ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 53

 

Тема. Урок развития речи. Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит

Цель: развивать умение анализировать такие способы выражения авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев, формировать навыки аргументированной дискуссии; воспитывать у учащихся толерантность и уважение к мнению других.

Оборудование: портрет А. Пушкина; репродукции картин русских художников с изображением пейзажей (К. Коровий. «Зимой», П. Крыжицкий «Зима», «Зимний пейзаж» , Г. Пимоненко «Святочное гадание», В. Суриков « Взятие зимнего городка »); аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года».

Тип урока: развитие свяВНОй речи; комбинированный.

 

ХОД УРОКА

* Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» дольше, чем любое другое произведение,- на протяжении более чем 7 лет. Он писал роман и в Кишиневе, и в Одессе, и в Михайловском, и в Петербурге, и в Болдино - писал в разные времена и при разных жизненных обстоятельствах. За 7 лет много изменений произошло и в России, и в жизни поэта, и все эти изменения отразились в романе. Роман стал поэтической хроникой исторической жизни России. О национальный колорит, картины природы и образ автора в произведении мы сегодня будем говорить. (Ученики записывают тему урока.)

 

* Актуализация опорных знаний

 

1. Назовите героя романа, которому принадлежат слова

С героем нашего романа

Без предисловий, в это же время

Позвольте познакомит вас.

Онегин,- друг мой, я отмечу,-

Родился на берегах Невы,

Где родились, может, и вы,

Или прославились, мой читатель.

Гулял и я там в давние дни...

(Здесь и далее перевод М. Рыльского)

Высокой не имея силы

Жизнь вдохновению посвятит,

Не мог он, хоть и как мы учили,

Хорей от ямба отличить.

Возненавидев пустословие

И светские предписания мелкие,

Его встретил и полюбил я.

Мы вдвоем с Онегиным хотели

В далеких побувать краям;

И прихоти судьбы повелели

Ему на другой путь стать.

 

Село, любовь, досуг, цветы,

Поля! Я верен вам давно.

Здесь рад дать я понять,

Что я и Онегин - не равно,

Чтобы недоверчивый читальник

Или лукавый поставщик

Спліток злобных и мелких,

Рис присмотревшись моих,

Не уверял людей лживо,

Что я представил здесь свой портрет...

 

Поэты все, я бы здесь отметил,

Любят мечтая, как я.

Когда в снах красавиц я видел,

И образ их душа моя

Навек тайно спрятала;

Их муза потом бы оживляет:

Так воспел мой давний пал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц на Салгірі.

 

Ожидаемый ответ

Эти слова принадлежат действующему персонажу произведения. В романе его имя не называется, но речь ведется от первого лица: «я». Из его рассказа мы узнаем, что он был участником и свидетелем определенных событий романа; знаем его жизненную позицию, систему приоритетов и миропонимания. Это - образ автора. Итак, в романе двое главных героев: Онегин и сам поэт.

 

2. Кроссворд «наоборот»

Задачи: сформулировать определение слов в кроссворде.

 

 

I. Изменения, что произошли с Онегиным после встречи с Татьяной в Петербурге.

II. Поэт, страстно влюбленный в Ольгу.

III. Самый прекрасный женский образ романа.

IV. Одна из характерных черт молодого Онегина.

V. Постоянно присутствует «второй» герой романа.

VI. Населенный пункт, в котором Пушкин закончил писать роман.

VII. Мотивы поступков Ленского.

VIII. Жанр произведения «Евгений Онегин».

IX. Качество характера, которое руководило поступками молодого Онегина.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Работа в группах (количество групп зависит от уровня подготовленности класса)

а) Образ автора в романе

Задания для исследования

Из главы 1 узнайте, сколько строф автор посвящает рассказу о герое, сколько - лирическим отступлениям, сколько, чтобы перевести слова героя, сколько, чтобы описать суть своих взаимоотношений с героем. Сделайте обобщения и выводы.

Ожидаемый ответ

В ріВНОхарактерності картин, в раВНОобразии настроений, в быстрых переходах от темы к теме прослеживается, прежде всего, личность автора. Он присутствует во всех сценах романа,

комментирует, объясняет и оценивает их. Он присутствует как персонаж, свидетель, отчасти даже участник и историограф всех событий.

б) Образ природы в романе

Задания для групп

Найти и зачитать описания природы, определить их значение в произведении.

Ожидаемый ответ

День, два - новые были для него

Одинокие нивы и сады,

И сумрак бора возрастного,

И плеск тихой воды;

На третий поле, роща и травы -

Все было уже неинтересно,

А там клонило и до сна;

Постиг он истину печальную,

Что и на селе отрады мало,

Хоть там ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни стихов, ни баллов.

Скука на него караулила,

И бегала за ним она,

Как тень или верная жена.

Деревня, где скучал Евгений,

Было словно создано для утех;

Там враг страсти бешеной

Благословить бы небо мог.

Дом господский одиночеством,

От бурь защищен горой,

Стоял над рекой; вдали

Лились, как золото, поля

И луга пестрели цветами,

Дома мелькали по холмам,

Бродили стада в лугах,

И распускал ветки наклонное

Заброшенный большой сад,

Жилье задумчивых дриад.

 

Примечание. Здесь и далее приведены примеры цитатного материала; учащиеся могут подобрать другие, на свое усмотрение.

Одним из важнейших видов авторских отступлений в произведении есть многочисленные поэтические зарисовки природы. Картины природы в романе - это его своеобразная музыкальная стихия, которая создает соответствующую атмосферу для изображаемого, это попытка через яркие картины отразить состояние души героя. Русская природа в романе - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядело бы как абсурдное и абстрактное. За связями с природой (или их отсутствием) мы можем определять духовность героев. Одни герои Пушкина живут как бы вне природы - они лишены целостности. И наоборот, внутренняя близость к природе свидетельствует о гармоничности, моральное богатство и целостность образа.

в) Характеристика других лирических отступлений в романе

Учитель. В «Евгении Онегине» есть и другой вид лирических отступлений, которые можно охарактеризовать как короткие, эмоционально окрашенные экскурсы в российскую историю, прошлое автора и русский быт. Они помогают автору расширить хронологические рамки исторического перевода. Изображены Пушкиным городские пейзажи не менее органичны, чем картины природы.

 

Вот гай разросся кудрявый,

Петровский замок свой фронтон

Над ним возвышает, достойный славы.

Напрасно ждал Наполеон,

Опьяненный бряжчання крицы,

Коліноклонної столицы

С ключами древнего Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

С опущенной головой.

Не праздник, не гостеприимный дар -

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Відсіль, забыв счет часов,

Смотрел на пожар он.

 

Некоторые лирические отступления имеют автобиографический характер. У них историческая действительность изображается поэтом через призму собственного неповторимого опыта:

 

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, при пении лебединых,

В увитых тайной долинах,

Край вод прозорчастих мне

Появилась муза весной...

 

Те же функции выполняют и многочисленные эпиграфы и ремарки автора. Национальный колорит дополняется изображением рождественских святок в произведении и картинами гадания.

 

Выразительное чтение учащимися наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин»

Теория литературы

Онєгінська строфа

Роман в стихах написано онєгінською строфой. Эту строфу Пушкин создал специально для своего романа. Она состоит из 14 строк (как сонет). В ней применены три основных способа рифмовки: перекрестная (а б а б), совместимое (а а б б) и кольцевое (а б б а).

 

1. Рефлексия

«Свободное письмо» на тему «Поэтика романа Пушкина»

 

2. Домашнее задание

 

Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина (по выбору).