ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 60

Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Система образов в произведении

 

Цель: помочь осознать идейно-художественное содержание произведения, раскрыть систему образов произведения; развивать навыки характеризування образов, определение их роли в произведении, высказывание своих мыслей по этому поводу; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Издавна за словом «карьеризм» закрепилось отрицательное значение. Как вы считаете, «карьера» - это хорошо или плохо?

Карьера - это продвижение по службе. И если человек трудолюбивая, умная, инициативная, то что же плохого в том, что она продвигается «служебной лестнице»? Другое дело, когда человек достигает высокой должности не с помощью своих способностей и старания, а за обман, интриги, даже преступления. Попробуем сегодня на уроке разобраться в этих и многих других вопросах.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Составление «сюжетной цепочки» VИ-VII частей романа

Ожидаемые ответы

Пьер скрывался у матери, пока не пошли повстанцы он решил собрать гвардию и напасть на небольшой отряд, который остался в мэрии города захвата повстанцев, арест Маккара, который руководил ими рассказы о том, как Ругон спас город, как мужественно защищал, даже стрелял, и свидетельство тому - разбитое зеркало в кабинете мэра мечты Ругонов о богатстве и славе прославление Пьера преувеличенными рассказами в его салоне Арістид меняет взгляды и пишет хвалебную статью о монархистов и отца Фелисите советует мужу отпустить брата Антуана и договаривается с ним, чтобы он за тысячу франков напал на мэрию со сторонниками республики Антуан собирает отряд, но его ждет ловушка четырех убиты, и Ругон, возвращаясь из мэрии, наступает на руку одного из них, загрязняет ботинок кровью город в панике, боится, что повстанцы вернутся и отомстят новая власть ночью осматривает окрестности, замирая от страха отряд, обещанный Ругоном, все не приходит Ругони мечтают покорить город и отплатить за все обиды, которые они услышали в свой адрес Фелисите хочет, чтобы мужчина ее уважал, тайно забирает письма Эжена с советами и сама советует мужу, как поступать Ругон демонстрирует свою преданность делу, смелость приходит отряд солдат, Ругонові благодарят за службу Ругона назначают сборщиком налогов, Эжен выпросил ему еще и орден Почетного легиона Пьер рассчитывается с Антуаном за «атаку» старая Аделаида совсем сошла с ума, почувствовав смертную казнь внука жандармами о том, что Сильвер арестован, узнают Арістид и Пьер, но не спасают его от расстрела в желтой гостиной Ругони устроили шумную вечеринку гости славят Ругона и цепляют ему в петлицу красную ленту - там должен быть орден в доме бывшего сборщика налогов, которому так завидовала Фелисите, горела свеча за упокой души хозяина Фелисите считает, что это она виновата, ведь хотела забрать его дом.

 

V. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

Среди героев произведения можно определить главные и второстепенные, положительные и отрицательные, собирательные и символические, вымышленные и реальные, однозначны и противоречивы. Составим таблицу.

 

Имя героя

Главный

Подробности

Положительный

Отрицательный

Символический

Вымышленный

Реальный

Однозначный

Противоречивый

Характеристика

Пьер Ругон

v

 

 

v

 

v

 

  v

 

Жаждет славы и богатства любой ценой, не чурается преступлений

Антуан Маккар

v

 

 

v

 

v

 

v

 

Беспринципный лентяй, эгоист

Арістид

 

v

 

v

 

v

 

v

 

Беспринципный,хитрый

Паскаль

 

v

v

 

 

v

 

v

 

Честный, самоотверженный, врач и ученый

Эжен

 

v

 

v

 

v

 

v

 

Карьерист, хитрец

Фелисите

 

v

 

v

 

v

 

v

 

Хитра, честолюбива, стремится к богатству

Сильвер

v

 

v

 

 

v

 

v

 

Увлеченный идеей революции, чистый, любящий

М'єтта

v

 

v

 

 

v

 

v

 

Сильная, чистая, наивная, способна на настоящие чувства

Аделаида

v

 

 

 

 

v

 

 

v

Несчастная, страстная

Маркиз де Карнаван

 

v

 

 

 

v

 

v

 

Хитрый,осмотрительный

Фина

 

v

v

 

 

v

 

v

 

Трудолюбивая, самоотверженная

Хорошую

 

v

 

v

 

v

 

v

 

