II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 55
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Смешное и грустное в повести
Цель: помочь учащимся выяснить, что в произведении писателя грустном, а что - смешное, давать оценку изображаемому с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделения основных эпизодов, их анализа, умение высказывать и отстаивать свои мысли; воспитывать чувство юмора, уважение к старшим, лучшие моральные качества.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Теория литературы: повесть, герои произведения, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Замечали ли вы, как часто в жизни переплетаются смешное с грустным, а грустное - смешным? Так же бывает и в литературном произведении, построенном на ярком материале, за собственными наблюдениями и переживаниями автора. Нам смешно, когда мы читаем о мальчишеские предрассудки, страшные клятвы, подражания взрослых, «богатства» в виде дохлых кошек и крыс. И грустно, когда дети своим бешкетуванням, упрямством, ленью, непослушанием доставляют хлопот своим родным, заставляют их переживать и даже страдать; подвергают свою жизнь и здоровье опасности.
Сегодня мы будем рассуждать над тем, когда же действительно смешно, а когда грустно бывает героям повести Марка Твена, а также познакомимся с новыми разделами произведения «Приключения Тома Сойера».
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
• Расскажите эпизод из самостоятельно прочитанных прошлого урока и дома разделов, который больше всего запомнился, объясните свой выбор.
• Определите, какие это виды описания и в каком случае они используются автором.
а) «Они увидели заросшую бурьяном дом, стены, с которых давно осыпалась штукатурка, старый камин, зияющие проемы окон, развалившиеся лестницы наверх и везде запилюжені, обвисшие клочья паутины».
(Это описание помещения, интерьер «дома с привидениями», где друзья собирались искать клад.)
б) «Второй был гадкий оборванец с очень неприятным лицом. Фигура испанца обгортало серапе; из-под сомбреро виднелись мохнатые седые бакенбарды и длинные пряди седых волос, а глаза прятались за зелеными очками». (Это описание внешности, портрет одного из отрицательных героев - разбойника.)
в) «Внизу, посреди залитой лунным сиянием долины, одиноко стоял тот самый “дом с привидениями”, давно уже без ограждения, до самого крыльца заросший сорняками...» (Описание природы, пейзаж. Это место, куда ребята решили пойти разыскивать клад.)
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - XXVII, XXVIII, XXIX, XXX (С. 263-271 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, л. В. Ковбасенко; С. 216-221 - по учебнику Е. Волощук)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Эвристическая беседа, решение проблемных вопросов
• Какие черты характера ребят (Тома и Гека) оказались во время выслеживания таинственных незнакомцев из «дома призраков»? (Сообразительность, настойчивость, безрассудство, стремление прославиться)
• Что такое неприятность? (Неприятное происшествие; досадный случай)
• Что такое дать деру? (Быстро убегать)
• Правильно сделал Гек, что пошел за страшными преступниками по пятам, стал за ними следить? (Ответ на этот вопрос можно найти, выполнив интерактивное упражнение «Дерево решений».)
Например, решение И: правильно сделал, за преступником необходимо было проследить. Положительное - Гек узнал, когда воры планировали отомсти, сообщил взрослых; отрицательное - подвергался опасности, мог сам погибнуть, если бы его разоблачили.
Решение II: неправильно сделал, надо было сразу сказать взрослым, заявить в полицию. Положительное - преступников, возможно, быстрее поймали бы, никто из детей не рисковал бы собой. Негативное - могли бы и не узнать о преступных намерениях индейца Джо, могла бы пострадать хороший человек и т.д.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Работа с таблицей
Смешное и грустное в повести «Приключения Тома Сойера»
Смешное |
Печальное |
• Умение Тома превратить покраску забора на увлекательное занятие, да еще и обогатиться на этом;
• перечень «трофеев», «богатств» Тома;
• предрассудки ребят и поверья;
• попытки найти сокровище;
• зависть «свободе» Гека Финна, его одежды и т.п. |
• Непослушание ребят, риск жизнью и здоровьем;
• преступления взрослых, их трусость;
• невнимательное отношение к нуждам детей, к их жизни и т.п. |
2. Комментарий учителя
- «Можно смешить читателя, и это пустое занятие, если в глубине книги не лежит любовь к людям. Кое-кто не понимает, что все это требует от юмориста такого же умения видеть, анализировать, понимать, какое необходимое авторам серьезных книг... Только тот юмор будет жить, который вырастает из правды жизни»,- так объяснял свою любовь к смеху, к юмору сам писатель Марк Твен.
VI. Домашнее задание
Прочитать раздел XXXI, уметь пересказывать, характеризовать эпизоды и героев, оценивать прочитанное (С. 271-276 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 221-225 - по учебнику Е. Волощук); сообщения учащихся (см. приложение).
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• В этом году взрослые обнаружили(ся)...
• Мне кажется, что...
• Больше всего меня поразило...
• Если бы меня «забыли» в пещере...
Приложение
Сталагмит - минеральное образование (как правило, известняковая), что растет из дна пещер, подземных галерей в виде конусообразных столбиков, сосулек и др.
Сталактит - минеральное образование, свисающее с потолка пещер, подземных галерей в виде сосулек, трубочек и др.
Когда сталактиты и сталагмиты срастаются, образуются причудливые колонны - сталагнаты (Из словаря иностранных слов).
Сумах - дерево или кустарник высотой 3-7 метров. Есть до 125 видов, растет в Америке и в Азии. Имеет много дубильных веществ, поэтому является ценным техническим и лекарственным сырьем. Сумах называют еще «уксусним деревом». Выращивается и как декоративное растение (Из энциклопедии).