II семестр
3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
УРОК № 61
Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа
Цель: повторить, систематизировать изученное; помочь учащимся лучше осознать художественные особенности произведения; развивать навыки анализа большого эпического произведения, высказывания собственных мыслей и обоснование их примерами и цитатами из текста, умение сопоставлять литературные явления с явлениями жизни; воспитывать активную гражданскую позицию, лучшие человеческие качества.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Научно-естественный эксперимент Эмиля Золя удался - мы во всех подробностях ознакомились с жизнью Франции II половины XIX века, через судьбу нескольких семей познали как историю народа, так и пути становления личности, развития ее добродетелей и пороков под влиянием природных и общественных факторов. Сегодня мы подытожим наши познавательные, нравственные и эстетические достижения.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Обобщение знаний, умений и навыков
1. Литературный диктант ««Да» - «нет»»
Примечание. Происходит по принципу взаємоперевірки под руководством учителя.
1) Эмиль Золя - основатель литературного направления - натурализма. (Так)
2) Сильвер придерживался монархических взглядов, поэтому выступил против повстанцев. (Нет)
3) М'єтта - молодая жена Сильвера. (Нет)
4) Аделаида - основательница рода Ругон-Маккарів. (Так)
5) Фелисите пыталась тайно управлять своим мужем. (Так)
6) Повстанцы с боем взяли город Плассан. (Нет)
7) Плассан - это однородное рабочий город. (Нет)
8) Эжен сообщал отцу в письмах из Парижа о политических новостях и направлял его деятельность. (Так)
9) Фелисите основала «желтую гостиную» («салон»), в которой собирались противники республиканцев. (Так)
10) М'єтта погиб, мужественно бросившись в бой и отстреливаясь. (Нет)
11) Пьер добился желаемой должности сборщика налогов и ордена Почетного легиона. (Так)
12) Многие черты героев, их поведение автор объясняет наследственностью. (Так)
2. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
¦ Объясните символику красного цвета в романе (красный флаг М'єтти - орденская лента - кровь на каблуках Пьера Ругона - огонек свечи в окне сборщика налогов, который умер). (Красный цвет - это кровь, пролитая за идеалы; это та самая кровь, через которую переступили ради достижения своей корыстной цели; Фелисите, постоянно глядя с завистью на богатый дом сборщика налогов, пожелала хозяину смерти, чтобы занять его дом, и пожелание исполнилось, Фелисите чувствует, что этот грех - на ее совести, но не мучается от угрызений совести: цели они с мужем достигли, и не важно, какой ценой.)
¦ Докажите, что роман Е. Золя «Карьера Ругонов» принадлежит к произведениям литературного направления - натурализма.
¦ Определите, какие художественные средства использовал автор в этом пейзаже, какова их роль: «Молодые люди зіперлися на перила моста и посмотрели вниз. Под их ногами глухо, непрерывно шумела Вьорна, что вздулась от дождей. Вверх и вниз по течению, между виярками, где тьма казалась еще гуще, можно было разглядеть темные силуэты прибрежных деревьев; где-не-где лунный луч, скользнув по воде, оставлял за собой струю расплавленного свинца, который колебался, відсвічуючись, как блики на рыбьей чешуе. Эти блестки придавали серой водяной пелене таинственное очарование; они текли вместе с ней под неясными тенями листьев. Долина казалась заколдованной, сказочным царством, где тени и свет жили странным, призрачным жизнью». (Традиционные эпитеты, сравнения, метафоры в своей обычной роли - подчеркнуть, детализировать описание; вся картина словно готовит читателя к тому, что это таинственное царство захватит и влюбленную пару, понесет за собой в водоворот страшных социальных страстей; можно рассматривать это и как удаленный контраст «войны» и «мира».)
3. Мини-диспут «не снимает Золя с человека ответственности за его поступки, постоянно апеллируя к наследственности?»
4. Интерактивное упражнение «Займи позицию и обоснуй ее» по вопросу «есть вложения родителей в образовании детей хорошей инвестицией?»
· Так
· Не всегда
· Ни
5. Проблемный вопрос
¦ Знакомясь с Францией XIX ст., мы видим, что ее история была довольно сложной, трагедійною. Не обошли французов две мировые войны ХХ века. Почему же ее уровень среди государств мира является одним из самых высоких?
V. Домашнее задание
Прочитать роман А. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
VI. Подведение итогов урока