ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

3. РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

УРОК № 57

Тема. Е. Золя - французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя. Цикл романов «Ругон-Маккари»

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, вызвать к ним интерес; дать понятие о натурализм как литературное направление; развивать навыки самостоятельной работы с литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, оценки литературных явлений с обоснованием; воспитывать стремление к познанию, интерес к литературе.

Оснащение: портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к биографии; изображения пейзажей Франции II половины XIX века.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Анализ результатов контрольной работы

 

III. Мотивация учебной деятельности

 

IV. Объявление темы и цели урока

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Эмиля Золя называли «революционером в литературе», «этапом в сознании человечества». По мнению Г. Манна, Золя «не только писал произведения, но и утверждал истину. Истина стала душой его творчества».

Мир художественных предпочтений писателя складывался под влиянием философии позитивизма, рассматривал человека только как часть биологического мира. Свои взгляды на литературу как искусство слова Эмиль Золя изложил в многочисленных литературно-критических работах, и самая главная среди них - «Экспериментальный роман». Натурализм, по его мнению, должен прежде всего отстаивать жизненную правду. Основой искусства могут быть только факты, и художник может для своих художественных исследований выбирать любые проявления жизни, даже такие, которые традиционно считаются неэстетичными. Золя уподоблял писателя до ученого, который фиксирует факт опыта.

Натурализм выступал против авторского вмешательства в ход описываемых событий. Именно поэтому роман Е. Золя «Тереза Ракен» (1867), что является «физиологическим экспериментом средствами литературы», вызвал в тогдашней критики возмущение. Писатель же заявлял, что он «поставил себе цель изучить не характеры, а темпераменты. В этом весь смысл романа». Уже через год Золя пришел к мысли о том, что для создания настоящего романа нужно исследовать общество в различных его проявлениях и описать его в разных аспектах.

В 1868 году Золя решил изобразить современную ему эпоху, создать ее художественную панораму. Так появился двадцатитомный цикл романов под общим названием «Ругон-Маккари. Естественная и социальная история одной семьи времен Второй Империи». В нем исследуется история семьи Ругон-Маккарів - рода, который основала психически неуравновешенный Аделаида Фук (в первом браке - жена крестьянина Ругона, во втором - пьяницы Маккара). Потомки этого рода попадают в разные социальные слои, даже в самые высокие финансовые и политические, но их судьбы определяются не только обстоятельствами, поступками, действиями, но и наследственностью. Цикл охватывает значительный промежуток времени: от зарождения бонапартизма (1804) до падения императора и событий Парижской коммуны (1871). История одной семьи переплетается с историей Второй Империи, а судьба отдельных людей - с судьбой общества. «Ругон-Маккари» создавались в течение 22 лет (1871-1893).

Традиции Золя продолжили в ХХ веке Дж. Голсуорси, Т. Манн, В. Бредель и др. И дело не только в том, что роман-хроника одной семьи завоевал литературный пространство, но и в том, что писатель способствовал становлению нового реализма, отличного от бальзаковского.

 

2. Выступление ученика с сообщением о жизни Е. Золя

ЗОЛЯ ЭМИЛЬ

(2 апреля 1840 года - 28 сентября 1902 года)

Отец Эмиля, итальянский инженер, внезапно умер в 1846 году, оставив свою жену-француженку и шестилетнего сына практически без средств. 1858 года Эмиль с матерью перебрались в Париж. В течение двух следующих лет Золя дважды безуспешно пытался сдать экзамен на звание бакалавра в лицее Сен-Луи. В юности Золя был романтиком. Он страстно любил поэзию и сам писал стихи. Он не сумел сдать выпускные экзамены и жил в нищете. История о том, что он спасался от голода воробьями, которых поймал на крыше, несколько преувеличена, но показательная для описания той нищеты, в которой он тогда жил.

1871 года Золя опубликовал первый из своих романов, где изложил собственную теорию натурализма, в которой утверждал, что все действия и поступки человека определены ее наследственностью и окружающей средой.

Золя был чрезвычайно нервным и чувствительным человеком с «тонкими, подвижными, удивительно выразительными руками» и столь же выразительным крупным носом; близорукий и шепелявий, но обладал прекрасным тенором. Внешне Золя был солидным бородатым мужчиной среднего роста, на лице которого будто навечно застыло меланхолическое выражение.

В юности Эмиль Золя влюбился в Луизу Соляре, сестру своего друга. Их отношения, несомненно, были романтическими и чисто платоническими, поскольку Луизе едва исполнилось 12 лет, когда 18-летний Золя уже уехал в Париж.

В 25-летнем возрасте Золя начал приставать к красавице Александрини Мелей, которая была старше него на год и работала швеей.

Золя обратил внимание на девушку, когда та горько плакала посреди улицы после разрыва со своим бывшим возлюбленным. Александрина стала близкой подругой Золя, а через четыре года, в мае 1870 года, они поженились. К сожалению, отсутствие детей сказывались на взаимоотношениях супругов холодностью и отчужденностью.