Хитрый, мечтает о богатстве и славе

Рудьє

 

v

 

v

 

v

 

v

 

Хитрый, мечтает о богатстве и славе

Муре

 

v

v

 

 

v

 

v

 

Честный, труженик, способный на сильные чувства

Площадь Св. Митра на месте бывшего кладбища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символизирует связь с предками, непрерывность жизни, круговорот в жизни

 

Итак, в романе много персонажей, и на первом месте, бесспорно, Пьер Ругон. Хотя автор и против типизации, но именно таким образом новый класс - буржуазия - пробивал себе путь к власти: за преступления (даже против собственной семьи), через «организацию» собственного «героизма», через протекцию (Эжен добился награды для отца), подкуп и откровенную измену.

«Новый город» богачей-аристократов еще держалась гордо и презрительно относительно низших классов торговцев и рабочих, но уже отходило в тень истории (маркиз де Карнаван). Завсегдатаи «желтой гостиной» трусливо ожидали, откуда и куда подует ветер (вспомните поведение Аристида младшего сына Пьера, членов «новой мэрии», которые срочно все «заболели», самого Пьера, который ожидал от сына Эжена указаний из Парижа); поражает повстанческая масса, особенно когда Сильвер называет М'єтті военные отряды; среди отдельно взятых образов отличаются своим благородством Муре - муж сводной сестры Пьера Урсулы, Финна (бесконечно трудолюбивая и самоотверженная), Сильвер, который мечтал делать блестящие лакированные кареты, но, проникся республиканскими идеями, присоединился к повстанцев. В целом же толпа рабочих - темная, невежественная, зачастую жестокая в своих массовых действиях, истощена постоянной непосильным трудом. Однако, несмотря на это, и простые люди способны на высокие, романтические чувства (Сильвер и М'єтта, Муре и Урсула, Аделаида), готовы к самопожертвованию, к осознанию своей роли в историческом процессе.

Символичным является образ площади Св. Митра в Плассані, что образовалась на месте бывшего кладбища. С одной стороны это - свидетельство кругооборота, жизнь продолжается. С другой - мертвые тянут за собой живых, которые нарушили их покой и отнеслись к ним без уважения. На этой площади в тени досок с лісоскладу зарождается и развивается любовь Сильвера и М'єтти; именно здесь юноша и погибает, вспоминая прекрасный образ своей возлюбленной.

 

2. Работа в группах. Детальное характеризування образов.

Cпреподавания опорных схем

I группа. Пьер Ругон (младший).

II группа. Брат Пьер - Антуан Маккар.

III группа. Племянник Пьера и Антуана - Сильвер.

IV группа. М'єтта.

V группа. Другие женские образы (Аделаида Фук, Фелисите).

VI группа. Другие мужские образы (Эжен, Арістид, Паскаль, маркиз де Карнаван).

Ожидаемые ответы

И группа. Пьер Ругон (младший) - крестьянский сын по происхождению. Его крестьянская жажда работы превращается в жадность буржуа. Для воплощения своей мечты - разбогатеть - Пьер делает все: отравляет жизнь матери своей ненавистью и нагло обманывает и грабит; обманывает своих сводных братьев и сестру, женится на богатой, но безразличной ему девушкой; создает кружок мелких буржуа в своем «желтом салоне», чтобы «прославиться» и занять доходное место в Плассані.

Маркиз де Карнаван, которого считали отцом Фелисите, правильно угадал путь, которым пойдут Ругони для достижения своей цели: «Новую династию можно основать только с боем. Кровь - прекрасное удобрение. Хорошо будет, если Ругони... начнут свою родословную от какой резни». Пьер ведет себя как флюгер, использует сведения от сына Эжена из Парижа о ходе политических событий, а также советы хитрой Фелисите.

Убедившись, что повстанцев в городе нет, Ругон выходит из укрытия (вот здесь он, наконец, вспомнил и о матери). Ему кажется, что весь город принадлежит ему. Ведь под его руководством было 40 бонапартистів, склад с оружием. Он решает «спасать» Плассан и ведет вооруженных единомышленников на мэрию, где было не больше чем 20 республиканцев во главе с его братом Антуаном. Пьер проявляет твердость и решительность, а также большую стратегическую хитрость. Он заявляет: «Я выполняю свой долг, господа. Я поклялся спасти город от анархии и спасу его, хотя бы мне пришлось стать палачом родного брата».

