II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 56
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографические мотивы и многоплановость повести
Цель: помочь учащимся разобраться в строении большого эпического произведения; выяснить роль собственных наблюдений и переживаний автора в создании художественной книги; развивать навыки выразительного чтения, пересказа повести, умение выделять сюжетные линии и эпизоды, характеризовать героев и художественные средства, высказывать собственные соображения; воспитывать уважение к старшим, умение ориентироваться в сложных ситуациях, чувство оптимизма.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Теория литературы: повесть, автобиографическое произведение, мотивы, многоплановость, художественные образы и художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Писатели - люди особые. У них богатая фантазия, творческое воображение. Но лучше всего пишет тот, кому близки мысли и чувства своих героев, хорошо знакомы сложные ситуации, радости и печали жизни.
Как мы знаем из биографии, Марк Твен был именно таким человеком. В детстве - дебошир, изобретатель, разумник. В юности и взрослой жизни - человек, которая много знала и видела, сменила немало профессий, почувствовала радость победы и горечь поражений, неудач, нищеты. Впрочем, писатель не забыл, как ему жилось в детстве, что тогда волновало, с чем он, сталкиваясь со взрослой жизнью, соглашался, а что категорически не воспринимал.
Итак, завершая знакомство с повестью Марка Твена «Приключения Тома Сойера», мы чувствуем, что это приключения не только ребят, но и самого автора, даже тетушка Полли воспринимается как его близкий человек. Конечно, истории, которые случались с ребятами, по-видимому, хорошо преувеличены, но вполне вероятны, и это - характерный признак художественного произведения.
Итак, вперед к «Заключительного слова»!
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
• Перескажите эпизод о том, как, почему Том и Бекки заблудились в пещере. Обратите внимание на то, делали ли они что-нибудь для своей безопасности. (Увлеклись, проснулся дух исследователей, ставили знаки на стене свечой, убежали от летучих мышей)
• Сообщение (сжатые) учащихся о сталактиты и сталагмиты, летучие мыши (см. приложение к уроку № 55).
• Вспомните ситуации, в которых Том проявил себя как рыцарь; как мудрый человек; как смельчак.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Прогнозирование учащихся
- Как вы думаете, чем закончится приключение Тома и Бекки в пещере и вообще произведение? (Ответы учащихся.)
2. Выразительное чтение глав повести Марка Твена XXXII, XXXIII, XXXIV (С. 277-280 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 221-227 - по учебнику Е. Волощук или за полным текстом)
3. Словарная работа за вопросами учеников
4. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Оправдались ли ваши предсказания и в какой степени?
• Что больше всего поразило вас в прочитанном?
• Стоило ли, на ваш взгляд, Тому во время рассказа о своем с Бекки освобождения из пещеры добавлять «немало собственных выдумок, чтобы было интереснее»?
• Что было негативного в поведении и действиях ребят? («Пахкали люльками», подвергались опасности)
• Что показалось вам смешным в прочитанных главах, например в XXXIV? (Как взрослые, зная уже тайну Гека, хвалили его; каких мучений наносил Гекові новый костюм.)
• В чем проявляется американский национальный характер произведения? (Вдова Дуглас решила взять Гека на воспитание, дать образование и помочь открыть свое дело; хранение средним классом денег в банке; некоторый авантюризм, тяга к путешествиям и приключениям, изобретательность.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Прочитайте высказывание американского писателя-критика о повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
(Слева направо: «Это лучшая повесть, написанная для мальчиков».)
VI. Домашнее задание
Дочитать повесть до конца, «Заключительное слово» (С. 281-184 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; Есть. Волощук - за полным текстом); повторить основные эпизоды произведения, уметь пересказывать от лица героев, характеризовать образы.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Если бы я попал (попала) в пещеру...
• Если бы я нашел (нашла) сокровище...
• По моему мнению, писатель...
• Конец произведения мне показался...