ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 56

 

Тема. «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о судьбе поколения после разгрома декабристов. Особенности композиции романа и ее роль в раскрытии характера Печорина

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Лермонтова; раскрыть главную тему романа - взаимоотношения человека и общества; выявить влияние среды на формирование человека; показать духовные ценности романа; раскрыть мастерство Лермонтова как писателя.

Оборудование: портрет М. Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени», таблица ЗХВ, схема.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

...блуждая по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья.

Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)

 

И. Актуализация опорных знаний

 

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений Лермонтова

3. Вопрос к классу

Почему Лермонтова называют достойным подражателем Пушкина?

Как повлиял стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» на дальнейшую судьбу Лермонтова?

В чем Лермонтов видел назначение поэта?

Каковы ведущие мотивы лирики Лермонтова?

 

2. Мотивация учебной деятельности

 

3. Учитель. Две проблемы - назначение человека на земле и понимание этого назначения - являются центральными для Лермонтова и для поколения последних романтиков.

«Герой нашего времени» - так назвал Лермонтов свое прозаическое произведение. Это имя и фамилия главного героя прозрачно намекают на то, что поэт нового (по сравнению с пушкинским) поколения претендовал создать обраВНОвого героя (Печора - река на севере России, так же, как и Онега). Историю разочарованной печорінської души изложено в сповідальних записках героя со всей безпощадністю самоанализа Печорин бесстрашно говорит и о своих идеалистические порывы, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях. Как мы смотрели на события романа «Евгений Онегин» глазами Пушкина, так мы будем смотреть на все, что происходило на Кавказе вокруг Печорина глазами Лермонтова.

 

III. Работа над темой урока

 

4. Сообщение ученика -«историка» о ситуации в России 30-х-40-х годов XIX в. по упреждающим задачей

Восстание декабристов должно было состояться летом 1826 года, однако в связи с внезапной смертью императора Александра И офицеры решили воспользоваться периодом «міжцарства». Выступление, организованное членами «Северного общества», состоялся в Петербурге 14 декабря 1825 года. Офицеры вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат. Однако руководитель восстания князь Трубецкой не явился в указанное время; пока выбирали нового руководителя, время было упущено. Этим воспользовался новый царь Николай i, который вывел на площадь верные ему войска, которые расстреляли восставших из пушек. 29 декабря 1825 - 2 января года офицеры «Южного общества» подняли на восстание Черниговский полк, который был расположен в Василькове (30 км от Киева). Это восстание потерпело поражение. Пятеро организаторов восстания - П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский, К. Рылеев были повешены, осужден 579 человек, из них 100 - к каторге и поселению в Сибири. Весь Черниговский полк передислоцировали на Кавказ, где Россия вела войну.

За Николая i (1825-1855), который получил прозвище «Палкин» через любовь к армейским методам правления, все больше процветала бюрократия. Период реакции, наступивший после подавления восстания декабристов, не остановил развития общественной дум-ки. Возникают различные течения реформирования российской действительности: славянофилы, западники, сторонники революционной перестройки общества. Деятельность кружков свидетельствовала о необходимости изменений в российском обществе.

 

2. Рассказ учителя о композиции и сюжетные линии романа «Герой нашего времени»

(Рассказывая, учитель изображает на доске композицию и сюжетную линию романа, а ученики переносят их в тетради.)

- Роман состоит из пяти частей - повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанр. Главный герой объединяет все эти повести в одно целое, в единый роман.

Гвардейский офицер Печорин прибывает к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань, оттуда - в Пятигорск. За дуэль с Грушницьким Печорина высылают на службу в далекую крепость, где происходят события, о которых в повести «Бэла» рассказывает хорошо знакомый с Печориным штабс-капитан Максим Максимович. Эпизод из этого периода жизни Печорина является повесть «Фаталист» - часть дневника («Журнала») главного героя произведения. Проходит несколько лет. Печорин выходит в отставку и едет в Персию. По дороге туда он в последний раз встречается с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).

В романе Лермонтова эти повести расположены в другом порядке. Начинает роман повесть «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань» и «Княжна Мэри», заканчивается роман повестью «Фаталист».

Такая последовательность преследует цель, которая вытекала из идейного замысла,- шире и глубже раскрыть сложную личность Печорина. Автор писал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не самое интересное и полеВНОе, чем история целого народа...» В трех первых частях повествование идет от имени Максима Максимовича и автора, в трех последних - от имени самого Печорина. Известие о смерти героя приходится на середину романа. Она окрашивает наше восприятие того, что происходит, в другие, трагические тона.

