ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 53

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Ценности детства и их судьба во взрослой жизни

 

Цель: ознакомить с приключениями героев повести в следующих разделах, помочь ученикам разобраться в перипетиях сюжета, характерах героев и мотивах их поступков; развивать навыки выразительного чтения, перевода прозаических произведений, характеристики героев, корректного высказывания оценочных суждений; воспитывать лучшие человеческие качества, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести.

Теория литературы: повесть, герои литературного произведения, художественные средства.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- В детстве многие мечтают о путешествиях в далекие, неизведанные края, о подвигах, о том, чтобы стать героями, которых бы всюду почитали и прославляли. В то же время дети присматриваются к жизни и видят, к сожалению, не только доброта, геройство, благородство, добросовестный труд, но и пьяниц-бездельников, преступников, тщеславных, трусливых и подлых, которые причиняют страдания другим людям.

Том и Гек, герои повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» случайно стали свидетелями страшного преступления. их удивляет, что индейца Джо, который нагло ложно свидетельствовал и подло переложил свою вину на другого, Бог не покарал здесь же, прямо на месте. Итак, взрослые не всегда придерживаются правил, которым учат детей и за нарушение которых их наказывают.

Друзья под влиянием недоразумений с взрослыми и представительницей прекрасного пола решают сбежать из дома на необитаемый остров, не думая о том, что будут чувствовать их близкие. Они наслаждаются свободной жизнью, играют, воображая себя піратами. им даже льстит то, что их разыскивают (распространились слухи, что дети утонули), что за ними жалеют, поэтому сначала ребята не понимают, какого страшного горя причинили своим родным.

Вот так тесно переплетается мир взрослых и детей. Дети учатся у старших, подражают их, а взрослые присматриваются к детям, потому что те часто бывают искренними, спостережливішими, добрее и даже смелее.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

• Расскажите эпизод из прочитанных самостоятельно разделов и объясните, почему вы его отметили для себя.

• Сравните два пейзажа (один в начале пребывания ребят на острове, второй - в конце), определите их характер и сделайте вывод.

«Был холодный серый рассвет, и глубокая тишина, царившая в лесу, навевала отрадное чувство мира и покоя. Нигде не шевелился ни листочек, и ни один звук не нарушал величественной замыслы природы. Среди листьев и травы блестели бусинки росы».

«Сильный ветер с ревом промчался по лесу так, что все вокруг аж застонало. Ослепительные вспышки молний то и дело озаряли небо, гулкие перекаты грома не умолкали ни на мгновение. Вдруг огрела страшный ливень, и неистовый ураган погнал ее по земле сплошной пеленой».

(Первый пейзаж спокойный, с эмоциональной оценкой автора; он более статичный; второй пейзаж - динамический, угрожающий, без оценки автора. Пейзажи подчеркивают настроение людей, напоминают детям, что силы природы могут быть грозными и опасными для них.)

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение глав повести XVII, XVIII (С. 243-248 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 204-211 - по учебнику Е. Волощук)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа

• Какие черты характера проявил Том, когда заметил растерянность Гека, ведь за него никому из родных было порадоваться? (Внимательность, участливость и милосердність - задержал Гека, подвел к тете Полли и попросил порадоваться за него. Тетка оказалась так же добрым и сострадательным к Гека.)

• Почему Тому, когда он благополучно вернулся с острова, досталось много «и пинков, и поцелуев»? (Тетя обрадовалась его возвращению и корила племянника за свои тревогу, переживания и горе.)

• Как понимать «вещий сон» Тома? (Как желание немного похвастаться, почувствовать себя необычным)

• Как вели себя Том и Бекки? (Как взрослые, заставляли друг друга ревновать.)

• Что сделал Альфред и для чего? (Залил книжку Тома чернилами, чтобы отомстить.)

• Как Бекки отнеслась к тому, что случайно увидела через окно? (Бекки увидела, что Альфред испортил учебник Тома, но решила промолчать, чтобы Тома наказали.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

• Найдите «третьего лишнего».

¦ Альфред, Бекки, Том;

¦ Сент-Пітерсберг, Миссисипи, Вашингтон;

¦ Том, Гек, Сид.

• Объясните, что объединяет эти понятия.

 

VI. Домашнее задание

Прочитать самостоятельно разделы ХІХ-ХХ (С. 248-252 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 208-211 - по учебнику Е. Волощук); уметь пересказывать, характеризовать события, явления и героев, художественные средства.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• На месте героев повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» я бы...

• Мне показалось...

• Меня поразило...