ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 55

 

Тема. Михаил Лермонтов (1814 - 1841). Мотивы свободы и одиночества, пессимизм стихов Лермонтова

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве М. Лермонтова; раскрыть вольнолюбивые устремления поэта, причины его одиночества и безграничную преданность родине; развивать чувство ответственности перед обществом и желание противостоять бездуховности, жестокости, лицемерию; развивать речевую культуру и толерантное отношение к окружающим, чувства гуманизма.

Оборудование: портреты М. Лермонтова и его близких, иллюстрации рисунков поэта, изображения мест, связанных с жизнью Лермонтова.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Пришлите ради поэзии святой

Лермонтова хоть один том, большую

вящей радости пришлите...

Т. Шевченко (из письма к друзьям)

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. В минуты, когда жизнь оставляла О. Пушкина, рождался другой, не менее великий поэт, который так отозвался на смерть своего кумира (учитель выразительно читает «Смерть поэта» М. Лермонтова - см. приложение). За это стихотворение, в котором автор клеймил убийц Пушкина, император сослал поэта в действующую армию на Кавказ, где в то время шла война с горцами. На смену одному большому таланту пришел другой, не меньший талант - Михаил Лермонтов.

Он был одним из любимых поэтов Т. Шевченко. Тарас Шевченко чувствовал свое духовное родство с русским поэтом. Он называл его «наш великий Лермонтов» и просил своего друга М. Лазаревского прислать ему ссылки на поэзии Лермонтова. С такой же просьбой он обращался и к А. Лизогуба и Ф. Лазаревского. А когда получил драгоценный томик стихов, то очень обрадовался: «Ты переслал мне в неволю Поэта нашего,- на волю мне ты дверь открыл!». в 1850 году во время обыска в Шевченко было отобрано две книги российского поэта; Шевченко несколько раз вспоминал Лермонтова и цитировал его произведения в «Дневнике». В стихотворении «Мне кажется, я не знаю» великий Кобзарь писал о бессмертии Лермонтова, о силе его искусства. Стихи русского гюета вызвали в Шевченко радость, поддерживали его надежды на волю. Влияние поэзии Лермонтова отразился на произведениях Тараса Григорьевича «Слепая», «Триз-на», «Пророк», «Чего мне тяжело, мне скучно» и др. Мемуаристы писали, что в день смерти Шевченко сборник произведений Лермонтова лежала на его столе.

Именно про Лермонтова мы и начинаем язык.

 

II. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (учащиеся составляют конспект)

Жизненный и творческий путь Лермонтова

Учитель. Родился Михаил Юрьевич Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве в доме близ Красных ворот. Отец Юрий Петрович - отставной пехотный капитан из обедневшей дворянской семьи; мать - Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столипіних).

1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой. Там прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817 году, в 21 год) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувер-неров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка возила его на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались в памяти поэта на всю жизнь (впоследствии они выльются в раннем творчестве - «Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», 1832).

года бабушка привезла внука в Москву, чтобы он продолжил образование. 1 сентября 1828 Лермонтова зачислили півпансіонером до Московского университетского благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России. Он получает гуманитарное образование и занимается самообразованием.

года Михаил Лермонтов пишет стихи, и этот год принято считать началом его литературной деятельности.

Осенью 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров за невежливые ответы и споры студента, что считалось необычайной дерзостью, привели к тому, что Лермонтов покинул университет в 1832 году.

Однако необходимо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в Московском университете ему не засчитывался. Он не захотел терять два года и поменял планы.

4 ноября 1832 году Михаил поступил в Школу гвардейских підпрапорщиків и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казармової муштры, были, с его слов, «страшными». Но даже в этих условиях Лермонтов тайком пишет, хотя его творчество переживает период спада.

После окончания Школы 1834 года Лермонтов получает повышения из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Большую часть времени Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варварой Лопухіною, глубокое чувство к которой поэт хранил всю жизнь. Известие о смерти О. Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий день после его гибели Лермонтов пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и завчався наизусть. Третьего марта 1837 поэт был арестован по делу «о недозволен! стихи». Сидя под арестом, пишет стихи «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желание».

Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородского драгунского полка и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25 - летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свой юношеский стихотворение «Поле Бородино» в поэму «Бородино», которая была опубликована в журнале «Современник» 1837 года.

Во время кавказского ссылки Лєрмонтов познакомился с декабристами, которые также отбывали там наказание, а с поэтом А. Одоєвським даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, связано с Кавказом. Кавказские темы и образы отразились во всем его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они также и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, одаренного живописца.

В январе 1838 года Михаил Лермонтов приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В. Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен к Гродненского полка, расположенного неподалеку от Новгорода. Около месяца прожил поэт в Петербурге, каждый день бывал в театре, у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша», вскоре опубликованную в журнале «Современник». Вследствие дальнейшего ходатайства Лермонтов был переведен в его бывшего гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Тогда же вышла не подписано автором «Песня про царя Ивана Васильевича...»

В начале 1839 года Лермонтов сближается с редакцией журнала «Отечественные записки», издававшиеся А. Краевским, и постепенно входит в среду петербургских, литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах его считают надеждой русской литературы. «На Руси явилось новое могучее дарование - Лермонтов»,- объявляет Белинский.

В марте 1840 года Лермонтова за дуэль с сыном французского посла Э. де Варантом было переведено до пехотного полка и отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в военных действиях, выполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе.

Более того, ему предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказ. Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи «Спор», «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Свидание», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие.

В Пятигорске он встречает своих старых приятелей, среди которых и его товарищ по школе юнкеров, М. Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзіліних, где собиралась молодежь, обиженный очередным ущипливим шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Поэта убили. Тело Лермонтова похоронили 17 июля на П'ятигорському кладбище. Позже, в апреле 1842 года, по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и похоронили в фамильном склепе.

 

2. Ознакомление с записями учеников

Вопрос к ученикам • Что вас больше всего поразило в слышанном, что запомнилось? 3. Коллективное составление опорного конспекта «Жизненный путь М. Лермонтова»

Когда смотрю на тебя в другую миг

И взгляд мой до глаз твоих всплывает:

Разговор я тайную начинаю,

И не к тебе сердце шумит.

 

Я говорю с подругой юных дней,

В тебе ищу другие милые черты,

В устах живых - уста давно знімілі,

В глазах огонь, что уже давно сгорел.

(Перевод Л. Первомайского)

 

Нет, я не Байрон, я другой

Избранник, людям еще не известный,

Как он, мандрівець, миром гонимый,

И русская лишь душа моя.

 

Раньше начал, кончу заранее,

Я успею мало что сделает;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых клад лежит.

 

Кто может, океан, в шуме

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Только я - или Бог - или никто.

(Перевод М. Терещенко)

 

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В час невыносимой затруднения...

Желание! Зачем напрасно и вечно хотят?..

А годы проходят и их не вернуть!

 

Любит... И кого же? На время лишь - любить зря,

Любовь же навек - невозможно.

В себя заглянешь - прошлого и следа нет;

Все там - и радость, и мука - зрадливе...

 

Что страсть? Сладкую болезнь розвієш умом,

Как прихоть, ничего не значащий...

Жизнь, как посмотришь глазом холодным кругом,-

Это произведение пустого, бессмысленного шутки...

(Перевод М. Терещенко)

На дорогу иду я в одиночестве;

Крем'яна в тумане путь блестит:

Тихо. Бога слушает пустыня,

И заря с зарей шумит.

 

Небеса прекрасные и бескрайние!

Спит земля в лучах голубом...

Почему же сердце от боли замирает?

Жду чего? Жалею я при чем?

 

Мечтой не рад я пустой,

Дней не жаль, что более не расцветут.

Я хочу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснут!

 

И не тем холодным сном могилы...

Я бы навек уснуть так хотел,

Чтобы живые дремали в сердце силы,

Чтобы в груди дыхание подрагивал;

 

Чтобы сквозь ночь, сквозь день ясный для меня

О любви нежный пение раздавался,

Надо мной темный дуб зеленый

Чтобы склонялся и листьями разговаривал.