Оставаясь верным Александрині, всю свою страсть Золя вложил в литературные произведения. Его яркие описания женской красоты и страсти зажигали как читателей, так и критиков. Они, казалось бы, совсем не трогали только одного человека - самого Золя.

Начиная с 1887 года его жизнь невероятно изменилась. Он начал худеть, а через год познакомился с 20-летней Жанной Ра. Жанна была немного удивлена тем, что Золя вообще обратил на нее внимание. Писатель вскоре по-настоящему влюбился в нее и поселил ее в хорошем доме. Жанна родила от него двух детей, которых счастливые родители назвали Дениз и Жак.

В течение двух лет Золя поддерживал связь с Жанной и ухаживал за детьми, скрывая этот факт от Александрини. Впоследствии жена получила анонимное письмо, из которого узнала правду про вторую семью ее мужа. Александрина разозлилась и даже собиралась расторгнуть брак с Золя, но потом ее злость утихла. Она познакомилась с детьми, а после смерти Жанны занималась их воспитанием, официально дала им фамилию своего мужа и объявила законными наследниками.

Эмиль Золя умер в результате несчастного случая, отравившись угарным газом. Существует, правда, версия о том, что он был убит своими политическими противниками.

 

image26

 

Эмиль Золя

 

3. Словарная работа

Учитель. Выясним эстетические принципы натурализма (по словарю литературоведческих терминов).

Литературное направление натурализм (в переводе с латыни - природа) предусматривает:

• уподобление метода научного исследования;

• точность в описании внешней среды;

• изображение человека как биологического существа;

• воспроизведение мелких деталей обстановки;

• формальный отказ от обобщений, выражение авторской позиции, типизации;

• обращение к символике;

• мотивацию поступков человека не социальными обстоятельствами, а ее биологической природой.

 

4. Слово учителя

Натурализм как направление является достаточно неоднородным: он содержит критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. Натуралисты, и в первую очередь Е. Золя, призвали изображать неприкрашенную правду, отказаться от запретов, значительное внимание уделять наследственности, использовать опыт естествознания, ставить во время объяснения поведения людей на один уровень общественные и биологические причины.

Серия романов Э. Золя «Ругон-Маккари» вызвала бешеную критику. И что самое удивительное - критиковали в основном стиль писателя, его широкое обращение к народной речи. В предисловии к роману «Западня» («Западня») Золя пишет: «Если бы они знали, что февраль романист, страшный кровопийца самом деле просто добропорядочный буржуа, человек науки и искусства, что он скромно живет в своем углу и его единственное пожелание - оставить такую широкую и правдивую картину жизни, которую ему только к силам создать!»

В предисловии к первой книге «Ругон-Маккари», что имеет название «Карьера Ругонов», Е. Золя отмечает: «Я хочу показать небольшую группу людей, ее поведение в обществе, показать, как, разрастаясь, она дает жизнь десяти, двадцати существам, на первый взгляд очень разным, но, как свидетельствует анализ, близко между собой связанным. Наследственность, подобно силе притяжения, имеет свои законы.

Для решения двойного вопрос о темпераментах и среду я пытаюсь отыскать и проследить связь, которую математически точно ведет от человека к человеку. И когда я соберу все нити, когда в моих руках будет целая общественная группа, я покажу ее в действии, как участника исторической эпохи, я создам ту обстановку, в которой выявится сложность взаимоотношений, я проанализирую одновременно и волю каждого из ее членов, и общую направленность целого.

Ругон-Маккари - та группа, та семья, которую я собираюсь изучать, характеризуется стремительностью вожделений, мощным стремлением нашей эпохи, что рвется к наслаждениям. В физиологическом плане для них характерно медленное чередование нервных расстройств и болезней крови, которые проявляются из рода в род как следствие первичного органического повреждения и определяют, в зависимости от окружающей среды, чувства, желания и страсти каждой отдельной личности - все естественные и инстинктивные проявления человеческой природы, последствия которых имеют условные названия добродетелей и пороков. Исторически эти лица происходят из народа, они рассеиваются по всему современному обществу, добиваются любых должностей благодаря тому глубоком современном импульса, что пробуждает низшие классы пробиваться сквозь социальную толщу. Своими личными драмами они повествуют о Вторую Империю, начиная от ловушки - государственного переворота, заканчивая седанською предательством».

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Проблемный вопрос

¦ Чем отличаются реализм О. де Бальзака и Э. Золя?

 

VII. Домашнее задание

Для всех: подробнее ознакомиться с биографией писателя, особенностями его творчества; прочитать треть романа «Карьера Ругонов» (i-III части).

Индивидуальное: подготовить сообщение о фактах биографии и творчества Е. Золя, о которых не упоминалось сегодня на уроке.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения:

• Для меня было новым (неожиданным)...

• Натурализм как литературное направление, мне кажется...

• Е. Золя представляется мне человеком...