ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 54

 

Тема. Жанрово-тематическое раВНОобразие лирики А. Пушкина

Цель: углубить знания учащихся о лирике О. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; способствовать формированию гуманной личности.

Оборудование: портрет А. Пушкина, гроздь на тему «Пушкин».

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

...И думы в голове волнуются бессоннице,

И рифмы так легко навстречу им идут,

И пальцы уже тянутся к перу в разгоне,

Перо - к листу, и стихи потекут.

О. Пушкин. «Осень» (отрывок)

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

Гронування на тему «Пушкин»

Работа ведется на доске и в тетрадях: учащиеся по очереди выходят к доске, записывают слово-ассоциацию и кратко комментируют его.

 

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Пушкина еще в двадцатилетнем возрасте был признан первым, то есть лучшим поэтом России. И в российской столице, и в степях Украины, и на Кавказе, и в Крыму, и в Одессе, и в степях Молдавии - всюду, где поэт побывал за четыре годы южной ссылки, он встречал храбрых офицеров и очаровательных женщин, которые знали его стихи наизусть. Чем же стихи Александра Пушкина волновали и очаровывали, вызывая желание изучить их, чтобы тем самым оставить в своем сердце? О лирике поэта, ее жанрово-тематическое раВНОобразие мы будем говорить сегодня. (Ученики записывают тему, а после комментариев учителя - и эпиграф урока в тетради.)

III. Работа над темой урока

 

1. Работа в группах

Основные мотивы лирики А. Пушкина

Задание для группы 1

Прочитайте и проанализируйте стихотворения «К морю», «Осень», «Зимнее утро»; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихотворения «Осень»

2. В какой части стихотворения говорится о целебный и такой, что дарит вдохновение, влияние осени на поэта?

2. Какие цвета осени называет Пушкин в своем стихотворении? Какие ассоциации они вызывают? Возможно ли нарисовать пушкинскую осень?

2. Как вы поняли смысл 12-той части? Связан ли содержание этой части с тем, о чем говорилось в предыдущих частях? Какая функция точек в этой части?

2. Что способствует эмоциональности стихов Пушкина?

2. Каковы характерные особенности написания поэзии?

Ориентировочная схема анализа стихотворения «К морю»

2. Какой есть форма стиха?

2. Какова композиция стихотворения?

2. Что вы можете сказать о системе образов произведения? Как развиваются чувства и мысли в произведении?

2. Определите идею стихотворения, сформулируйте свое суждение о мысли автора.

Задание для группы 2

Прочитайте и проанализируйте стихотворения «Я вас любил...», «Я мгновение замечательную помню...», «Мадонна», определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Примерная схема анализа стихов

2. Определите тему каждой части и тему стиха вообще.

2. Определите сюжетную линию стиха и средства, которыми она изображена.

2. Определите систему образов стихотворения.

2. Определите способы создания образов.

Задание для группы 3

Прочитайте и проанализируйте стихотворения «Памятник», «Пророк», «Поэту», определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Примерная схема анализа стихов

2. Укажите основной образ поэзии.

2. С помощью каких художественных средств он создается?

2. Которым, по мнению автора, является назначение поэта?

Задание для группы 4

Прочитайте и проанализируйте стихотворения «Вольность», «К Чаадаева», «19 октября 1827»; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихотворения «Вольность»

2. Какова основная тема стихотворения?

2. Которой является система образов произведения? Что вы можете сказать о главный образ-волнение? Определите, какие события повлияли на появление этого образа.

2. Определите ключевые фразы стиха, его идею.

2. Какой есть форма написания стиха?

Ориентировочная схема анализа стихотворения «К Чаадаева»

2. Какое чувство пронизывает стихотворение, как это чувство связано с адресатом?

2. Какова основная мысль стихотворения? Определите идею стихотворения?

2. Найдите элементы русского романтизма в стихотворении. Примечание. Во время презентации результатов работы ученики выразительно читают стихи, предложенные для анализа (если есть возможность, наизусть).

2. Обобщение

Делается коллективно и записывается учащимися в тетради.

 

2. Рефлексия

 

Выразительное чтение наизусть стихотворений О. Пушкина

«Микрофон»

Ученики кратко высказываются на тему «Какого Пушкина я открыл для себя».

 

2. Домашнее задание

 

Опережающее задание для 3 - 4 учащихся: подготовить выразительное чтение стихотворений М. Лермонтова (можно наизусть).