II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 57
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Художественные особенности произведения (за счет резервного времени)
Цель: помочь учащимся повторить и обобщить знания и представления о повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера»; раскрыть образы главных героев; глубже осознать понятие «повесть»; развивать навыки пересказа любимых отрывков от имени разных героев, умение характеризовать образы и сравнивать их; давать оценку их действиям и поступкам; сопоставлять с современной жизнью; воспитывать лучшие моральные качества.
Оборудование: портрет писателя, выставка ученических иллюстраций.
Теория литературы: повесть, комическое, художественные образы, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Как хорошо, когда у тебя много друзей - верных, преданных, честных, порядочных, готовых поддержать в трудную минуту! Но даже если у тебя один друг, все равно человек может чувствовать себя уверенной, счастливой. Тому Сойеру в этом плане повезло. У него есть и Гек Финн и Джо Гарпер, и Бекки. Жизнь друзей полна приключений, и часто эти приключения сами их находят. Детям приходится делать выбор: рисковать собой и спасти невинного человека или трусливо промолчать; растеряться, плакать и ждать помощи или отчаянно искать выход и находить его.
Ребята склоняются к последнему, и это делает им честь.
Том Сойер и Гек Финн - всего лишь литературные герои, но им поставлен памятник в родном городке Марка Твена Ганнибале. Это свидетельствует о том, что читателям многих поколений полюбились эти персонажи, что книга дала многим детям и даже взрослым бесценные нравственные уроки.
Именно об этом мы сегодня и поговорим.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование знаний, умений и навыков
1. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Вопрос: «Какие проблемы поднимает повесть Марка Твена “Приключения Тома Сойера”»?
Ожидаемые ответы
• Проблемы ценностей детства и ценностей взрослой жизни;
• дружбы, взаимопомощи;
• отношений родителей, взрослых и детей.
2. Характеристика героев повести
Сравните ценности детского и взрослого миров, найдите общее и отличное (по повести).
Дети |
Взрослые |
Совместное |
Честность, порядочность, доброта, благородство |
Отличное |
Приключения, романтика, дружба, интересные вещи (шарики, дохлая крыса и т.д.) |
Умеренность, деньги, невмешательства, сплетни |
1) Коллективная характеристика Тома Сойера (с обоснованием, приведением примеров)
Итог. Преобладает в характере героя положительное; он - живой, реальный человек с красивыми чертами характера и недостатками.
2) Самостоятельная характеристика Гекльберри Финна
3. Словарная работа
- Произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера» называют повестью. Вспомните, что такое повесть, запишите в литературоведческих виде словариков.
Повесть - довольно большой, средний по объему эпическое произведение, в котором рассказывается об истории человеческой жизни во всем его раВНОобразии, переплетении с другими человеческими судьбами.
- Докажите, что «Приключения Тома Сойера» - повесть.
Ожидаемые ответы
- Достаточно большой прозаический (эпический) произведение.
- Рассказывается про главного героя Тома Сойера, его друга Гека, Джо, Бекки, их родителей.
- Описываются события, поступки героев, их портреты, местность, где происходят события, проходит жизнь персонажей во всех его проявлениях.
4. Устный пересказ любимого эпизода повести Марка Твена от имени одного из героев: Тома, Гека, тети Полли, Бекки, Сида, учителя или кого-то другого
5. Разгадывание кроссворда, составленного из имен и названий героев повести «Приключения Тома Сойера». Ключевое слово в нем - псевдоним автора
1. Имя главного героя. (Том)
2. Имя вдовы, которую спас Гек. (Дуглас)
3. Фамилия мужа, которого индеец Джо обвинил в убийстве. (Поттер)
4. Имя девочки, которая нравилась Тому. (Бекки)
5. Городок, в котором происходили события повести. (Сент-Пітерсберг)
6. Тот, кто вместе с сыновьями помог Гекові спасти вдову. (Валлиец)
7. Настоящая фамилия автора повести «Приключения Тома Сойера». (Клеменс)
8. Фамилия лучшего друга Тома. (Финн)
Ключевое слово: Марк Твен.
IV. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию, повторить содержание основных эпизодов повести Марка Твена; вспомнить содержание и основные мысли стихотворения Г. Бернса «Честная бедность».
V. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Больше всего мне понравилось на уроке такая форма работы, как...
• Лучше всего, по моему мнению, работали...
• Мне кажется, что такие книги, как «Приключения Тома Сойера»...