ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 55

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Смешное и грустное в повести

 

Цель: помочь учащимся выяснить, что в произведении писателя грустном, а что - смешное, давать оценку изображаемому с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделения основных эпизодов, их анализа, умение высказывать и отстаивать свои мысли; воспитывать чувство юмора, уважение к старшим, лучшие моральные качества.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Теория литературы: повесть, герои произведения, художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Замечали ли вы, как часто в жизни переплетаются смешное с грустным, а грустное - смешным? Так же бывает и в литературном произведении, построенном на ярком материале, за собственными наблюдениями и переживаниями автора. Нам смешно, когда мы читаем о мальчишеские предрассудки, страшные клятвы, подражания взрослых, «богатства» в виде дохлых кошек и крыс. И грустно, когда дети своим бешкетуванням, упрямством, ленью, непослушанием доставляют хлопот своим родным, заставляют их переживать и даже страдать; подвергают свою жизнь и здоровье опасности.

Сегодня мы будем рассуждать над тем, когда же действительно смешно, а когда грустно бывает героям повести Марка Твена, а также познакомимся с новыми разделами произведения «Приключения Тома Сойера».

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

• Расскажите эпизод из самостоятельно прочитанных прошлого урока и дома разделов, который больше всего запомнился, объясните свой выбор.

• Определите, какие это виды описания и в каком случае они используются автором.

а) «Они увидели заросшую бурьяном дом, стены, с которых давно осыпалась штукатурка, старый камин, зияющие проемы окон, развалившиеся лестницы наверх и везде запилюжені, обвисшие клочья паутины».

(Это описание помещения, интерьер «дома с привидениями», где друзья собирались искать клад.)

б) «Второй был гадкий оборванец с очень неприятным лицом. Фигура испанца обгортало серапе; из-под сомбреро виднелись мохнатые седые бакенбарды и длинные пряди седых волос, а глаза прятались за зелеными очками». (Это описание внешности, портрет одного из отрицательных героев - разбойника.)

в) «Внизу, посреди залитой лунным сиянием долины, одиноко стоял тот самый “дом с привидениями”, давно уже без ограждения, до самого крыльца заросший сорняками...» (Описание природы, пейзаж. Это место, куда ребята решили пойти разыскивать клад.)

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - XXVII, XXVIII, XXIX, XXX (С. 263-271 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, л. В. Ковбасенко; С. 216-221 - по учебнику Е. Волощук)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Эвристическая беседа, решение проблемных вопросов

• Какие черты характера ребят (Тома и Гека) оказались во время выслеживания таинственных незнакомцев из «дома призраков»? (Сообразительность, настойчивость, безрассудство, стремление прославиться)

• Что такое неприятность? (Неприятное происшествие; досадный случай)

• Что такое дать деру? (Быстро убегать)

• Правильно сделал Гек, что пошел за страшными преступниками по пятам, стал за ними следить? (Ответ на этот вопрос можно найти, выполнив интерактивное упражнение «Дерево решений».)

 

 

Например, решение И: правильно сделал, за преступником необходимо было проследить. Положительное - Гек узнал, когда воры планировали отомсти, сообщил взрослых; отрицательное - подвергался опасности, мог сам погибнуть, если бы его разоблачили.

Решение II: неправильно сделал, надо было сразу сказать взрослым, заявить в полицию. Положительное - преступников, возможно, быстрее поймали бы, никто из детей не рисковал бы собой. Негативное - могли бы и не узнать о преступных намерениях индейца Джо, могла бы пострадать хороший человек и т.д.

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Работа с таблицей

 

Смешное и грустное в повести «Приключения Тома Сойера»

 

Смешное

Печальное

• Умение Тома превратить покраску забора на увлекательное занятие, да еще и обогатиться на этом;

• перечень «трофеев», «богатств» Тома;

• предрассудки ребят и поверья;

• попытки найти сокровище;

• зависть «свободе» Гека Финна, его одежды и т.п.

• Непослушание ребят, риск жизнью и здоровьем;

• преступления взрослых, их трусость;

• невнимательное отношение к нуждам детей, к их жизни и т.п.

 

2. Комментарий учителя

- «Можно смешить читателя, и это пустое занятие, если в глубине книги не лежит любовь к людям. Кое-кто не понимает, что все это требует от юмориста такого же умения видеть, анализировать, понимать, какое необходимое авторам серьезных книг... Только тот юмор будет жить, который вырастает из правды жизни»,- так объяснял свою любовь к смеху, к юмору сам писатель Марк Твен.

 

VI. Домашнее задание

Прочитать раздел XXXI, уметь пересказывать, характеризовать эпизоды и героев, оценивать прочитанное (С. 271-276 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 221-225 - по учебнику Е. Волощук); сообщения учащихся (см. приложение).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• В этом году взрослые обнаружили(ся)...

• Мне кажется, что...

• Больше всего меня поразило...

• Если бы меня «забыли» в пещере...

 

Приложение

 

Сталагмит - минеральное образование (как правило, известняковая), что растет из дна пещер, подземных галерей в виде конусообразных столбиков, сосулек и др.

Сталактит - минеральное образование, свисающее с потолка пещер, подземных галерей в виде сосулек, трубочек и др.

Когда сталактиты и сталагмиты срастаются, образуются причудливые колонны - сталагнаты (Из словаря иностранных слов).

Сумах - дерево или кустарник высотой 3-7 метров. Есть до 125 видов, растет в Америке и в Азии. Имеет много дубильных веществ, поэтому является ценным техническим и лекарственным сырьем. Сумах называют еще «уксусним деревом». Выращивается и как декоративное растение (Из энциклопедии).