Осуществив бонапартистский переворот в Плассані, Пьер Ругон пишет обращение к гражданам, воспользовавшись текстом, который составил Антуан, изменив в нем только одну фразу: «Наступило царство порядка...» вместо «Наступило царство справедливости» (а именно «партию порядка» возглавлял Луи-Наполеон). Он возглавляет муниципальную комиссию», «раздувает свои заслуги», «риск» и «героизм», чувствуя себя потомком Наполеона, «которого переворот превратил в императора».

Когда началась паника по поводу того, что город займут повстанцы, Пьер также испугался, начал обвинять всех - и жену, и неблагодарных детей, которые и до сих пор не рассчитались с ним за образование. Коварная Фелисите выступила не только как его «спасительница», но и спланировала операцию, которая должна была окончательно преподнести Пьера в глазах плассанців. Она подкупила Антуана, тот вместе с двумя десятками республиканцев напал на мэрию. Погибли люди, через трупы которых Ругон безразлично и с отвращением перешагнул. «Желтый салон» празднует, распределяет славу, награды и чины. Так, сон Ругонов о том, что «в комнате идет кровавый дождь и крупные капли падают на пол и превращаются в золотые монеты», а также предсказания матери Аделаиды «цена крови, цена крови. Я слышала звук золота. Это они, они продали его [Сильвера]. Ах, убийцы, ах волки!» сбываются. Пьер Ругон получает орден, должность сборщика налогов, и его не огорчает ботинок в крови и свеча над предыдущим сборщиком налогов, который погиб.

 

II группа. Антуан Маккар - второй сын Аделаиды Фук, рожденный ею вне брака от бродяги Маккара. Рос в атмосфере полного пренебрежение со стороны матери. Когда вернулся из армии (хотя Пьер, забрав все имущество, обещал матери, что откупит брата), пошел по свои деньги, но ничего не получил. Начал пьянствовать и угрожать Пьеру, портить ему репутацию. Получив от того подачку в 200 франков, пропил их. Затем плетет из ворованной лозы корзины, попадает за это в тюрьму. Вышел и стал республиканцем, сказав, что сидел за политические убеждения. Через десять лет удачно для себя женился на работящей Фіною, которая полностью удерживала его. У них родилось трое детей. Одна дочь за пьянство и драки родителей оказалась калекой. Антуан был недоволен детьми, а когда они подросли и начали работать, отбирал у них деньги. Выдавал себя за господина: ходил гулять по проспекту, был хорошо одет, посещал кафе, где пил и проигрывал деньги сына.

Антуан понимал Республику как возможность ограбить соседа. Он стал крикуном, который проповедовал «самые нелепые политические взгляды». Мечтал расправиться с Пьером и его женой от имени народа. Писатель, сравнивая братьев, отмечает, что «все члены этой семьи відзначалися. зверскими и грубыми аппетитами». Антуан ради развлечения хотел натравить племянника Сильвера на Пьера, но допустил ошибку, назвав Республику как игру «безделья и жрання», а свою мать - «старой хвойдою».

Когда умерла жена, а дети разбежались, Антуану снова пришлось работать. Революцию он воспринял как возможность отомстить брату: підмовивши нескольких дюжих повстанцев, пошел арестовывать Пьера, но того не было дома, поэтому присоединился к тем, кто шел арестовывать мэра и чиновников.

Оказавшись под арестом, Антуан за 1000 франков соглашается на измену. Он ведет уцелевших повстанцев к мэрии, чтобы подставить их под пули Ругона и гвардейцев. Сам же убегает к матери, получает свои деньги и отправляется за границу.

 

III группа. Мать Сильвера рано умерла, поэтому мальчика воспитывала бабушка Аделаида. Рос обычным ребенком. Во время нервных припадков у бабушки поддерживал ее, сочувствовал. Много читал, хорошо учился. Но с 12 лет начал работать, помогал соседу-каретникові, стал его подмастерьем: «Из него вышел отличный работник». Доброжелательная атмосфера, самостоятельность, ответственность «закалила его душу, исполненную высоких порывов. Он стал серьезным, умным человеком...»

Юношей Сильвер оставался таким же честным, добрым, трудолюбивым и порядочным. Прочитав Руссо, увлекся республиканскими идеями о победе свободы, равенства, братства. Ему хотелось заставить людей быть счастливыми, пусть и вопреки их воле». Поэтому поступил в тайного общества монтаньярів и подготовил к бою ружье деда Маккара.

