ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 52

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Влияние мира взрослых на детские отношения

 

Цель: помочь учащимся увидеть в повести взрослый мир глазами детей и детский мир - глазами взрослых; развивать навыки выразительного чтения, пересказа произведения, умение определять основные эпизоды, которые двигают действие, оценивать их; воспитывать высокие моральные качества, чувство ответственности за свои поступки, любовь к близким людям; чувство благодарности.

Оборудование: портрет писателя, повесть «Приключения Тома Сойера» в разных изданиях, иллюстрации к ней.

Теория литературы: повесть, портрет, художественные образы.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Многим детям иногда кажется, что жизнь их тяжела, полна всевозможных неприятностей, например, необходимости сидеть на уроках, делать задания, не дебоширить, выполнять бесконечные требования старших, работать и т.д. Но, сталкиваясь со взрослыми проблемами, дети понимают, насколько детские трудности не похожи на опасное жизни мира взрослых. Как же герои повести Марка Твена оказывают, находясь в затруднительном положении и чему могут научить даже взрослых, об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

• Расскажите эпизод из повести, который запомнился больше всего. Объясните, как он характеризует героев произведения.

• Совместите пары утверждений за причинно-следственной связью.

 

1 Решение стать пиратом

2 Месть индейца Джо

3 Безосновательное обвинение Поттера

4 Клятва молчать

5 Угрызения совести у Тома

А Тяжкое преступление - убийство

Бы Страх ребят

В Посещение Поттера в тюрьме

Г Коварство индейца

Д Несчастной любви

 

1

2

3

4

5

Д

А

Г

Б

В

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - XIII, XIV (С. 231-237 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 198-204 - по учебнику Е. Волощук)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников, обмен впечатлениями о прочитанном

 

3. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера

• Определите, по каким причинам герои повести решили жить на необитаемом острове.

 

Герои

Причины

Том

Безответная любовь к Бекки, домашние недоразумения

Гек

ему было все равно, где жить; приключение ему нравилась

Джо

Несправедливое обвинение от матери

 

• Какие черты характера проявляются у Тома Сойера, когда ребята устраивают приключение с побегом? Перелічте их и докажите свое мнение. (Начитанность - дал себе и друзьям высокопарные прозвища, взятые из любимых книг; романтик, мечтатель - стремится морских приключений, подвигов; безрассудный - не подумал о последствиях, о реакции близких; ловкий и выносливый - хорошо плавает, управляет плотом, знает, как готовить пищу, удить рыбу; имеет хорошие организационные способности - сплотил команду)

• Почему обрадовались ребята, услышав специальные гудки парома на реке? (Начали считать себя героями, поняли, что их ищут, за ними скорбят)

• Прокомментируйте фразу: «Пираты двинулись обратно к лагерю, их аж распирало от тщеславных гордости и сознания вдруг приобретенной собственного веса и всего того хлопот, которого наделало их исчеВНОвение?» Как потом изменился их настроение? (Ребята сначала радовались тому, что привлекли внимание взрослых, а потом поняли, что их побег для взрослых - настоящее горе, и загрустили, жалея о содеянном.)

• Кто из друзей проявил больше решимости и отваги, чтобы хоть как-то исправить положение, сообщить о себе? (Том ночью пошел домой с намерением оставить записку.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Назовите другими словами, подберите заменители, которые использовали герои произведения:

а) вода в «чашечках» из дубовых и ореховых листьев, «подслащенная волшебством окружающего леса» - (утренний кофе) или

 

 

б) «сон под открытым небом, беготня на приволье, купание в реке и голод» - (замечательные лакомства до обеда) или

 

 

в) «выкрутился из передряги» - нашел выход из затруднительного положения.

 

VI. Домашнее задание

Прочитать XV-XVI разделы повести «Приключения Тома Сойера», уметь пересказывать, характеризовать ситуации и героев.

 

VII. Итог урока

«Ролевая игра»

Произнести фразу (реплику) от имени героя:

- Я, Том Сойер, (очень доволен жизнью на острове, но немного жаль тетушку Полли)

- Я, Гек Финн,...

- Я, Джо Гарпер,...