II семестр
 
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
 
УРОКИ № 54-55
Тема. (РМ) Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо
 
Цель: углубить знания учащихся о поэзии символизма; развивать связную речь, умение определять, сопоставлять литературные явления, проводить аналогии, выражать свои мысли, описывать чувства и впечатления; воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетические смаки. оснащение: портреты писателей, издание их произведений в разных переводах, иллюстрации к ним. тип урока: развитие речи.
 
Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. 
Ошибкой было бы говорить: я думаю. 
Следует скорее сказать: мне думает... Я есть кто-то другой. 
Тем хуже кусок дерева, как он понимает, что он - скрипка...
А. Рэмбо
 
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
 
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. Ошибкой было бы говорить: я думаю. Следует скорее сказать: мне думает. Я есть кто-то другой. Тем хуже кусок дерева, как он понимает, что он - скрипка.» - писал о себе Артюр Рембо (обращение к эпиграфа урока). Через эксперименты, часто опасные, страдания, муки творчества он стал таки «скрипкой», правда, совсем ненадолго. В унисон с ним творил и его старший товарищ Поль Верлен. Настоящая слава пришла к ним уже после смерти, и тысячи сторонников,- как поэтов, так и читателей,- подивились новизне и таинственной, багатозначній красоте поэтического слова. Попробуем и мы окунуться в этот неповторимый мир поэзии символистов.
 
III. Объявление темы и цели урока
 
IV. Развитие речи
1. Выступления учащихся с сообщениями о французскую поэзию символистов («От П. Верлена к А. Рембо»)
 
2. Выразительное чтение стихотворения «Осенняя песня» П. Верлена (в разных переводах)
 
3. Сравнение прочитанных произведений, высказывание своего мнения с аргументацией «мое ощущение», потом «мое понимание»; анализ поэзии
 
4. Эвристическая беседа
¦ Какое впечатление произвела на вас поэзия?
¦ С чем ассоциируется у поэта осень? Почему?
¦ Какой настрой передан в «Осенней песне»?
¦ Определите цвета, звуки осени и душевные состояния лирического героя.
 
Осенняя песня
 
  
    
      Перевод Г. Кочура  | 
      Перевод м. рыльского  | 
      Перевод м. терещенко  | 
    
    
      Негромкие  | 
      Ячать хлипкі  | 
      Скорбне рыдания  | 
    
    
      Томные песни  | 
      Хриплые скрипки  | 
      Скрипок до утра,  | 
    
    
      Струн осенних  | 
      Ноября.  | 
      Песня осенняя -  | 
    
    
      Сердце тебе  | 
      Их ностальгическое хлип  | 
      Сердце поражает,  | 
    
    
      Топят в печали,  | 
      В сердца глубь  | 
      Усталостно качает  | 
    
    
      В причитаниях.  | 
      Просто пада.  | 
      Языков причитания.  | 
    
    
      Бледнею, когда  | 
      От их плача  | 
      Я Весь холону,  | 
    
    
      Бьют часы:  | 
      Я весь дрожу  | 
      Стигну от звона,  | 
    
    
      Несутся мысли  | 
      И рыдаю,  | 
      Бледнею с одчаю.  | 
    
    
      В давние годы  | 
      Как дни ясные,  | 
      Упоминания же толпой  | 
    
    
      Мечтаний дитинних.  | 
      Словно во сне,  | 
      Мчатся надо мной -  | 
    
    
      Выйду на улицу -  | 
      Припомню:  | 
      Тяжело рыдаю.  | 
    
    
      Вихревой водоворот  | 
      Куда-то иду  | 
      Выйду я из дома  | 
    
    
      В поле млистім  | 
      В даль бледную  | 
      Проклятый ветер  | 
    
    
      Крутит, гонит,  | 
      С гор в долину,  | 
      Сердце оспале  | 
    
    
      Носит меня  | 
      Языков жовклий письмо  | 
      Бросает, терзает,  | 
    
    
      С жовклим листьями  | 
      Под ветра свист -  | 
      Словно сметает  | 
    
    
         | 
      В безвестность несусь  | 
      Листья опавшие  | 
    
  
 
5. Промежуточные итоги
Учитель. Осень для поэта - не только унылая пора года, замирание, засыпания природы, но и символ человеческой зрелости, преддверие старости, когда отрадой и утешением становятся воспоминания. Часы, звонит, символизирует безостановочный бег времени.
П. Верлен изображает в стихотворении не просто осенний пейзаж, а передает свое настроение, чувства, ощущения, создавая «пейзаж души», то есть внутреннее состояние лирического героя в определенный момент жизни.
 
6. Выразительное чтение стихотворений П. Верлена «Сентиментальная прогулка» и «Сентиментальный разговор» 
СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА
Закат дотлевал. Багряніли облака, 
Ветер колыхал белые ненюфары, 
Цветы колыхал между камышей,
Над печальным прудом тихо шарудів.
 
Я бродил один с сожалением кровавым, 
Между наклонных ив более сонным прудом,
Где густой туман вставал с низов, 
Где, словно великан, призрак чей-то сизів,
 
Где рыдал отчаяние в муторных криках сойки, 
Где плыли сычей жалостливые вопли. 
Между наклонных ив, где бродил один 
Я со своим сожалением, не считал часов...
 
