II семестр
КРАСОТА ЧИСТЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
УРОК 53
Тема. Джеймс Олдридж (народ. 1918). «Последний дюйм». Своеобразие решения проблемы отцов и детей. Формирование характера Дэви при чрезвычайных обстоятельствах
Цель: познакомить с содержанием рассказа; научить определять ключевые эпизоды, формулировать основную мысль произведения; учить определять проблему произведения - своеобразие отношений родителей и детей - и размышлять над ней, высказывать собственные суждения; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, работы с деталью; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственное мнение.
Оборудование: портрет Джеймса Олдриджа.
ХОД УРОКА
И. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Вспомним тему раздела, над которым мы сейчас работаем.
Когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях, нас, безусловно, волнуют прежде всего взаимоотношения между близкими людьми, например, между родителями и детьми.
Что вы вообще можете сказать о взаимоотношениях между родителями и детьми из собственного опыта?
Что на них влияет? Как вы считаете, надо ли прилагать усилия, чтобы эти отношения были надежными и красивыми? Или просто это сделать?
Именно об этом мы сегодня и поговорим...
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Сообщение о писателе (индивидуальное задание)
2. Проверка домашнего задания - планов в повествование с их обсуждением
Примеры планов:
И
1) Отец и сын.
2) В самолете.
3) Завтрак.
4) Охота.
5) Ранения.
6) Возвращение домой.
II
1) Полет на побережье.
2) Серия неурядиц.
3) На берегу моря.
4) Акулы.
5) Тяжелое ранение.
6) Помощь парня.
7) В Каире.
III
1) Полет на побережье.
2) Бен и Дэви никак не найдут общего языка.
3) Подводная съемка.
4) Трагедия.
5) Испытание парня в экстремальной ситуации.
6) Путь к сердцу сына.
7) Стоит преодолеть последний дюйм.
Учитель. Мотивируйте свое мнение. На что обязательно необходимо обратить внимание?
Мы все прочитали рассказы и знаем, что происходит. Теперь наша задача - узнать, как все было на самом деле.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Пересказ близко к тексту первых двух частей (полет на побережье, подготовка к съемке, завтрак)
1 группе экспертов (назначить сильных учеников): доказать, что у отца с сыном сложились (какие?)... взаимоотношения.
Обратить внимание:
(Парень в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - чужой человек»;
«Бен пожалел, что взял его с собой»;
«Бен знал, что не умеет разговаривать с парнем»;
«Когда Дэви о чем-то спрашивал у отца, голос у него становился мрачным: он заранее был готов к резкой ответы»;
«Бену хотелось чем-то порадовать мальчика, но за много лет ему это ни разу не удалось, а теперь, видно, уже было поздно»)
Вопросы для 1-ой группы экспертов
1) понимает Ли Бен, что он несправедлив к парню?
2) он пытается изменить их отношения?
3) Что самое страшное в этой ситуации? (Иу парня, и у Бена нет больше никого из родных)
4) В чем проявляется отсутствие привычки заботиться о сыне? (Взял для него воды, не напомнил, чтобы Дэви взял себе что-нибудь для развлечения)
2-га группа должна ответить на вопрос: опасна Ли эта поездка? (Обратить внимание на вопрос парня, которое он повторяет несколько раз)
2. Пересказ эпизода «Подводная съемка»
• Чьими глазами мы видим подводное царство?
• Что мы можем сказать о Бене как о летчике, кинооператора, человека?
• Можем ли мы сделать выводы, что перед нами неординарный человек?
• Почему же случилось так, что он научился по жизни много, но не научился понимать собственного сына?
3. Выразительное чтение фрагмента: «У кошки был выигрыш во времени» до «Он знал, что дела его совсем плохи»
• Чего больше всего испугался Бен? Как это характеризует его?
4. Выразительное чтение фрагмента от «Дэви,- сказал он, пытаясь сосредоточиться...» до «Он был неосторожным от самого начала и до конца»
• Изменилось ли его отношение к мальчику? Докажите. (В диалоге и размышлениях появляются обращения: «мальчик», «сынок», «бідолахо», «малыш»; желание не напугать Дэви, извиниться перед ним: «Не расстраивайся, если я на тебя наору», «старался говорить как можно мягче», обещал в следующий раз взять кока-колы.)
• Можем ли мы сказать, что летчик испугался за себя и решил подольститься к мальчику, чтобы тот не бросил его? (Нет, он больше думал о парне. «Десятилетнему мальчику выпало выполнить работу, которая была сверхсложной. Если он хочет выжить») («Снова потерял сознание», - подумалось Бену. Он погрузился на несколько минут в приятный легкий сон, но старался удержать последнюю нить сознания. Он уцепился за нее: ведь в ней одной было спасение для сына)
• Удается ли Бенові сблизиться с парнем настолько, чтобы тот его понял? Что должно было произойти? (Парень увидел слезы отца, услышал искренние слова. «Он нащупал путь к сердцу мальчика»)
III. Подведение итогов урока
Какие выводы можно сделать из рассказа в контексте проблемы «отцы и дети»?
• Взаимоотношения между родителями и детьми всегда были серьеВНОй проблемой.
• Страшнее всего равнодушие, стена непонимания, незнания друг друга.
• Больше всего зависит от родителей, потому что у них больший жизненный опыт.
• Надо помнить, что каждый человек - это целый мир.
IV. Домашнее задание
Бывает, что взрослые, чтобы лучше понять детей, прибегают к одному очень простому средству.
Подумайте (или спросите у родителей), к какому именно.
Есть ли в тексте (в той части, что мы читали на уроке) намек на это? Выписать в тетрадь определение слова «дюйм».