II семестр
3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
УРОК № 58
Тема. Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккари» - «естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Роман «Карьера Ругонов» как вступление к циклу, определение в нем ее ведущих тем и мотивов
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности произведения, ведущие темы и мотивы, сюжет; развивать навыки овладения содержанием крупных эпических произведений, выделение главного и деталей, их комментирования и оценивания; воспитывать интерес к литературе, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Знакомство с новым писателем, новой книгой - это всегда маленькое открытие. Открытие прошлого, что невидимыми нитями тянется к нам, в настоящее, и имеет, несомненно, нечто общее, которое объединяет нас в человечество. Произведения Золя непростые, часто с довольно детальными описаниями, которые утомляют. Но мы не можем не отметить точность наблюдений, изящество постройки, промовистість деталей. Итак, для начала ознакомимся ближе с сюжетом произведения Е. Золя и сверим свои впечатления.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Выступление учащихся с сообщениями о фактах биографии и творчества Е. Золя, о которых не упоминалось на предыдущем уроке
2. Беседа
Примечание. Во время беседы ученики объясняют особенности натурализма как литературного направления, основоположником которого является Е. Золя.
3. Составление «сюжетной цепочки» i-III частей романа «Карьера Ругонов»
Ожидаемые ответы
Описание площади Св. Митра в Плассані встреча юноши Сильвера, который собирается идти с повстанцами, со своей подругой М'єттою присоединения юноши и девушки до вооруженных повстанцев; М'єтта берется нести флаг; описание города Плассана, разделенного на три части: рабоче-ремесленую, торгово-буржуазную и дворянское происхождение Пьера Ругона от богатых огородников Фуків - матери Аделаиды и наемного работника Ругона иметь, став вдовой, начала встречаться с Маккаром - бродягой, чем получила осуждение всей окрестности рождения двух внебрачных детей дети росли, оставленные на произвол судьбы Пьер молча, будто живой упрек, смотрел на мать и сводил ее с ума Пьер взял всю власть в доме в свои руки, отправил Антуана на военную службу, пообещав выкупить через год, Урсула вышла замуж за рабочего с шляпної фабрики и не взяла приданого гибель контрабандиста Маккара, Аделаида в горе, переселяется в его хижину Пьер женится на Фелисите Пеш, дочерью торговца маслом Пьер заставляет мать продать усадьбу и землю, берет у нее расписку о получении пятидесяти тысяч франков и забирает деньги себе Пьер и Фелисите хозяйничают, поддерживают свою фирму невозможность разбогатеть слила Фелисите и побудила к поискам возможностей вложения Ругонами капитала в образование детей разочарование никто из сыновей не сделал карьеры, не разбогател описание сыновей (Эжен - неудачный адвокат, Паскаль - врач, Арістид - неудачный студент; женится; затем журналист) Ругони продают свою фирму, хотят поселиться в новом городе, где живут богатые коммерсанты, но денег не хватает, они снимают жилье на границе старого (рабочего) и нового квартала богачей описание желтой гостиной, которую обустроила Фелисите зависть к богатому соседу - сборщика налогов жизнь супругов Ругонов с мечтой быстро разбогатеть; политическая история Плассана - от монархистов до республиканцев тайна дворянского происхождения Фелисите ставка Ругонов на политическую карьеру; собрание в желтой гостиной приезд Эжена из Парижа и его тайная договоренность с отцом борьба газеты «Малоимущий» с участием Аристида против реакционеров Эжен присылает письма отцу о политической обстановке, дает инструкции Фелисите не допускают к тайне, она обижается дискуссии в желтой гостиной Фелисите тайно читает письма сына, чтобы быть в курсе всего политические события в Париже в 1851 году - государственный переворот, самопровозглашения императором Наполеона III (племянника Бонапарта), борьба с республиканцами восстание республиканцев, страх буржуа.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Эвристическая беседа. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Какое впечатление сложилось у вас от произведения, что запомнилось больше всего, поразило?
¦ Начертите родословная семьи Ругон-Маккарів. (Примечание. Его можно дополнять на следующих уроках. Можно также обозначить и наследственность - кому что от кого передалось.)
¦ Какие выводы вы можете сделать относительно характера Пьера Ругона и его ближайшего окружения?
¦ Что можно сказать о Франции этого периода?
¦ Ли заметна авторская позиция?
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Проблемные вопросы
¦ Какие черты натурализма как литературного направления вы заметили в произведении? Действительно произведение по стилю, направлению отличается от других произведений реалистических направлений, в частности произведений О. де Бальзака?
¦ Ведущие темы и мотивы вы определили бы в произведении?
VII. Домашнее задание
Прочитать вторую треть произведения «Карьера Ругонов» (части IV-V), пересказывать, выделять ключевые эпизоды и комментировать их.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
· Произведение «Карьера Ругонов» упоминается еще в цикле романов Е. Золя «Происхождения», потому что...
· По моему мнению, роман до нашего времени...
· Мне запомнилось...