ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 52

 

Тема. Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского.

Цель: учить давать характеристику герою художественного произведения, использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; способствовать формированию толерантного отношения к окружающим и собственной этической жизненной позиции.

Оборудование: портрет А. Пушкина.

Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.

 

Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина

и в Татьяну (и, видимо, в Татьяну немного

больше), в них обоих вместе, в любовь.

М. Цветаева

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

5. Экспресс - опрос

9) Какие две разные жанровые формы соединил В. Пушкин в произведении « Евгений Онегин»? (Эпос + лирика = роман в стихах)

10) Докажите, что роман является реалистичным. (Конкретное время; причины событий связаны с действительностью; судьба героя зависит от его поступков и его выбора)

11) Кто является главным героем романа? (В романе двое главных героев: Онегин и его друг - поэт.)

12) Кто из персонажей романа является идеологическим оппозиционером Онегина и живет за другими жизненными принципами? (Автор, Ленский, Татьяна)

13) Какую роль играет художественный образ в реализации авторского за-думу? (Автор мыслит образами. Художественный образ для него - основная возможность выразить свои мысли.)

 

5. Выразительное чтение наизусть письма Татьяны к Онегину

 

5. II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. В художественной литературе есть такие произведения, которые сразу же после первого прочтения навсегда западают в душу, а их герои способны наполнить ее радостью и тревогой. Именно такой является Татьяна Ларина.

Она, подобно шекспировской Джульетты, стала символом женственности, глубокой, безграничной любви и порядочности. Татьяна - человек с гармоничным внутренним миром и чистой душой. Если мы поймем сущность образа Татьяны, мы поймем одну из основных идей романа. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

5. Характеристика образа Татьяны с прочтением отрывков из текста

Работа ведется сначала в парах, затем коллективно. Ориентировочный план характеристики образа Татьяны Лариной

5. Биография героини.

5. Портрет Татьяны.

5. Отношения Татьяны с родителями, сестрой, детьми, соседями, Онегиным, Ленским, московским и петербургским обществом.

5. Характеристика Татьяны автором, Онегиным, московским и петербургским обществом.

5. Поступки, которые наиболее полно раскрывают характер героини.

5. Отношение автора к Татьяне.

Проблемные вопросы

14) Автор неоднократно подчеркивает оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Почему, по вашему мнению, петербургские круги считали ее «своей», когда Онегин всегда был «чужим, чудаком»?

15) Как вы думаете, Татьяна лишь играет роль замужней светской дамы с безупречной репутацией, или она на самом деле изменилась?

16) Почему, по вашему мнению, Татьяна, которая любит Онегина, отказывает ему в любви? Поддерживаете ли вы ее?

17) можно Ли считать безупречным поступок Татьяны - замужество без любви?

18) можно Ли назвать роман А. Пушкина «Евгений Онегин» гимном любви?

 

Характеристика образа Ленского

Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского Учитель. Несмотря на раВНОе воспитание, Татьяна и Евгений - духовно близкие люди. Оба умные, много читающие, образованные, хорошо разбираются в людях. Именно Онегина Татьяна выделила из числа молодых людей, которых знала. Онегин также отдал предпочтение Тетяні. им обоим свойственна неудовлетворенность жизнью. Возможно потому, что была какая-то «нить единения» между Татьяной и Евгением, они вроде бы поделились своими душевными приобретениями: Татьяна разбудила в Онегине чувства и способность любить, сама же по его совету научилась постигать себя. Почему Пушкин, несмотря на свою любовь к героине не подарил ей счастливой любви? Как вы помните, Ленский, Ольга и Татьяна имеют общие черты: у них открытые, чистые души, герои любят природу и простые радости жизни, не испытали разочарований в жизни, их личности цельные и внутренне гармонійні. их образ жизни и близость к природе являются неприемлемыми Онегину. Почему юном, искреннему и талантливому юноше Ленскому автор подарил такую короткую жизнь?

Беседа

19) Какая судьба могла судиться Ленскому: обычная или непревзойденная?

20) Как случилось, что такие противоположные личности, как Онегин и Ленский, подружились?

21) Как и через что возникли распри между Онегиным и Ленским? Как отличаются поведение и размышления каждого перед дуэлью?

22) Объясните мотивы поведения Ленского, из которых он вызвал на дуэль Онегина. Как этот поступок иллюстрирует характер юного поэта?

23) мог Ли Онегин отказаться от дуэли? Что ему помешало это сделать?

24) Какие мысли вызвала у автора смерть Ленского?

 

IV. Рефлексия

 

1. Коллективное обобщение

25) Образ Татьяны Пушкин утверждает этические принципы новой жизненной философии, а образу Онегина отвергает распространенную философию гедонизма. Важность образа Татьяны не в том, что она, как и ее мать, вышла замуж и прожила всю жизнь с нелюбимым человеком, а привычка заменила ей любовь. Важным является то, что Татьяна не откликнулась на предложение Онегина, как это делали другие женщины; она отказала Онегину ради любви, чтобы не убить в нем веру в любовь и себя. Ее «да» повлекло бы духовную смерть Онєгі-на, она убила бы в нем ростки новой жизненной философии, которые взрастили в его душе муки любви к ней.

26) Что касается Ленского, то он - настоящий романтик подобно байронического героя. Он склонен идеализировать действительность, руководствуется лишь чувствами, идеями и эмоциями. Вызвав на дуэль Онегина, он не может поступить по-другому, хотя и осознает тщетность собственного поступка и то, что этим собственноручно приближает свою смерть. Автор подчеркивает, что дуэль бесцельна и смерть Ленского бесполезна. Смерть романтика Ленского доказывает, что романтизма больше не место в российском обществе начала XIX в. 2. Составление сенканів на темы «Любовь», «Выбор», «Судьба»

 

V. Домашнее задание

 

Подготовить сообщение об образе автора и картины природы в романе «Евгений Онегин»; подготовить выразительное чтение наизусть предложенного учителем отрывка (см. приложение).

Приложение

Долго осень гостила,

И замешкался первый снег;

Его природа ждала, ждала,

А он только в январе лег

Во третий день. Встав с утра,

В окно увидела Татьяна

Недавно побілілий двор,

Крыши, куртины, косогор,

На стеклах причудливые узоры,

В серебре деревья старые,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы лучезарным покровом

Под небом ясно-голубым.