II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 54
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои повести - Том Сойер и Гекльберри Финн
Цель: помочь учащимся осознать истины, что утверждает автор через образы своих героев; определить уровень художественного мастерства автора; развивать навыки выразительного чтения, перевода большого эпического произведения, его анализа, характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Теория литературы: повесть, герой литературного произведения, портрет, пейзаж, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Так уж сложилось, что человеку в жизни часто приходится делать выбор между добром и злом, правдой и ложью, смелостью и трусостью. Равнодушие и замалчивание нередко склоняет чашу весов в сторону неправды, несправедливости.
Тому Сойеру и его товарищам также не раз приходилось делать выбор. И, надо признать, делали они зачастую смело, благородно, побеждая собственные обиды и страх, проявляли себя настоящими друзьями. Вот именно об этом мы и поговорим на уроке разговор.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Выполнение клоуз-тестов
Продолжите предложения (можно в письменной форме, каждый правильный ответ - 2 балла; проверяется в паре методом взаємоперевірки под руководством учителя).
1) Том пришел домой, словно черная туча... (потому что Бекки демонстративно уделяла внимание Альфреду, рассматривая с ним книжку).
2) Тетя Полли сказала, что простила бы Тому теперь хоть миллион грехов,... (потому что действительно в кармане куртки нашла записку Тома о том, что они не утонули, а пошли в пираты).
3) Учитель мистер Доббинс постоянно читал книгу «Анатомию», потому что... (его заветной мечтой было стать врачом).
4) Том отбыл наказание за испорченный учебник, не очень всем тем вникая, потому что... (думал, что, может, сам это случайно и сделал, бешкетуючи в классе с товарищами).
5) У Бекки был затравленный и беспомощный выражение лица, как у кролика, на которого было нацелено ружье, потому что... (она думала, что Том уличит ее вину).
6) Том стойко выдержал жесточайшее наказание от учителя за поврежденную книгу, потому что... (знал, что его ждет благодарность Бекки).
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение глав повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена XXIII, XXIV, XXV (С. 252-258 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 211-216 - по учебнику Е. Волощук)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера
• Замените синонимами (близкими по значению словами) выражения, принятые в повести.
Нечистая совесть - (бессовестность);
отпустить языка с препятствия - (заговорить);
забежать куда глаза глядят - (спрятаться, оказаться далеко);
все глаза прикипели - (все внимательно, с удивлением посмотрели);
затаить дыхание - (замолчать, ожидая чего-то неожиданного);
ловить каждое слово - (слушать внимательно);
вся работа - псу под хвост - (напрасный труд);
поджилки дрожат - (боится);
лезть к черту в зубы - (подвергаться опасности).
• Как вы оцениваете поступок Тома - его показания в суде?
• Почему «от Гекової веры в человечество» почти ничего не осталось? (Том ради спасения невиновного человека, Мафа Поттера, сломал их клятву, скрепленную кровью.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке
2. Расскажите поверье о том, где находятся сокровища и как их искать. Какие поверья есть в нашей местности?
VI. Домашнее задание
Прочитать раздел XXVI (С. 258-263 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 216-221 - по учебнику Е. Волощук), научиться пересказывать, характеризовать героев, определить художественные средства.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Я думаю, что мечтать о сокровище...
• Мне кажется, что сокровище...
• Выступать в суде - это...