ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 54

Тема. Романтизм Дон Кихота и трезвое благоразумие Санчо Пансы

 

Цель: сравнить характеры главных героев романа Сервантеса; сделать выводы о причинах их поступков; устанавливать межпредметные и міжлітературні связи; развивать умения работать с критической литературой; воспитывать навыки дружной работы в команде.

Оборудование: рисунок Пикассо «Дон Кихот и Санчо Панса»; тексты И части романа «Дон Кихот».

 

От великого до смешного - один шаг.

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает миниатюру Ф. Крівіна «Шаг туда и обратно».

«От великого до смешного и от смешного до великого - вот два пути в сфере комического. Потому что юмор способен как возвысить, так и развенчать.

От смешного до великого - и перед нами бессмертный и нестареющий Дон Кихот. От великого до смешного - перед нами щедринские градоначальники.

Вся история человечества - между великим и смешным. Между большим, которое становится смешным, и смешным, которое становится большим».

Сегодня мы подумаем, в какую сторону делают шаги наши герои: от великого до смешного или от смешного до великого.

 

image91

 

Худ. Пабло Пикассо. Дон Кихот и Санчо Панса

 

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания (по разделам XI, XII, XIII, XIX, XXII)

Тест

1) Почему Дон Кихот прославляет золотой век истории человечества?

а) Люди тогда ни в чем не имели нужды;

б) люди не знали тогда слов твое и мое; все было общим;

в) люди были счастливы в то время.

2) Как козопаси отнеслись к путешественникам?

а) Прогнали их;

б) спели им;

в) угостили еще и развлекли героев.

3) Через что умер молодой пастух-студент Хризостом?

а) Его загрыз волк;

б) его убили грабители;

в) из-за неразделенной любви.

4) Как звали возлюбленную Хризостома?

а) Марсела;

б) Дульсинея;

в) Олалья.

5) Как отнесся Дон Кихот к каторжан?

а) Освободил их;

б) прочитал им проповедь;

в) приказал надзирателям пристально следить за ними.

6) Каким образом отреагировали каторжане на просьбу Дон Кихота рассказать эту историю Дульсинеи из Тобосо?

а) Поблагодарили рыцарю и пообещали выполнить его просьбу;

б) извинились за то, что не смогут поехать в Тобосо;

в) забросали Дон Кихота и Санчо Пансу камнями.

7) Огни, похожие на многочисленные звезды, навели Санчо Пансу на мысль, что это...

а) волшебники;

б) привидения;

в) великаны.

8) Что подумал Дон Кихот, увидев похоронную процессию?

а) Нужно отомстить за смерть рыцаря;

б) нужно пропустить процессию;

в) эти люди заслуживают сочувствия.

9) Какое имя дал Дон Кихоту Санчо Панса?

а) Рыцарь львов;

б) Алонсо Добрый;

в) Рыцарь Печального Образа.

 

III. Обобщение и систематизация изученного

1. Работа с иллюстративным материалом

- Пророческими стали слова Дон Кихота во 2 разделе I книги: «Счастливым будет то время, когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть отраженными в бронзе, высеченными из мрамора и изображенными на полотне на память грядущим поколениям».

Образы романа Сервантеса увековечены в мраморе и бронзе, изображенные на полотнах всемирно известных художников. Одно из них - уже хрестоматийное - полотно П. Пикассо, на котором изображены Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса.

Вторая иллюстрация к нашего урока - изображение памятника Сервантесу и его героям в Мадриде.

Рассмотрите внимательно эти художественные произведения и ответьте на вопросы: какими предстают перед нами герои романа Сервантеса?

 

Возможный ответ

О героях романа Сервантеса можно уверенно сказать, что они разные. Уже с первого взгляда бросается в глаза разница во внешнем виде героев: Дон Кихот высокий и худой, верхом на лошади, а Санчо Панса - маленький, кругленький, верхом на осле. Дон Кихота изображен в динамике: он поднял руку, будто хочет призвать нас к чему-то, а в правой руке держит длинное копье. Его оруженосец - спокойный и осторожный.

На рисунке Пикассо герои изображены гротесково, пародийно. Всего несколько штрихов - и мы видим долговязого Дон Кихота на своей кляче, товстенького Санчо Пансу и маленькие-маленькие, по сравнению с героями, ветряки. Возможно, они такие маленькие из-за удаленности от героев, а возможно, это герои намного сильнее и выше, чем все препятствия.

