ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 54

 

STEVENSON, ROBERT LOUIS. ГЛЯДЯ В ЛИЦО ВЕСЕЛОМУ РОДЖЕРУ

 

Тема: Роберт Лупс Стивенсон (1850-1894). Романтика путешествий и приключений в романе «Остров сокровищ».

Мир скучен только для скучных людей.

P. Л. Стивенсон

Цель: узнать основные факты биографии Г. Л. Стивенсона, выяснить, какие жизненные обстоятельства повлияли на его творчество, понять, в чем заключается секрет популярности произведений писателя, его вклад в развитие мировой литературы; развивать аналитические, исследовательские способности, способность выделять главное, умение упорядочивать фактологический материал, совершенствовать устную речь, культуру общения; воспитывать любознательность, интерес и уважение к литературному наследию других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Г. Л. Стивенсона, выставка произведений писателя, иллюстрации к роману Р.Л. Стивенсона «в Остре сокровищ», словари иностранных слов, литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах, хорошее настроение.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения. Работа с эпиграфом.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока.

Работа с эпиграфом. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока и предлагает прокомментировать его содержание, акцентируя не только на его непосредственной связи с биографией писателя, но и на оттенок психологической характеристики, что он содержит.

После коротких рассуждений - разминки учащимся предлагается самостоятельно сформулировать предсказания относительно цели/задачи урока, обсудить их (ее) в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими уточнениями.

 

2. Эвристическая беседа на тему творчества. Взаимные вопросы.

Ученики обмениваются вопросами, составленными на основе статьи учебника, и дополняют ответ дополнительными сведениями, полученными из других источников.

Ориентировочные вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни писателя послужили толчком для его творчества?

2. Каким образом будущий писатель готовил себя к литературной дела?

3. Что известно об образовании Стивенсона?

4. Какие личностные качества помогли Роберту стать настоящим писателем?

5. Какие факты биографии сближают Г. Стивенсона с Д. Дефо та Же. Берном?

6. Какие интересные сведения о писателе вы могли бы добавить? (По линии матери писатель принадлежал к старинному роду Белфурів. В результате странствий Францией, Германией и родной Шотландией появились первые две книги путевых впечатлений Стивенсона - «Поездки в глубь страны» и «Путешествия с ослом». После этого отдельным изданием вышел сборник рассказов «Новые арабские сказки». Однако писатель писал не только прозаические произведения; он пробовал себя в жанрах драмы и был успешным в поэзии («Детский цветник стихов» ).

Отчасти из-за нехорошо здоровья, отчасти с целью собрать материалы для очерков, Стивенсон с матерью, женой и пасынком отправился на яхте до южных частей Тихого океана. Семья посетила Маркизские острова, Таумоту, Таити, Гаваи, Микронезию, Австралию и приобрела участок земли на о. Уполу (архипелаг Самоа), где и решила обосноваться надолго. Свое владение писатель назвал Вайліма (Пятилетие). Климат острова шел ему на пользу: в просторном доме были написаны некоторые из лучших произведений.

Наиболее удачное рассказ, из всех написанных о Южные моря, - «Берег Фалеза», а те, что художественно воплощают островные фантазии, легенды - «Сатанинская бутылка» и «Остров голосов».

Опираясь на традиции творчества Д. Дефо и Вальтера Скотта, Стивенсон возродил в Англии приключенческий и исторический роман).

7. Какие произведения писателя вам известны? А какие вы читали? ( «Похищенный», «Владетель Баллантре», «Черная стрела», «Принц Отто», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Пострадавшие от кораблекрушения», «Катриона» ).

8. Чем можно объяснить популярность произведений Стивенсона?

9. Что вам известно из истории пиратского промысла?

 

3. Работа с учебником и картой.

1. Сообщение информации из учебника под рубрикой «Ваша энциклопедия» на с. 169 (3 истории пиратского промысла). Нахождение на карте географических координат пиратской деятельности (побережье Крыма, Черное, Средиземное, Карибское море, Персидский залив, Испания, Америка, побережье Новой Шотландии и т.д.).

Приложение 1. История вопроса. Пираты. Это слово в раВНОе время проиВНОсилось по-раВНОму: с восхищением, с привязанностью, с ужасом... Менялись условия жизни общества - менялось отношение к пиратству, одного из самых древних ремесел человека.