С девушкой М'єттою Сильвера связывала нежная дружба. Он стал ее защитником, опорой, поддержкой. Читая и дальше просветительскую, революционную литературу, юноша думал о М'єтту, о новом (утопическое общество, где бы «народы склонялись перед идеальной женщиной, что ее было воплощено в образе М'єтти». Так, по наследству, у парня «нервное расстройство бабушки... превратился в постоянное вдохновение».

Сильвер - естественный человек (по Руссо). Он захвачен силой и нежностью девушки, стремящейся спасти ее от сплетен: «Их идиллия прошла сквозь холодные дожди...... не опустилась до вульгарного связи; она зберегла. чистоту, наивное смущение плоти, что не осознает своих желаний».

Во время нападения повстанцев на жандармерию Сильвер ранил одного жандарма, Ренгада, и кровь напугала юношу. Когда победили бонапартисти, Ренгад находит Сильвера, чтобы отомстить. И расстреливает юноши на том месте, где он встречался с М'єттою.

Сильвер - исключение в среде Ругонов, поэтому погибает, как и революция. Но выступает за гуманизм, высокие принципы и справедливое общество.

 

IV группа. М'єтта рано осталась сиротой. Когда ей было 9 лет, отец (охотник-браконьер) попал на каторгу за убийство жандарма. Деда, который жил милостыней, тоже вскоре не стало. Девочку отвели в семью дяди, где она фактически была наймичкой. М'єтта познакомилась с Сильвером. Он стал ее рыцарем, настоящим другом, который помогал выдерживать и усталость от тяжелой работы, и издевательства дяди и двоюродного брата. После смерти тети она стала совсем чужой в дядьковому доме. Жюстен постоянно упрекал ее отцом-каторжанином: «какие корни, такое и семя. Ты закончишь на каторге, как твой отец». М'єтта рыдала, но держалась, затаив в душе протест. Дружба с Сильвером переросла в чистую любовь. Сначала влюбленные встречались у колодца, а потом нашли место на пустыре площади св. Митра. Выходили на прогулку под одним плащом. Любили летом купаться ночью в реке. Но «М'єтта не была мечтателем... она испытывала наслаждение небом, річкою. светом, но более всего рекой, которая... качала ее с нежностью...».

Когда Сильвер решил присоединиться к вооруженному восстанию, М'єтта пошла провожать его. Сначала ее не приняли, а потом признали за свою. Впервые почувствовав уважение со стороны общины, девушка захотела понести красный флаг. И несла его, пока совсем не потеряла силы. На повстанцев напали солдаты. Начался бой. Рядом с Сильвером стояла М'єтта с флагом, «лицо ее рожевіло в морщинах красного знамени». Случайная пуля попала в девушку. Сильвер подбежал, начал целовать свою подругу, и плакать, от чего в глазах М'єтти вспыхнула последняя радость. Они любили друг друга, и их идиллия закончилась смертью». Сильвера пленили, а М'єтта осталась лежать.

В этой девушке сочетались сила духа, любовь к жизни, нравственная чистота и пылкой любви. Писатель в очередной раз подводит читателя к мысли о жестокости, бесчеловечности войны, братоубийства.

 

V группа. Аделаида Фук, основательница рода Ругонов, страдала нервное заболевание. Рано повдове ла. Через некоторое время к ней пришло странное любовь к вора и бродяги Маккара. На своих детей Аделаида не обращала внимания, вследствие чего они выросли чужими и равнодушными к ней. Пьер чуть не довел мать до полнейшего безумия, заставил отречься от всех денег за проданную усадьбу. Аделаида в 42 года превратилась в старую, одиноко жила в клетушке Маккара, который погиб. Ей отдали на содержание внука-сироту Сильвера. Это спасало ее от одиночества, от отчаяния. По очереди прятала сыновей, ничего не зная об их деятельности. Когда Пьер принес Антуану деньги за предательство, она поняла и с отчаянием закричала: «Это вы стреляли?.. Я слышала звон золота... Горе мне! Я родила волков... целую семью, целую стаю волков... Было лишь одно несчастное дитя, и они сожрали его...»

Эти мамины слова точно характеризуют сущность почти всех членов семьи Ругон-Маккарів, которые достигли своей низкой цели ценой крови, предательства, подлости.

Фелисите Пуєк, жена Пьера Ругона, как и ее муж, мечтает разбогатеть, «утереть нос» всем буржуа города. Такое стремление и страсть писатель объясняет наследственностью: Фелисите - внебрачная дочь маркиза де Карнавана. Женщина создает в своем доме «желтый салон», где собираются реакционно настроенные буржуа Пласса - на. Фелисите поливает дерево Свободы возле супрефектуры отравленной водой, чтобы оно засохло; с завистью смотрит на богатый дом соседа - сборщика налогов и мечтает им завладеть. Хитростью и коварством женщина успокаивает брата Пьера - Антуана, потом подстрекает его к измене, соблазнив взяткой. Фелисите считает себя умнее мужчины, потому хитростями діста письмо от Эжена, первой узнает о победе бонапартистів и «руководит» Пьером, «играя с ним, как кошка комом измятой бумаги». Когда Ругон в отчаянии просит совета у жены, и испытывает удовольствие. Фелисите дает дельный совет, но напоминает мужу: «И не забывай, что это я тебя спасаю. Смотри, и ты будь со мной нежнее».

Фелисите не только хитрая и лицемерная, она еще и жестокая. Подкупив Антуана, уже готового к измене, она подталкивает к убийству и своего мужа, который колеблется, следует ли убивать республиканцев, которые придут с предателем: «...какая же ты тряпка!»

Наконец реакция победила. «Желтый салон радовался», «все радовались, что спасены, что больше не за что вздрагивать». И только вещи напоминали, какой ценой это все добыто: «Но розовый, шелковый лоскут... был не единственным ярким пятном на празднике Ругонов. ...под кроватью в соседней комнате лежал ботинок с окровавленным подбором. Свеча, что горела над телом... Пейрота... шла во тьме кровью, как открытая рана. А вдалеке, в глубине тупика Св. Митра... застыла кровавая лужа».

 

VI группа. Среди других мужских персонажей следует упомянуть Маккара, второго мужа Аделаиды. Маккар был вором и контрабандистом, имел стихийный, неуправляемый характер. Поэтому и не женился с Аделаидой, хотя они имели двух детей, на которых он не обращал внимания.

Маккар имел «дурную славу», «не имея никаких доходов, ел, пил и пребывал в счастливом безделье во время своего недолгого пребывания в городе»; «все вечера проводил в корчме». Если где-то случалась кража или убийство, подозрения падали на него. Вот почему соседи были не в восторге от того, что этот разбойник и бродяга стал избранником Аделаиды.

Эти черты характера отразились на детях - на Урсуле и особенно на Антуані - подлому ледареві, который стремился жить за счет других.

У сыновей Пьера Ругона наследственность была другой. В Эжена «родительская статечність. превратилась в величественную осанку», «за полной схожести с Пьером унаследовал духовные черты Фелисите». Эжен Ругон был честолюбивым, презирал мелкие расчеты и достижения. А больших успехов он мог достичь только в столице. Поэтому юноша едет в Париж, занимается политикой, стремится к власти и добивается ее, войдя в круг бонапартистів в период их победы.

Средний сын Ругонов Паскаль не удался у своих родственников. Он хорошо учился, стал врачом. Жил отдельно в Плассані, занимался наукой, помогал людям, и те его очень уважали. Во время революции Паскаль был врачом у повстанцев. Критически оценивал свой род, предвидел его будущее: «На мгновение, как во вспышке молнии, перед ним встал будущее Ругон-Маккарів, этой стаи вожделений, что их было выпущено на волю, которые жрут добычу в сиянии золота и крови».

Эта позиция героя совпадает с авторской. Младший брат Арістид похож внешне на мать, но характер у него отцовский, был алчных, скрытным, склонным к клевете и доносам.

Арістид был худощавым, «его хитрое лицо напоминало набалдашник палки; он был. нетерпелив в своих желаниях, постоянно что-то разведывал, рознюхував». Если Эжен любил власть и в мечтах «покорял своей воле народы», то Арістид воображал себя богачом, что «сладко ест и пьет, наслаждается всеми чувственными удовольствиями». Чтобы разбогатеть, использовал любые средства. Мать любила его и поддерживала, потому что считала, что «ему на роду написано стать выдающимся человеком, а выдающиеся люди имеют право вести непутевая жизнь, пока не окажутся их таланты». Учился плохо, больше заглядывал в корчму, чем на занятия, поэтому отец забрал его домой и решил женить. Но сын не занялся делами фирмы и не улучшил их, а наоборот, привел к банкротству. Арістид с женой Анжелой роскошно жили за счет родителей. Когда Пьер отправил их жить отдельно, Арістид - мелкий чиновник с низкой зарплатой, «сгорел от неудовлетворенных желаний».

