II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 52
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Влияние мира взрослых на детские отношения
Цель: помочь учащимся увидеть в повести взрослый мир глазами детей и детский мир - глазами взрослых; развивать навыки выразительного чтения, пересказа произведения, умение определять основные эпизоды, которые двигают действие, оценивать их; воспитывать высокие моральные качества, чувство ответственности за свои поступки, любовь к близким людям; чувство благодарности.
Оборудование: портрет писателя, повесть «Приключения Тома Сойера» в разных изданиях, иллюстрации к ней.
Теория литературы: повесть, портрет, художественные образы.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Многим детям иногда кажется, что жизнь их тяжела, полна всевозможных неприятностей, например, необходимости сидеть на уроках, делать задания, не дебоширить, выполнять бесконечные требования старших, работать и т.д. Но, сталкиваясь со взрослыми проблемами, дети понимают, насколько детские трудности не похожи на опасное жизни мира взрослых. Как же герои повести Марка Твена оказывают, находясь в затруднительном положении и чему могут научить даже взрослых, об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
• Расскажите эпизод из повести, который запомнился больше всего. Объясните, как он характеризует героев произведения.
• Совместите пары утверждений за причинно-следственной связью.
1 Решение стать пиратом
2 Месть индейца Джо
3 Безосновательное обвинение Поттера
4 Клятва молчать
5 Угрызения совести у Тома |
А Тяжкое преступление - убийство
Бы Страх ребят
В Посещение Поттера в тюрьме
Г Коварство индейца
Д Несчастной любви |
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - XIII, XIV (С. 231-237 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 198-204 - по учебнику Е. Волощук)
2. Словарная работа за вопросами учеников, обмен впечатлениями о прочитанном
3. Эвристическая беседа, выполнение заданий поисково-исследовательского характера
• Определите, по каким причинам герои повести решили жить на необитаемом острове.
Герои |
Причины |
Том |
Безответная любовь к Бекки, домашние недоразумения |
Гек |
ему было все равно, где жить; приключение ему нравилась |
Джо |
Несправедливое обвинение от матери |
• Какие черты характера проявляются у Тома Сойера, когда ребята устраивают приключение с побегом? Перелічте их и докажите свое мнение. (Начитанность - дал себе и друзьям высокопарные прозвища, взятые из любимых книг; романтик, мечтатель - стремится морских приключений, подвигов; безрассудный - не подумал о последствиях, о реакции близких; ловкий и выносливый - хорошо плавает, управляет плотом, знает, как готовить пищу, удить рыбу; имеет хорошие организационные способности - сплотил команду)
• Почему обрадовались ребята, услышав специальные гудки парома на реке? (Начали считать себя героями, поняли, что их ищут, за ними скорбят)
• Прокомментируйте фразу: «Пираты двинулись обратно к лагерю, их аж распирало от тщеславных гордости и сознания вдруг приобретенной собственного веса и всего того хлопот, которого наделало их исчеВНОвение?» Как потом изменился их настроение? (Ребята сначала радовались тому, что привлекли внимание взрослых, а потом поняли, что их побег для взрослых - настоящее горе, и загрустили, жалея о содеянном.)
• Кто из друзей проявил больше решимости и отваги, чтобы хоть как-то исправить положение, сообщить о себе? (Том ночью пошел домой с намерением оставить записку.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Назовите другими словами, подберите заменители, которые использовали герои произведения:
а) вода в «чашечках» из дубовых и ореховых листьев, «подслащенная волшебством окружающего леса» - (утренний кофе) или
б) «сон под открытым небом, беготня на приволье, купание в реке и голод» - (замечательные лакомства до обеда) или
в) «выкрутился из передряги» - нашел выход из затруднительного положения.
VI. Домашнее задание
Прочитать XV-XVI разделы повести «Приключения Тома Сойера», уметь пересказывать, характеризовать ситуации и героев.
VII. Итог урока
«Ролевая игра»
Произнести фразу (реплику) от имени героя:
- Я, Том Сойер, (очень доволен жизнью на острове, но немного жаль тетушку Полли)
- Я, Гек Финн,...
- Я, Джо Гарпер,...