Слово «пират» (лат. pirata) происходит от греческого peirates, где корнем является реігап («делать попытку, испытывать»). Таким образом, значение слова «пират» - это тот, кто испытывает счастье. Этимология свидетельствует о том, что разница между профессиями мореплавателя и пирата была едва заметной.

Это слово стало употребляться примерно в IV - III вв. до н. э., а до тех пор использовалось понятие «лейстес», известное еще Гомеру и тесно связанное с грабежами, убийствами, добычей. Поэтому пират - это морской разбойник любой национальности, тот, кто при любых времен грабил корабли по собственному желанию. Флибустьер - морской разбойник (преимущественно XVII ст.), что грабил испанские корабли и колонии в Америке. Буконьєр - это морской разбойник (преимущественно XVI в.), что грабил, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Чаще всего так называли ранних карибских пиратов, позже это слово заменили словом флибустьер.

Копер, или корсар, или приватир, - это частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и судов нейтральных стран в обмен на обещание делиться добычей с нанимателем. Причем стоит иметь в виду, что термин «копер» самый ранний, он стал употребительным в Средиземноморье еще с 800 года до н. э. Термин «корсар» появился значительно позже (около XIV в. н. э.) от итальянского «корса» и французского «лакорса». Во времена средневековья употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первый обиход дат. 1664 годом) и происходит от англ. «privateer». Часто термином «приватир» хотели украсить английское происхождение копера, но в Средиземноморье это слово не прижилось, поскольку любого копера там называли корсар (фр.), корсаро (ит.), корсаріо (исп.), корсары (порт.).

С кого же комплектовались ряды пиратов? По своему составу они не были однородными. Разные причины побуждают людей идти в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений, и мстители, поставленные «вне закона», путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; дельцы, считавшие грабеж бизнесом, который при наличии определенного риска давал солидный барыш.

Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн пользовалась их помощи, легализуя положение морских разбойников и превращая пиратов на коперів, тем самым официально разрешая им вести боевые действия против противника, оставляя за собой часть добычи.

Приложение 2. Под «Веселым Роджером». Общеизвестно, что прозвище пиратского флага - «Веселый Роджер» (Jolly Rojer). Откуда такое прозвище?

Вообще флаги развевались на кораблях различных государств в разные времена? Далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своего государства. Например, в проекте французского Закона о королевский флот от 1699 года говорится о том, что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных знаков отличия во время ведения боя». Однако французским коперам специальным королевским указом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их существования.

Примерно в те же времена, в 1694 году Англия издала закон, который устанавливал единый флаг для выражения английских приватирських кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Стоит заметить, что в те времена красный флаг означал для любого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако вслед за коперами этот флаг переняли свободные пираты, и даже не сам флаг, а идею его цветности. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый - безумие и неприхованість гнева, черный - приказ сложить оружие. Поднятый пиратами черный флаг означал приказ срочно остановиться и капитулировать, а если жертва не повиновалась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорному судне.

Так откуда же все таки происходит прозвище «Веселый Роджер»? Оказывается, «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouje» (дословно - «красный знак»). Но когда его снова перевели на английский - он превратился в «Jolly Rojer» - «Веселый Роджер». Стоит вспомнить, что на английском жаргоне того времени rodjer - проходимец, вор. Кроме этого, в Ирландии и на севере Англии в средневековье дьявола порой называли «Старый Роджер».

Сегодня в основном считается, что «Веселый Роджер» - черный флаг с черепом и скрещенными костями. Однако на самом деле пиратские флаги были очень раВНОобразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, и с песочными часами, и даже с баранцом. А относительно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые появился у французского пирата Эммануила Вейна в начале 18 века.

2. Сообщение информации из учебника под рубрикой «Мозаика мелочей» на с. 197 (От карты - к сюжету), что освещает историю создания романа «Остров сокровищ».

 

4. 5-минутное эссе.

Пятиминутное эссе применяется, чтобы помочь учащимся осознать свои мысли по изученной теме, а учителю выяснить уровень усвоения знаний учащимися.

1. Написание 5-минутного эссе с задачей сформулировать важнейшие сведения или идеи, которые прозвучали на уроке и сформулировать один интересный вопрос, связанный с услышанным.

2. Выборочное обнародования эссе.

 

5. Подведение итогов урока.

 

6. Домашнее задание.

1. Читать роман до конца.

2. В «Дневнике литературных наблюдений» составлять план характеристики Джима Гокінса.

3. С целью подготовки к пересказу содержания романа и беседы по его содержанию, составлять простой план событий «Вслед за автором» .