ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 56

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографические мотивы и многоплановость повести

 

Цель: помочь учащимся разобраться в строении большого эпического произведения; выяснить роль собственных наблюдений и переживаний автора в создании художественной книги; развивать навыки выразительного чтения, пересказа повести, умение выделять сюжетные линии и эпизоды, характеризовать героев и художественные средства, высказывать собственные соображения; воспитывать уважение к старшим, умение ориентироваться в сложных ситуациях, чувство оптимизма.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Теория литературы: повесть, автобиографическое произведение, мотивы, многоплановость, художественные образы и художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Писатели - люди особые. У них богатая фантазия, творческое воображение. Но лучше всего пишет тот, кому близки мысли и чувства своих героев, хорошо знакомы сложные ситуации, радости и печали жизни.

Как мы знаем из биографии, Марк Твен был именно таким человеком. В детстве - дебошир, изобретатель, разумник. В юности и взрослой жизни - человек, которая много знала и видела, сменила немало профессий, почувствовала радость победы и горечь поражений, неудач, нищеты. Впрочем, писатель не забыл, как ему жилось в детстве, что тогда волновало, с чем он, сталкиваясь со взрослой жизнью, соглашался, а что категорически не воспринимал.

Итак, завершая знакомство с повестью Марка Твена «Приключения Тома Сойера», мы чувствуем, что это приключения не только ребят, но и самого автора, даже тетушка Полли воспринимается как его близкий человек. Конечно, истории, которые случались с ребятами, по-видимому, хорошо преувеличены, но вполне вероятны, и это - характерный признак художественного произведения.

Итак, вперед к «Заключительного слова»!

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

• Перескажите эпизод о том, как, почему Том и Бекки заблудились в пещере. Обратите внимание на то, делали ли они что-нибудь для своей безопасности. (Увлеклись, проснулся дух исследователей, ставили знаки на стене свечой, убежали от летучих мышей)

• Сообщение (сжатые) учащихся о сталактиты и сталагмиты, летучие мыши (см. приложение к уроку № 55).

• Вспомните ситуации, в которых Том проявил себя как рыцарь; как мудрый человек; как смельчак.

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Прогнозирование учащихся

- Как вы думаете, чем закончится приключение Тома и Бекки в пещере и вообще произведение? (Ответы учащихся.)

 

2. Выразительное чтение глав повести Марка Твена XXXII, XXXIII, XXXIV (С. 277-280 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 221-227 - по учебнику Е. Волощук или за полным текстом)

 

3. Словарная работа за вопросами учеников

 

4. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Оправдались ли ваши предсказания и в какой степени?

• Что больше всего поразило вас в прочитанном?

• Стоило ли, на ваш взгляд, Тому во время рассказа о своем с Бекки освобождения из пещеры добавлять «немало собственных выдумок, чтобы было интереснее»?

• Что было негативного в поведении и действиях ребят? («Пахкали люльками», подвергались опасности)

• Что показалось вам смешным в прочитанных главах, например в XXXIV? (Как взрослые, зная уже тайну Гека, хвалили его; каких мучений наносил Гекові новый костюм.)

• В чем проявляется американский национальный характер произведения? (Вдова Дуглас решила взять Гека на воспитание, дать образование и помочь открыть свое дело; хранение средним классом денег в банке; некоторый авантюризм, тяга к путешествиям и приключениям, изобретательность.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Прочитайте высказывание американского писателя-критика о повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

 

 

(Слева направо: «Это лучшая повесть, написанная для мальчиков».)

 

VI. Домашнее задание

Дочитать повесть до конца, «Заключительное слово» (С. 281-184 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; Есть. Волощук - за полным текстом); повторить основные эпизоды произведения, уметь пересказывать от лица героев, характеризовать образы.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Если бы я попал (попала) в пещеру...

• Если бы я нашел (нашла) сокровище...

• По моему мнению, писатель...

• Конец произведения мне показался...