ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

КРАСОТА ЧИСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

УРОК 53

Тема. Джеймс Олдридж (народ. 1918). «Последний дюйм». Своеобразие решения проблемы отцов и детей. Формирование характера Дэви при чрезвычайных обстоятельствах

 

Цель: познакомить с содержанием рассказа; научить определять ключевые эпизоды, формулировать основную мысль произведения; учить определять проблему произведения - своеобразие отношений родителей и детей - и размышлять над ней, высказывать собственные суждения; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, работы с деталью; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственное мнение.

Оборудование: портрет Джеймса Олдриджа.

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Вспомним тему раздела, над которым мы сейчас работаем.

Когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях, нас, безусловно, волнуют прежде всего взаимоотношения между близкими людьми, например, между родителями и детьми.

Что вы вообще можете сказать о взаимоотношениях между родителями и детьми из собственного опыта?

Что на них влияет? Как вы считаете, надо ли прилагать усилия, чтобы эти отношения были надежными и красивыми? Или просто это сделать?

Именно об этом мы сегодня и поговорим...

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Сообщение о писателе (индивидуальное задание)

2. Проверка домашнего задания - планов в повествование с их обсуждением

Примеры планов:

И

1) Отец и сын.

2) В самолете.

3) Завтрак.

4) Охота.

5) Ранения.

6) Возвращение домой.

II

1) Полет на побережье.

2) Серия неурядиц.

3) На берегу моря.

4) Акулы.

5) Тяжелое ранение.

6) Помощь парня.

7) В Каире.

III

1) Полет на побережье.

2) Бен и Дэви никак не найдут общего языка.

3) Подводная съемка.

4) Трагедия.

5) Испытание парня в экстремальной ситуации.

6) Путь к сердцу сына.

7) Стоит преодолеть последний дюйм.

Учитель. Мотивируйте свое мнение. На что обязательно необходимо обратить внимание?

Мы все прочитали рассказы и знаем, что происходит. Теперь наша задача - узнать, как все было на самом деле.

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Пересказ близко к тексту первых двух частей (полет на побережье, подготовка к съемке, завтрак)

1 группе экспертов (назначить сильных учеников): доказать, что у отца с сыном сложились (какие?)... взаимоотношения.

Обратить внимание:

(Парень в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - чужой человек»;

«Бен пожалел, что взял его с собой»;

«Бен знал, что не умеет разговаривать с парнем»;

«Когда Дэви о чем-то спрашивал у отца, голос у него становился мрачным: он заранее был готов к резкой ответы»;

«Бену хотелось чем-то порадовать мальчика, но за много лет ему это ни разу не удалось, а теперь, видно, уже было поздно»)

Вопросы для 1-ой группы экспертов

1) понимает Ли Бен, что он несправедлив к парню?

2) он пытается изменить их отношения?

3) Что самое страшное в этой ситуации? (Иу парня, и у Бена нет больше никого из родных)

4) В чем проявляется отсутствие привычки заботиться о сыне? (Взял для него воды, не напомнил, чтобы Дэви взял себе что-нибудь для развлечения)

2-га группа должна ответить на вопрос: опасна Ли эта поездка? (Обратить внимание на вопрос парня, которое он повторяет несколько раз)

 

2. Пересказ эпизода «Подводная съемка»

• Чьими глазами мы видим подводное царство?

• Что мы можем сказать о Бене как о летчике, кинооператора, человека?

• Можем ли мы сделать выводы, что перед нами неординарный человек?

• Почему же случилось так, что он научился по жизни много, но не научился понимать собственного сына?

 

3. Выразительное чтение фрагмента: «У кошки был выигрыш во времени» до «Он знал, что дела его совсем плохи»

• Чего больше всего испугался Бен? Как это характеризует его?

 

4. Выразительное чтение фрагмента от «Дэви,- сказал он, пытаясь сосредоточиться...» до «Он был неосторожным от самого начала и до конца»

• Изменилось ли его отношение к мальчику? Докажите. (В диалоге и размышлениях появляются обращения: «мальчик», «сынок», «бідолахо», «малыш»; желание не напугать Дэви, извиниться перед ним: «Не расстраивайся, если я на тебя наору», «старался говорить как можно мягче», обещал в следующий раз взять кока-колы.)

• Можем ли мы сказать, что летчик испугался за себя и решил подольститься к мальчику, чтобы тот не бросил его? (Нет, он больше думал о парне. «Десятилетнему мальчику выпало выполнить работу, которая была сверхсложной. Если он хочет выжить») («Снова потерял сознание», - подумалось Бену. Он погрузился на несколько минут в приятный легкий сон, но старался удержать последнюю нить сознания. Он уцепился за нее: ведь в ней одной было спасение для сына)

• Удается ли Бенові сблизиться с парнем настолько, чтобы тот его понял? Что должно было произойти? (Парень увидел слезы отца, услышал искренние слова. «Он нащупал путь к сердцу мальчика»)

 

III. Подведение итогов урока

Какие выводы можно сделать из рассказа в контексте проблемы «отцы и дети»?

• Взаимоотношения между родителями и детьми всегда были серьеВНОй проблемой.

• Страшнее всего равнодушие, стена непонимания, незнания друг друга.

• Больше всего зависит от родителей, потому что у них больший жизненный опыт.

• Надо помнить, что каждый человек - это целый мир.

 

IV. Домашнее задание

Бывает, что взрослые, чтобы лучше понять детей, прибегают к одному очень простому средству.

Подумайте (или спросите у родителей), к какому именно.

Есть ли в тексте (в той части, что мы читали на уроке) намек на это? Выписать в тетрадь определение слова «дюйм».