Вывод. Художники, вслед за Сервантесом, подчеркивают непохожесть Дон Кихота и Санчо Пансы. Ограничивается ли она только внешним видом?

 

image92

 

Памятник Сервантесу и его героям в Мадриде

 

2. Составление характеристик героев романа «Дон Кихот»

 

Дон Кихот

Санчо Панса

Дон Кихот - бедный идальго, который совсем потерял здравый смысл, без меры начитавшись низкопробных рыцарских романов.

Придумав новое имя себе, своей кляче, найдя смешные старые доспехи, он отправляется в странствия Испанией XVII века, чтобы защищать обиженных и угнетенных. Его цель благородна и добра, но герой вызывает у соотечественников только смех и непонимание. Дон Кихот живет в своем вымышленном мире рыцарства и не хочет видеть реалий современной ему жизни. Видимо, через то его добрые намерения часто не помогают, а только вредят людям и ему самому.

Дон Кихот - добрый и справедливый, деятельный и самоотверженный. Он не нуждается в признании других, потому что абсолютно убежден в своей правоте

Санчо Панса - бедный крестьянин, «богатый на детей и бедный на состояние», который согласился путешествовать с Дон Кихотом в роли оруженосца. Он - противоположность своему хозяину почти во всем. Санчо Панса согласился на путешествие с Дон Кихотом лишь за обещание последнего сделать его губернатором острова, то есть с корыстным мотивам, а не ради идеи. Санчо не умеет читать и писать, однако является воплощением народной мудрости, которая учит быть осторожным и не подвергать себя опасности без уважительной причины. Так, собственно говоря, Санчо Панса и пытается совершать, тем более, что, по сравнению с Дон Кихотом, он довольно робкий, чего не скрывает.

Став губернатором», Санчо Панса стремится править справедливо, как учил его Дон Кихот

Как влияют герои друг на друга?

Дон Кихот становится осторожнее, учитывает реалии жизни, впитывает «народную мудрость»

Санчо Панса захвачен энтузиазмом Дон Кихота, становится менее корыстным, более смелым, справедливым

 

Можно выполнить эту работу в группах:

I группа составляет характеристику Дон Кихота;

II группа - характеристику Санчо Пансы;

III группа - влияние героев друг на друга.

 

3. Работа с отрывками из литературоведческих статей

«Дон Кихот и Санчо Панса - совершенное выражение контраста между идеализмом и материализмом, альтруизмом и эгоизмом, которые борются в человеческой душе.

Дон Кихот и Санча Пансо - воплощение вечных порывов человека в высь и ее вечной прикованности к земле, вечного контраста между поэтическими восторгами и прозаическими буднями человеческой жизни, между большим и безграничной верой человека и его ограниченной твердостью».

Ф. Бутервек

 

«Дон Кихот - символ веры человека в правду и добро, его вечного стремления к прекрасному и идеальному, его необходимости перевесить трезвый практицизм массы, которую воплощает в себе образ Санчо Пансы».

Г. Гейне

 

«Сервантес воплотил неразлучную пару: меняются только костюмы. А если отвлечься от этих исторических переодеваний, то мы повсюду, как в искусстве, так и в жизни, узнаем рыцаря Печального Образа и его оруженосца... Дон Кихот и Санча Панса повторяются. Личность, которая стремится победить ограниченное настоящее,- это всегда Дон Кихот, тогда как массы, идущие за ней, есть Санчо Панса».

С. Гречанюк, Ю. Борєв (ВЛ№ 4, 2004)

 

Выскажите свое впечатление от прочитанных отрывков. Какие из мнений критиков кажутся вам наиболее интересными? Запишите их.

Для этого используйте методику «Дневник двойных заметок».

 

Фраза из текста

Мои рассуждения

1.

1.

2.

2.

3.

3.

 

В левой колонке запишите высказывания, которые вас заинтересовали, а в правой опишите свои соображения относительно этих мыслей.

 

IV. Итоги урока

1. «Микрофон»: «Большие или смешные Дон Кихот и Санчо Панса?»

2. Чтение поэзии Юлии Друниной

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

У Санчо Пансы равнодушный взгляд,-

Ему-то совершенно не с руки

Большие, как медали, синяки,

И знает он, что испокон веков

На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

Разбойничий получишь в спину нож...

К тому же спокойней дома, чем в седле.

Но рыцари остались на земле!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?..