(Перевод М. Рыльского)

Как небо, взгляд твой лучистый,

Эмалевая голубизна;

Как поцелуй, голос чистый

И тает, и дрожит.

 

Единственный звук твоей речи,

Единственный взгляд твой,

И я отдать за то готов

Кинжал грузинский мой.

 

И он порой любо играет,

Привлекательно звенит;

На звон его душа пылает

И в сердце кровь кипит.

 

Но мне навек остили

Война и гук боев,

Как я услышал твой голос милый

И взгляд твой встретил.

(Перевод М. Зерова)

III. Рефлексия

 

3. Беседа - обобщение

5. Как мотивы поэзии, по вашему мнению, связаны с жизнью поэта?

6. В чем судьба поэта? Какой он ее видит?

7. Почему Лермонтов подчеркивает, что он не Байрон?

8. Какого «цвета» поэзия Лермонтова?

9. Можем ли мы говорить о влиянии романтизма на поэзию Лермонтова? Докажите свое мнение.

 

9. Завершите предложение: «Сегодня на уроке...».

9.

9. IV. Домашнее задание

 

Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть; читать роман «Герой нашего времени»; опережающее задание для ученика - «историка» - подготовить сообщение о ситуации в России в 30-е - 40-е годы XIX в.

 

Приложение

СМЕРТЬ ПОЭТА

Поэт погиб! - воин чести -

Упал от клеветы тяжких,

С свинцом в груди и жаждой мсти

Главой гордой пал!..

 

Не вынесла душа Пиита

Позора мелких, злых обид.

Восстал против мнений мира

Один... и убитым стал вдруг!

 

Убит!., напрасны все рыдания,

Похвал пустых даль,

И сожалению, и лепет порыв,-

Как приговор судьбы прозвучал!

 

Разве не вы злобно гнали

Его смелый, свободный талант

И для потехи розпаляли

Разбойничий пожара свист?

 

Что же? веселитесь... ужас для меня:

Тяжких не вынес он мыслей,

Как светоч, угас чудесный гений,

Увял торжественный вінок.В его убийцы, что не удивительно,

Не видно сомнения примет:

Пустое сердце билось ровно

И не дрогнул пистолет.

 

И что за диво?., он, довольно

Подобный сотням беглецов,

На поиск счастья и чинов

К нам попал по воле судьбы.

 

За что же он наши нравы?

Он ими пренебрегал вызывающе,

Не мог щадить нашу славу

И понять в миг кровавой,

На что он руку поднимал!..

 

И он погиб, ушел в могилу,

Как тот певец, безвестный, но милый

(Ибо добыча ревности глухой),

Воспетый им в удивительную силу.

И убила их обоих безжалостная рука.

 

Почему, чем он от нег и дружбы был бы рад,

Вступил он в этот свет, душный и завистлив

Для пламенных страстей и сердец?

Зачем он руку дал клеветникам подобным,

Почему поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет зная людей?..

 

И, сняв долой венок, они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

И иголки спрятаны строго

Поражали вславлене лоб;

 

Отравлены его последние мгновенья злой

Коварством темнот, насмешливых и подлых действий.

И умер он - с мести напрасной жаждой,

С журною горечью обманутых надежд.

 

Замолкли звуки чудных песен,

И не раздаваться им в снах:

Певца приют очень тесный -

Печать на его устах.

 

А вы, гордые потомки

Злой подлостью прославленных отцов,Пятой рабским умножили нападки

На судьбу - счастье игрой обиженных родов!

 

Вы - жадная толпа: стоит вблизи трона.

Свободы, Гения и Славы вы - палачи -

Таїтесь под покровами закона,

К вам и суд, и правда - не ходи!..

 

Есть и Божий, грозный суд, наперсники разврата!

Вас ждет он,

Он звон золота к себе не пропустит;

Мыслей и дел он ясно видит течение.

 

И вам зря на сквернословие будет бить:

Оно не поможет вновь,

И ваша черная кровь вся не сможет смыть

Поэта непогрешимой кровь!

(Перевод В. Васильева)