ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 56

СЛЕДУЯ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ

 

Тема: Осуждение жажды обогащения, зрадливості, коварства в образах пирата Силвера и его приспешников.

Нет у нас обязанности, который бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым. За деньги люди вынуждены платить свободой.

Г. Л. Стивенсон

Цель: исследовать особенности сюжета романа, выяснить, как события раскрывают характеры героев, проанализировать общие и отличительные черты между персонажами разных литературных произведений; развивать умение характеризовать образы героев через их поступки, навыки делать сравнительную характеристику литературных героев, аналитические способности, способность к критическому мышлению, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, критическое отношение к ослеплению жаждой обогащения, толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Г. Л. Стивенсона, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип. урока: систематизация и обобщение знаний.

 

Ход урока

1. Мотивация обучения. Работа с эпиграфом.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь в ходе сегодняшнего урока.

Работа с эпиграфом. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока и предлагает выяснить, какому персонажу принадлежат процитированные в нем слова и как этот эпиграф перекликается с содержанием романа.

После коротких рассуждений - разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать предсказания относительно цели/задачи урока, обсудить их в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими уточнениями.

2. Пересказ учащимися содержания романа (близко к тексту). Эвристическая беседа на основе вопросов.

Ориентировочные задание / вопрос:

1. Проанализируйте описание внешности повара и моряка в тот момент, когда они услышали предсмертный крик жертвы пиратов. О чем говорит рассказчик в этом описании?

2. Перескажите близко к тексту сцену убийства матроса Тома.

3. Что почувствовал Джим, наблюдая за расправой Силвера над честным матросом?

4. Какие черты характера противопоставленные в образах Силвера и Гокінса?

Работа с эпиграфом. Внимание привлекается к эпиграфа урока,

содержанием которого предлагается воспользоваться для ответа на следующие вопросы.

1. Подумайте и скажите, какие два пути к достижению своей цели (получить сокровище) воплощены автором в образах Силвера и Гокінса.

2. Попробуйте выяснить, что человека больше характеризует: цель, которую она поставила перед собой, или средства достижения этой цели. Аргументируйте ваши суждения примерами из романа.

 

3. Выразительное чтение фрагмента художественного текста по ролям.

Ученики читают по ролям отрывок текста романа с элементом портрета Вена Гана. (Раздел XV. Человек с острова. От слов «Кто мы? - спросил я» до предложения « - Я теперь богат!» на с. 184).

 

4. Эвристическая беседа. Составление плана сравнительной характеристики героев (Бен Ган и Робинзон Крузо).

Опираясь на результаты выполненного домашнего задания, ученики в парах/группах обмениваются наблюдениями относительно черт характера Бена Гана и соответствующих эпизодов/жизненных обстоятельств, в которых эти черты проявляются/формируются. Ученические находки выписываются в левую колонку, а в правую вспоминаются и записываются наблюдения в отношении Робинзона Крузо.

 

Ориентировочный план сравнительной характеристики героев.

Бен Ган Робинзон Крузо

1. РелигиоВНОсть

2. Имел благочестивую мать

3. Рос послушным мальчиком

4. Высадили с корабля

5. Одичание

6. Способность хорошо бегать

7. Потребность в общении

8. Кормился козлятиною, ягодами и устрицами

9. Обрадовался, когда увидел Джима

10. Мечтал о сыре

11. Остался заинтересованным в деньгах

12. Сам сделал лодку

13. Носил самодельный обувь

14. Переоценил жизненные ценности

Сравнивая героев, учащиеся выясняют:

1. Какие обстоятельства и черты характера Бена Гана близки к Робинзона Крузо, а до Александра Селкирк?

2. Кто из двух героев становится более реалистичным и убедительным? Суждения аргументируются.

 

5. Продолжение перевода содержания романа. Эвристическая беседа на основе вопросов.

1. Как вел себя Силвер во время «мирных» переговоров?

2. Какие условия он выдвинул? Почему капитан Смоллет на них не согласился?

3. Какие детали атаки форта вам запомнились?

4. Благодаря чему отряд Смоллета одержал победу?

5. Какая идея подвигла Джима Гокінса оставить форт? Правильно ли он поступил, решившись на этот шаг?

6. Как юноша захватил судно?

7. Как Джим оказался в пиратском плену?

8. Каким образом Силвер свел на нет бунт пиратов? Какие черты его характера раскрылись в этом эпизоде?

9. Правильно делал Джим, когда соблюдал данное им слово чести? Как бы вы поступили на его месте?

10. Подробно вспомните приметы, указанные на карте (Раздел XXXI. Поиски сокровищ. Вказівна стрелка Флинта). ( «Высокое дерево на склоне Подзорной Трубы, направление к с. от нн. - пн.-вост. Остров Скелета на вост. и вост. Десять футов» ). Расшифруйте ее сокращение. Что повлекло спор по поводу карты?

11. Какое впечатление произвел на пиратов голос Вена Гана, завел песню капитана Флинта?

Кстати, следует подумать относительно этой песни с известными словами: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо! И бутылка рома!» Если вдуматься в ее слова, то смысл уловить не удастся. Как это «на сундук мертвеца»? Что за мертвец? Полная чушь? Оказывается, нет.

«Сундук мертвеца» - вовсе и не сундук, а островок в Карибском море в районе Кубы. На него-то и высадили в числе других пиратов, поднявших мятеж на корабле, реально существующего Билли Бонса. Каждому из обреченных вручили по бутылке рома, и еще бросили на берег связку абордажных сабель. Расчет был прост. На острове источников пресной воды не было, ром должен был усилить жажду, и мятежникам предстояло погибнуть мучительной смертью (если до этого они не порубят друг друга в пьяном состоянии).

Название «Сундук мертвеца» была придумана не случайно. Остров был совсем маленьким (по некоторым данным 10 на 20 метров), каменистым, похожим на сундук. Здесь водилась огромное количество змей. Так что не оставалось никакой надежды выжить.

За месяц капитан корабля вернулся к острову посмотреть на высохшие трупы. Но увидел своих бывших друзей живыми. Они научились собирать росу, что появлялась ночью, в куске па русины, ловили при отливе между кораллов крабов и черепах, ели змей, высушив их на солнце.

Есть и другая версия происхождения названия: так назвала островок команда известного пирата Эдварда Тича. После морских столкновений капитан часто ремонтировался на этом острове и тут же прятал награбленные сокровища. Взяв с собой какого-нибудь не очень приятного ему пирата, он относил сундук с драгоценностями в глубь острова. Пока матрос копал яму (стремясь получше запомнить заветное место, чтобы при случае откопать чужой клад), Тич сидел рядом и покуривал. Потом он убивал пирата и закапывал вместе со скарбом, а на вопрос команды, куда делся его помощник, отвечал, что тот случайно упал с обрыва в море.

11. Как Сильвер и Джим вели себя во время схватки с пиратами у пустого тайника?

12. Чем завершилась путешествие за сокровищами?

13. «На каждом шагу ты спасаешь нам жизнь», - говорит Джиму врач Ливси. Доведите его мнение примерами из текста.

14. Привлекательными чертами наделен пират Сильвер? Можно ли его считать незаурядной личностью?

15. Чем вам понравился роман «Остров сокровищ»?

 

6. Подведение итогов урока.

 

7. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию.