II семестр
КРАСОТА ЧИСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
УРОК 54
Тема. Джеймс Олдридж «Последний дюйм». Формирование характера Дэви за чрезвычайных обстоятельств. Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», что разделяет людей,- основная мысль рассказа
Цель: научить видеть проблему произведения, размышлять над ней, высказывать свое суждение; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственное мнение.
ХОД УРОКА
И. Мотивация познавательной деятельности учащихся
Учитель. Читая рассказ «Последний дюйм», мы размышляем над очень серьеВНОй проблемой - взаимоотношения между родителями и детьми.
Или только над событиями произведения Дж. Олдриджа мы рассуждаем? Зачем мы касаемся этой проблемы? Что вы хотели бы услышать сегодня на уроке?
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. проверка домашнего задания.
К какому же средству обращаются взрослые, когда хотят понять своих детей?
Что об этом говорится в произведении?.. Согласны ли вы с тем, что стоит обращаться к этому средству?
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Беседа с учащимися
• Сколько в рассказе описаний полета? (Два: туда и обратно)
• Описание более детальной, более яркий? Почему именно?
• Как разбирается парень в полете?
• Что помогает и одновременно мешает ему? (Ветер)
• Что свидетельствует о том, что мальчик на самом деле боится, что это для него очень суровое испытание? («Дэви решил, что уже никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы»)
• Какую минуту Бен назвал решающей?
2. Пересказ эпизода «Посадка самолета»
• Какую фразу в первом и последнем описании полета повторяет автор? («Шесть дюймов»)
• Что такое дюйм?
• Прочитайте последние строки абзаца, где описано посадку. («Он вдруг понял, что выживет,- он очень боялся умереть и совсем не хотел сдаваться»)
• Как вы думаете, почему автор не закончил свой рассказ этими словами?
• Какую роль играет последняя часть произведения?
• В чем заключается победа героев?
• Чему научила и какую помощь оказала им экстремальная ситуация?
• Как вы считаете, изменятся ли их отношения? Приведите доказательства (последний абзац).
• Прокомментируйте название рассказа.
Или только в прямом смысле употреблено словосочетание «последний дюйм»?
IV. Развитие речи
Работа над устным сочинением-миниатюрой «Дальнейшая жизнь отца и сына» (совместное составление учителем и учащимися плана и сюжетной линии произведения-миниатюры).
V. Подведение итогов урока с использованием приема «Свободный микрофон»
Именно на такое окончание произведения надеялся?
Чему я научился, прочитав книгу?
Или надо было включать это произведение в школьную программу для семиклассников, лучше было бы подождать, пока они повзрослеют?
VI. Домашнее задание
Прочитать или пересказать родителям рассказ «Последний дюйм» или новеллу «Вождь краснокожих» и записать их мнения относительно произведений.