ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 55

РОМАНТИКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ БОК О БОК С ОПАСНОСТЬЮ

 

Тема: Прославление смелости, находчивости, порядочности в образах Джима Гокінса и его товарищей.

Говорят, трусость заразительна. Но правда и то, что, споря с кем-то, можешь набраться изрядной смелости.

Г. Л. Стивенсон

Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как события раскрывают характеры героев, проанализировать общие и отличительные черты между персонажами разных литературных произведений; развивать умение характеризовать образы героев через их поступки, навыки делать сравнительную характеристику литературных героев, навыки самоанализа, способность к критическому мышлению, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес к самопознанию, ответственное отношение к своей жизни, толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Г. Л. Стивенсона, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе бумаги, предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения. Работа с эпиграфом.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока.

Работа с эпиграфом. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока и предлагает выяснить, какому персонажу принадлежат процитированные в нем слова и как этот эпиграф перекликается с содержанием романа.

После коротких рассуждений - разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать предсказания относительно цели/задачи урока, обсудить их в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими уточнениями.

 

2. Пересказ учащимися содержания романа (близко к тексту). Эвристическая беседа на основе вопросов.

Ориентировочные вопросы:

1. Как вы думаете, почему именно Джиму автор «доверил» рассказ?

2. С чего начались необычные события в жизни Джима Гокінса?

3. Какое впечатление произвел на вас «морской волк» Билли?

4. Что в его поведении свидетельствует о пиратское прошлое?

5. Что повлекло гибель Билла?

6. Какие документы хранились в ящике этого моряка?

7. Благодаря каким обстоятельствам удалось спастись Джиму и его матери?

8. Какие решения приняли Трелони и Ливси, ознакомившись с ними?

9. В разговоре этих двух джентльменов упоминалось имя морского разбойника Флинта. Чем прославился этот пират?

10. Чем не понравился Джиму письмо сквайра?

11. Как Трелони нашел экипаж для «Эспаньолы»? Какое впечатление произвел на него Джон Сильвер?

12. Как капитан Смоллет оценил свою команду?

13. Какие детали поведения команды вызвали у Смоллета недоверие?

14. Как отнесся к словам капитана сквайр Трелони и доктор Ливси?

15. Что во время первой встречи с поваром показалось Джиму подозрительным?

16. Как и в зависимости от чего менялось отношение Джима к Джона Силвера?

 

3. Выразительное чтение фрагмента художественного текста по ролям.

Ученики по ролям читают отрывок текста с элементом портрета Силвера. (Раздел VIII. Под вывеской «Подзорная труба» от слов: «Пока я так стоял, из боковой комнаты вышел человек...» до фразы: «Мужчина, которого он назвал Морганом, - старый седой моряк с багряным лицом, - смиренно вышел вперед, жуя табак» нас. 176 учебника).

• Какое впечатление произвел на вас Джон Силвер?

• Какие черты характера проявил этот герой в прочитанном эпизоде?

• Вспомните историю создания романа и дайте ответ на вопрос: каким изображает Силвера автор и чем привлекает этот колоритный персонаж?

 

4. Литературно-психологический тренинг «Познай себя - и ты познаешь героя».

1. На обсуждение с учащимися выдвигается ряд следующих метафизических вопросов.

• Что мы подразумеваем, когда говорим, что кто храбрый?

• Есть храбростью противостоять страха перед вещами, которых не существует на самом деле, как мы это делаем, когда, например, слышим истории о привидениях?

• Есть храбростью пережить опасность, но неохотно?

• Есть храбростью подвергаться опасности без крайней необходимости, например, летом прыгать в воду вниз головой в незнакомом городе, не зная, каким является дно водоема и как далеко оно от поверхности?

• Храбрость - это отсутствие страха или способность преодолеть страх, когда его чувствуешь? Предложите собственное определение.

• Трус - это тот, кто боится, или тот, кто не может преодолеть страх?

• Какой опасностью может грозить страх?

• Согласны ли вы с мнением, что бывают такие ситуации, когда вар то бояться страха? Приведите примеры таких.

• Приведите примеры ситуаций, когда не стоит рисковать лишь для того, чтобы выглядеть храбрым.

2. Ученикам предлагается представить себя в каждой из далее представленных жизненных ситуаций и распределить их в одну из двух колонок: 1 - Страх страж (метафорически говоря, тот, что связан с настоящей опасностью и который как будто стоит на страже, на страже нашей жизни); 2 - Страх недостоин (то есть ложный и необоснованный):

• Когда пришло время снова идти к стоматологу...

• Когда глажу собаку, которая на меня рычит...

• Когда захожу вечером в неосвещенную комнату...

• Когда приглашаю одноклассника/одноклассницу в кино...

• Когда на улице обращаюсь к незнакомому человеку...

• Когда перехожу озеро по нетривкій весенний кризисе...

• Когда перебегаю улицу, по которой быстро движутся машины...

• Когда им зеленые абрикосы...

• Когда разбил мамину любимую вазу...

• Когда стою на краю платформы метро...

• Когда заплываю на глубину...

