, Печорин почти отказывается от эгоистической позиции. В повести автор ярко демонстрирует путь падения и возвышения своего героя, в конце которого Печорин остается одиноким. Его все, каждый по-своему, ненавидят, он сам себя презирает. Однако повесть заканчивается на светлой лирической ноте: духовные искания Печорина, процесс его внутреннего развития продолжаются.
«Фаталист». В повести в Печорина нет ни друзей, ни врагов. Мысли о судьбе человека так захватывают Печорина, что ему не до Насти, «любимой дочери» чиновника, у которого он живет. Печорин освобождается от захватов и человеческих взаимоотношений, говорится лишь о том, что решает жизнь человека: его воля или судьба. Все персонажи поде-ляються на тех, кто верит в судьбу, и тех, кто в нее не верит. Печорин сам решил испытать судьбу и понял: его победа над казаком - это не случай, а точный расчет, сила, ловкость, разум. И хотя внешне все выглядело фатальным, Печорин фаталистом так и не стал.
III. Рефлексия
II. Обобщающая беседа
• Какие изменения происходят в характере Печорина?
• С какой целью автор нарушает хронологию событий, переставляя повести на свое усмотрение?
• Чем отличается Печорин от людей его поколения?
• Как автор относится к своему герою?
• Почему автор называет Печорина героем своего времени?
III. Составление плана - характеристики Печорина
1. Внешность Печорина.
2. Печорин - следствие законов времени и окружения:
а) эгоизм;
б) неудовлетворенность жизнью;
в) раздвоение личности.
3. Отношение Печорина к людям.4. Самоанализ и способность к глубокому чувству.
5. «Для чего я жил? Для какой цели я родился?»
6. Отношение автора к Печорина.
IV. Домашнее задание
Составить таблицу Елвермана «является Ли Печорин героем своего времени? »; повторить термины «байронический герой», «лишний человек», образ Евгения Онегина.