ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 57

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Художественные особенности произведения (за счет резервного времени)

 

Цель: помочь учащимся повторить и обобщить знания и представления о повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера»; раскрыть образы главных героев; глубже осознать понятие «повесть»; развивать навыки пересказа любимых отрывков от имени разных героев, умение характеризовать образы и сравнивать их; давать оценку их действиям и поступкам; сопоставлять с современной жизнью; воспитывать лучшие моральные качества.

Оборудование: портрет писателя, выставка ученических иллюстраций.

Теория литературы: повесть, комическое, художественные образы, художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Как хорошо, когда у тебя много друзей - верных, преданных, честных, порядочных, готовых поддержать в трудную минуту! Но даже если у тебя один друг, все равно человек может чувствовать себя уверенной, счастливой. Тому Сойеру в этом плане повезло. У него есть и Гек Финн и Джо Гарпер, и Бекки. Жизнь друзей полна приключений, и часто эти приключения сами их находят. Детям приходится делать выбор: рисковать собой и спасти невинного человека или трусливо промолчать; растеряться, плакать и ждать помощи или отчаянно искать выход и находить его.

Ребята склоняются к последнему, и это делает им честь.

Том Сойер и Гек Финн - всего лишь литературные герои, но им поставлен памятник в родном городке Марка Твена Ганнибале. Это свидетельствует о том, что читателям многих поколений полюбились эти персонажи, что книга дала многим детям и даже взрослым бесценные нравственные уроки.

Именно об этом мы сегодня и поговорим.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Формирование знаний, умений и навыков

1. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Вопрос: «Какие проблемы поднимает повесть Марка Твена “Приключения Тома Сойера”»?

Ожидаемые ответы

• Проблемы ценностей детства и ценностей взрослой жизни;

• дружбы, взаимопомощи;

• отношений родителей, взрослых и детей.

 

2. Характеристика героев повести

Сравните ценности детского и взрослого миров, найдите общее и отличное (по повести).

 

Дети

Взрослые

Совместное

Честность, порядочность, доброта, благородство

Отличное

Приключения, романтика, дружба, интересные вещи (шарики, дохлая крыса и т.д.)

Умеренность, деньги, невмешательства, сплетни

 

1) Коллективная характеристика Тома Сойера (с обоснованием, приведением примеров)

 

image54

 

Итог. Преобладает в характере героя положительное; он - живой, реальный человек с красивыми чертами характера и недостатками.

2) Самостоятельная характеристика Гекльберри Финна

 

 

3. Словарная работа

- Произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера» называют повестью. Вспомните, что такое повесть, запишите в литературоведческих виде словариков.

Повесть - довольно большой, средний по объему эпическое произведение, в котором рассказывается об истории человеческой жизни во всем его раВНОобразии, переплетении с другими человеческими судьбами.

- Докажите, что «Приключения Тома Сойера» - повесть.

Ожидаемые ответы

- Достаточно большой прозаический (эпический) произведение.

- Рассказывается про главного героя Тома Сойера, его друга Гека, Джо, Бекки, их родителей.

- Описываются события, поступки героев, их портреты, местность, где происходят события, проходит жизнь персонажей во всех его проявлениях.

 

4. Устный пересказ любимого эпизода повести Марка Твена от имени одного из героев: Тома, Гека, тети Полли, Бекки, Сида, учителя или кого-то другого

 

5. Разгадывание кроссворда, составленного из имен и названий героев повести «Приключения Тома Сойера». Ключевое слово в нем - псевдоним автора

 

 

1. Имя главного героя. (Том)

2. Имя вдовы, которую спас Гек. (Дуглас)

3. Фамилия мужа, которого индеец Джо обвинил в убийстве. (Поттер)

4. Имя девочки, которая нравилась Тому. (Бекки)

5. Городок, в котором происходили события повести. (Сент-Пітерсберг)

6. Тот, кто вместе с сыновьями помог Гекові спасти вдову. (Валлиец)

7. Настоящая фамилия автора повести «Приключения Тома Сойера». (Клеменс)

8. Фамилия лучшего друга Тома. (Финн)

Ключевое слово: Марк Твен.

 

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию, повторить содержание основных эпизодов повести Марка Твена; вспомнить содержание и основные мысли стихотворения Г. Бернса «Честная бедность».

 

V. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Больше всего мне понравилось на уроке такая форма работы, как...

• Лучше всего, по моему мнению, работали...

• Мне кажется, что такие книги, как «Приключения Тома Сойера»...