• Когда проигрываю в футбол или другие игры...

• Когда родители собираются прийти в школу...

• Когда сам ремонтирую сломанную розетку...

• Когда начинаю бояться...

 

5. Просмотр и анализ результатов проведенной работы.

Итоговое вопрос: чем, по вашему мнению, отличается настоящая храбрость от ложной?

 

6. Эвристическая беседа. Составление цитатного плана характеристики героя.

1. Работа с эпиграфом. Внимание обращается к эпиграфа урока. Учащимся предлагается выяснить, какому персонажу принадлежат процитированные в нем слова и с каким эпизодом они связаны? (Слова Джима Гокінса, которыми он комментирует сцену речи его матери, во время ее обращения к жителям поселка за помощью).

2. Анализ поведения Джима в опасных ситуациях, что испытывают его характер.

Учащиеся выборочно вспоминают указанные эпизоды и характеризуют героя в соответствии с ним.

Ориентировочный план анализа. Составление таблицы: «Джим в опасных ситуациях» (слева - цитата, справа - ситуация).

1) «А труп капитана на полу горницы и мысли о том, что тот мерзкий слепыш бродит где-то поблизости и каждую минуту может вернуться, - от этого меня принимал такой ужас, что аж осыпало морозом»;

• После смерти Билла Джим панически боялся возвращения слепого Хью.

2) «мой Страх все нарастал и наконец превратился в какое-то сумасшествие», «Разве я осмелюсь, когда выстрелит пушка, сесть в шлюпку вместе с этими душегубами, руки которых в человеческой крови? »;

• Убийство Сілвером одного из матросов, свидетелем чего стал Джим.

3) «Но в эту минуту новый испуг приковал к земле мои ноги и заставил сердце замереть», «Из ужаса перед этой новой опасностью я застыл на месте»;

• Встреча с Беном Ганом;

4) «Ужасно испугавшись, я бросился под защиту густой листвы ближайшего вечнозеленого дуба и притих там, словно мышь» - Джим убежал от Длинного Джона в заросли;

5) «Я пытался смело смотреть в глаза Сілверові, хоть на сердце у меня был черный отчаяние»;

• Неожиданная встреча с пиратами в блокгаузі.

6) «Я уверен, что у каждого из нас той минуты мурашки поползли по спине»;

• Находка скелета, окутанного зеленым стелюхом.

7. Учащиеся размышляют над вопросом: «можно считать Джима Гокінса человеком подлинной храбрости?» - и делают попытки аргументировать свои суждения логическими доказательствами.

8. Эвристическая беседа. Составление плана сравнительной характеристики героев (Джим Гокінс и Дик Сенд).

Опираясь на результаты выполненного домашнего задания, ученики в парах/группах обмениваются наблюдениями относительно черт характера Джима Гокінса и соответствующих эпизодов/жизненных обстоятельств, в которых эти черты проявляются/формируются. Ученические находки выписываются в левую колонку, а в правую вспоминаются и записываются наблюдения в отношении Дика Сенда.

 

Ориентировочный план сравнительной характеристики героев

Джим Гокінс Дик Сенд

1. Полусирота

2. Смелость (когда мать боялась коснуться покойника, парень решился найти в нем ключ)

3. Наблюдательность (на основании собственных наблюдений Джим подозревал Сильвера)

4. Способность рисковать (тайком попал на остров)

5. Умеренность (попав на остров, решил подслушать разговор пиратов)

6. Бесшабашность (достался на лодке Бена Гана «Еспаньйоли» и перерезал якорную веревку)

7. Бесстрашие, уверенность в своих силах, настойчивость (дрался со взрослым Гендсом, победил его, и хотя был ранен, сам закрепил судно и перебрался на берег)

8. Детскость (когда судно повлекло за собой лодку, просто лег и уснул)

9. Самообладание (пытался смело смотреть в глаза Сілверові, хоть «на сердце был черный отчаяние»)

10. Порядочность, верность слову (имея возможность, не убежал, потому что дал слово Сілверу)

• Выясните, какой из сопоставимых героев является более реалистичным, жизненным и убедительным. Как вы считаете, в чем причины такой разницы при всей схожести обоих героев? (Образ Джима автор не изображает безупречным, без всякого недостатка, бескорыстным, бесстрашным, абсолютно предсказуемым, идеальным героем. Ему свойственно сомневаться, делать ошибки, дрожать от страха, испытывать угрызения совести, как кому-то из живых, на самом деле существующих людей).

Сравнивая прочитанный роман Же. Верна «Пятнадцатилетний капитан» по роману «Остров сокровищ», ученики определяют общий мотив опасного путешествия, а напряжение интеллектуальных, душевных и физических сил, как необходимое условие победы человека в его борьбе за правду и справедливость.

 

8. Подведение итогов урока.

 

9. Домашнее задание.

1. Читать роман до конца.

2. В «Дневнике литературных наблюдений» составлять план характеристики Вена Гана.

3. С целью подготовки к дальнейшему переводу содержания романа и беседы по его содержанию, составлять простой план событий «Вслед за автором».