Страница за страницей постепенно раскрывают сущность характера главного героя. Сначала Максим Максимович не может окончательно понять мотивы поведения молодого офицера, но чувствует надлом в его мировоззрении. Читатель также не всегда может одобрять поведение Печорина, пока не получит объяснения от самого Печорина.

Раздраженный Максим Максимович передает автору бумаги Печорина. В «Предисловии» Лермонтов выражает свое особое отношение к дневнику, называя его автора «героем нашего времени». Он хочет показать, что люди, подобные Печоріну, все чаще встречаются в обществе и что они - совсем не худшая его часть, а чуток натянут нерв. Появление таких людей свидетельствует о болезни общества.

Печорин ищет средство от скуки, пытается войти, проникнуть в чужую жизнь. Но везде он лишний, всем причиняет горя: разрушает быт мелких контрабандистов, заставляя их уехать и бросить слепого мальчика Янку на произвол судьбы. Он хладнокровно убивает Грушницького на дуэли - не только потому, что является человеком чести, но и потому, что в поисках раВНОобразия жизни готов ходить по острию лезвия.

Роман имеет кольцевую композицию - действие начинается и заканчивается в крепости. Это - замкнутый круг, из которого герою не выбраться. Поиск славы, поиск риска, поиск любви, попытка творчества - все попытки Печорина влиться в общество терпят крах. Лермонтов последовательно показывает нам внешнее и внутреннее, истинное и наносное в «герое нашего времени». Композиция романа не только развенчивает его, но и помогает нам понять его суть, его судьбу, его трагедию.

Схема романа «Герой нашего времени»

 

3. Теория литературы

Понятие о морально-психологический роман, реализм, фабулу и сюжет

Учитель. Как вы уже знаете, романы делятся на семейно-бытовые, исторические, фантастические, приключенческие и т.д. Конечно, это деление условно. Например, семейно-бытовой роман может оказаться и социально-политическим, приключенческий роман может быть построен на исторической основе. Психологический роман часто содержит философскую проблематику. Именно это мы видим в романе «Герой нашего времени».

Человек и судьба, цель и смысл жизни человека, анализ, «диалектика души» человека - все это в центре внимания авторов психологических романов, которые были особенно распространены в XIX в. В условиях русской жизни периода создания «Героя нашего времени» осознание личностью своего человеческого достоинства, своего права на самопознание и самовыражение приобретало значение не только литературного, но и политического. Поэтому психологический анализ автора и самоанализ Печорина - необходимая форма самопознания развитой личности. Герой романа признается : «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Усиленное внимание к психологическому раскрытию внутреннего мира человека позволила Лермонтову по-новому поставить вопрос о моральной ответственности личности за свои поступки, за выбор жизненного пути, за свою судьбу и за судьбу тех людей, которые встретились ему на жизненном пути. Это проблемы не только психологические, но и морально-философские.

Фабула - основные события мифа, легенды, художественного произведения и т.п., изложенные без дополнительных деталей. Некоторые литературоведы хронологическую последовательность событий называют фабулой, а их художественное расположение - сюжетом. Неоднократно высказывалась мысль, что сюжет - схема событий, а фабула - их конкретное и многостороннее изображение.

Реализм - художественный метод в искусстве и литературе - попытка художников правдиво изображать действительность. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типичные - все это зависит от взглядов художника на жизнь, от его мировоззрения, от умения почувствовать движение эпохи.

Влечение к объективному изображению действительности часто заставляет художника изображать нереальное расстановку сил в обществе, даже вопреки собственным политическим взглядам.

Беседа

Чем отличаются семейно-бытовые, исторические, фантастические и приключенческие романы?

Что такое социально-политический и морально-психологический роман? В чем их отличие?

Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» считают морально-психологическим ?

Что такое фабула? В чем ее отличие от сюжета?

Можно ли назвать роман Лермонтова реалистичным? Почему?

 

IV. Рефлексия

 

1. Работа с таблицей ЗХВ

Учащиеся заполняют первые две колонки таблицы по теме «Роман М. Лермонтова "Герой нашего времени"».

 

Знаю

Хочу узнать

Изучил

 

2. Сообщение учеников о том, что они уже знают о романе «Герой нашего времени» и ожидания от дальнейшей работы

Методический комментарий

После сообщения детей о том, что им уже известно, нужно выявить, чего они в опрацьованому тексте не нашли, на вопрос ответа не получили. В таком случае учитель или называет источники информации, или сам отвечает на вопросы. (Вопросы, что остались без ответа, можно использовать на следующем уроке.)

 

V. Домашнее задание

 

Дочитать роман «Герой нашего времени» до конца; характеризовать образ Печорина, используя цитаты.