Во время революционных событий Арістид бросался то в одну сторону, то в другую. В своей газете «Независимость» он сначала агитировал за Республику, затем восхвалял Ругона как героя. Итак, Арістид - это тип продажного буржуаВНОго деятеля и журналиста, беспринципной человека, который пристает на ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств.

Маркиз де Карнаван далек от народа и враждебно к нему настроен. Он за старые монархические порядки. Своей позашлюбній дочери Фелисите советует пристать к бонапартистів лишь в том случае, если они дадут весомую обещание Ругонам. Переживает маркиз только за свою судьбу.

Колоритно описаны в романе фигуры посетителей «желтого салона» - панчішника Руд'є, торговца миндалем Хорошую, военного Сікарно, книготорговца Вюйє. Все они с одной стороны трусливые, с другой - мастера невероятно преувеличивать свои «подвиги», заслуги перед новой властью и городом. И все это с единственной целью - получить прибыльные места, чины и награды, иметь власть над жителями Плассана.

 

3. Эвристическая беседа, выполнение заданий проблемно-поискового характера

¦ Есть ли, по вашему мнению, в романе персонажи-идеи?

¦ Можно ли сравнить персонажей, изученных вами ранее, с персонажами Золя? Кто является близкими по духу, судьбой, кто являются антиподами?

¦ Что вызвало особое раздражение у противников повстанцев, когда они увидели девушку с флагом?

 

4. Комментирование цитат из текста

Учитель. Определите, о ком идет речь, и прокомментируйте описания и высказывания:

• «...Эти куски украденных знаний только разжигали его благородный пыл. ...Он создал для себя святыню из вещей, до которых не мог дотянуться рукой, он глубоко и искренне верил в возвышенные идеи и возвышенные слова, пытаясь подняться к ним, но не всегда их понимая. Это была простая душа, но душа благородная, что остановилась на пороге храма, поклонившись свечам, которые издалека казались ей звездами». (Сильвер)

• «У каждой политической партии бывают свои шуты и своя подлость. ...Сгорая от зависти и злости, мечтая отомстить всему обществу, приветствовал Республику как счастливую пору, когда ему позволено будет набить карманы за счет соседа и даже подавить этого соседа, если тот осмелится выразить свое недовольство». (Антуан Маккар)

• «Она встала и медленно обошла всю гостиную. Здесь только простиралось до них столько рук. Они победили; буржуазия склонилась к их ногам. Желтый салон был бы освящен этой победой. Искалеченные мебель, вытертый бархат, люстра, засиджена мухами,- весь этот хлам превращался в ее глазах в славные останки на поле боя. Вид Аустерліцької равнины не мог бы сильнее волновать ее». (Фелисите)

• «...Он отрастил животик, превратился в уважаемого буржуа, которому не хватало только капитала для полного уважения. ...Этот крестьянский сын, поблідлий от деловых забот, разжиревший от сидячей жизни, скрывал свои низкие желания под беспристрастным от природы выражением лица и действительно владел тією. покаВНОй внешностью, той нелепой самоуверенностью, которые предоставляют солидного вида на официальных приемах. Говорили, что он под каблуком у жены, и ошиблись. Он был упрям, как осел; чужая, резко выраженная воля доводила его до бешенства, он готов был лезть в драку». (Пьер Ругон)

• «Он представлял собой интересное сочетание моральных и умственных рис матери с важковаговою важностью отца. .Визначався огромным честолюбием, властностью, презрением к мелким расчетов и мелких успехов». (Эжен, синП'єра)

• «...Скромный служитель науки, жил самітницьким жизнью влюбленного в свое дело ученого в маленьком светлом домике нового города». (Паскаль, сын Пьера)

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к литературному диктанту по роману Золя «Карьера Ругонов».

 

VII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

· Больше всего из героев мне запомнился...

· Меня поражает, как...

· Я считаю, что Пьер Ругон...