II семестр
3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
УРОК № 59
Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Путь семьи Ругонов к богатству и власти. Сюжет
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности романа, его проблематику и сюжет; развивать навыки восприятия большого эпического произведения как единого целого, определение ключевых эпизодов и их комментирование, высказывание собственных мыслей, их обоснование; воспитывать лучшие человеческие качества на основе общечеловеческих ценностей.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Девятнадцатый век, Франция, орлеаністи, республиканцы, президенты, монархи, сборщики налогов. Как это касается нас, современных людей? Кому, кроме, скажем, историков, это интересно? Считаю, что интересно, и не только ученым-историкам. Институт семьи существует и до сих пор. Автор постоянно подчеркивает, что многие черты характера человека передается по наследству от предков. Оказывается, от нашего здоровья, темперамента, линии поведения, моральных принципов, действий будет зависеть, какими будут наши потомки, что они получат в духовное, физическое наследство. Это накладывает огромную ответственность на людей. Поэтому вчитаемся внимательнее в произведение Е. Золя и попробуем постичь его важнейшие идеи-истины.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Составление «сюжетной цепочки» ИV-V частей романа Золя «Карьера ругонов»
Ожидаемые ответы
Часть IV: Антуан, внебрачный сын Аделаиды, возвращается с долгой военной службы, но ничего не получает от брата за проданную усадьбу Антуан ходит по городу и позорит Пьера Ругони откупаются от Антуана Антуан женится трудолюбивой, но некрасивой внешне девушкой Фіною, живет на ее иждивении, а затем эксплуатирует детей умирает сестра Антуана Урсула, потом погибает ее муж; наименьшего их сына Сильвера отдают бабушке Аделаиде нежная, молчаливая любовь бабушки (тети Деды) и внука Антуан хочет настроить против племянника Пьера Ругона, который их обокрал прошел слух, что в город идут повстанцы Ругон прячется у матери, Антуан собирается его арестовывать повстанцы занимают город власти города заключают Сильвер, отнимая карабин в жандарма, ранил его.
Часть V: Сильвер и М'єтта идут с повстанцами дальше девушка с гордостью несет знамя, юноша поддерживает ее молодые люди испытывают друг к другу сильную и чистую любовь история М'єтти, ее знакомство и дружба с Сильвером встречи на бывшем кладбище Паскаль идет с отрядом повстанцев как врач солдаты нападают на повстанцев М'єтту убивают, она падает с флагом Сильвера арестовывают жандармы
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково - исследовательского характера
¦ Какие новые мысли, впечатления появились у вас после прочтения этой части произведения?
¦ Что скажете о развитии сюжетной линии Антуана Маккара? Случается в наше время, чтобы жена содержала мужа?
¦ Как, по вашему мнению, изменилась с тех пор природа человека?
¦ Постоянно подчеркивается во взаимоотношениях Сильвера и М'єтти?
¦ Или через собственные убеждения погибла М'єтта, почему она присоединилась к повстанцам? Которые символически-мистические моменты вы заметили?
Почему такие, как Антуан, поддерживали республиканцев, революционеров?
¦ Какие описания вам запомнились больше всего? Сравните батальные сцены в Л. Толстого и Е. Золя.
¦ Дополните схему родословной Ругон-Маккарів, начатую на прошлом уроке.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
¦ Определите проблемы времени и вечные, затронутые в романе Золя «Карьера Ругонов».
Ожидаемые ответы
Тогдашние проблемы |
Вечные проблемы |
Политической жизни, государственного устройства;
карьерного роста;
детского труда;
положения детей-сирот и др. |
Семьи и брака;
родителей и детей, честности, справедливости и лжи;
любви;
принципиальности и беспринципности;
гражданской активности, позиции, сознания |
VII. Домашнее задание
Дочитать роман до конца, знать его содержание, уметь пересказывать и анализировать.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Мне запомнилось (меня поразило)...
• Я задумался (-лась) над вопросом...
• Считаю, что характер человека зависит...