И пала ночь, и погасли облака,
Мгла окутала белые ненюфары, 
Только над прудом, между камышей, 
Ветерок печальный тихо шарудів.
Перевод М. Лукаша
 
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
В старом саду среди ночной мглы 
Две фигуры непевнії прошли.
В них зрение потух, уста у них осунулись 
И еле слышно голоса звучали.
В старом саду, в зимнюю ночь печальную 
Два привидения будили древности.
Ты вспоминаешь, как мы когда-то любили?
Зачем нам те упоминания понадобились?
Видишь ли ты теперь меня во сне? 
Или рвешься сердцем ты ко мне? - Нет.
Как мы когда вдвоем жили счастливо, 
Сливая сердца и уста! - Возможно. 
Где синь небес, где сяєво надежд? 
Надежды те исчезнувших во тьме густой. 
Так шли они в зимнюю ночь,
И только месяц слышал чудное разговор.
Перевод М. Лукаша
 
7. Самостоятельное анализирование стихов, определение (по группам) в них черты импрессионизма и символизма
 
  
    
      Черты импрессионизма  | 
      Черты символизма  | 
    
    
      «Культ впечатление», ощущение; художественный образ строится на недомолвках и намеках (почему «увы кровавый», «рыдал отчаяние» и др.); фрагментарность, этюдность; музыкальность, лиризм, метафоричность («упала ночь», «погасли облака», «ветерок печальный»  | 
      Образы-символы (зима, тьма, ночь - символы небытие); 
        «соответствие» и аналогии между явлениями предметно-чувственного и духовного миров на основе мистического единства всего сущего («призрак чей-то сизів», «два привидения будили древности»)  | 
    
  
 
8. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Моя циганерія» 
МОЯ ЦИГАНЕРІЯ
Руками по карманам ощупывая дыры 
И локтями светя, я фертиком шел,
Потому что с неба сяла Муза! Ее я верный ленник,
Вот себе роскошную выдумывал любовь!
 
Брюки нимало стерты? И по колено море!
Ведь котигорошку лишь рифмы в голове.
Как кукушчатые куры, сокочуть в небе звезды,
А под Чумацким Возом - банкеты дару.
 
Рассевшись при дороге, те гомоны лелею,
Роса на меня упала, а я хмелею,
Потому сентябрьский вечер - словно вино густое.
 
И все капарю стихи, свернувшись в калачик. 
Словно струны лиры - тени (их купаю, как мячик). 
Штиблеты каши просят? Ого, и это пустое!
Перевод В. Стуса
 
9. Обмен впечатлениями от прочитанного
¦ Как вы поняли смысл стихотворения? Его настроение?
¦ Как изображены в произведении картины природы?
¦ Приведите примеры художественных средств (метафор, риторических вопросов, эпитетов и др.)
 
10. Словарная работа
Циганерія в переводе означает «богема», человек богемы; фертом идти - лихо, бодро, беззаботно; ленник - вассал, подданный; купать - пинать ногой.
 
11. Промежуточные итоги
Учитель. В стихотворении «Моя циганерія» А. Рэмбо обрисовал поэтический образ своей жизни. Смелый и безответственный юноша, гений и «фертик», которому «по колено море», с дырками в карманах (т.е. без денег), а в голове «лишь рифмы», странствует без цели. Голод и холод его не смущают, у него есть высшее для поэта счастье - хмеліти от «сентябрьского вечера» и «капарити стихи, свернувшись в калачик». Небо для него - как хозяйство у доброго крестьянина, ибо «как кукушчатые куры, сокочуть в небе зари». Его самая большая любовь - Муза, которой он и раб, и властелин.
 
V. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Совместите приведены цитаты из произведений П. Верлена и А. Рэмбо с художественными средствами, которым соответствуют цитаты.
 
  
    
      Цитаты  | 
         | 
      Художественные средства  | 
    
    
      Милый (взгляд); милейший (пение)  | 
         | 
      Риторические вопросы  | 
    
    
      Словно великан; языков бродяга тот; как малым кисличний сок  | 
         | 
      Метафоры  | 
    
    
      Потому что с неба сяла Муза! Ого, и это пустое!  | 
         | 
      Символы,намеки  | 
    
    
      Ты вспоминаешь, как мы когда-то любили? Брюки нимало стерты?  | 
         | 
      Сравнение  | 
    
    
      По колено море, каши просят  | 
         | 
      Эпитеты  | 
    
    
      Поцелуй на глазах морей; закат дотлевал; упала ночь; рыдал отчаяние  | 
         | 
      Фразеологизмы  | 
    
    
      Струны осенние; бьют часы, вихоровий водоворот  | 
         | 
      Риторические восклицательные предложения  | 
    
  
 
Сравните особенности стилей П. Верлена и А. Рэмбо, найдите «точки соприкосновения».
 
  
    
      П. Верлен  | 
      А. Рэмбо  | 
    
    
      • Преобразование реалий ландшафта, природных явлений и времен года на символы, обозначающие определенные состояния человеческой души («пейзажи души»); 
        • наличие образов осени, что символизируют увядание, угасание жизни; ветра (символ фатума, который гонит беззащитного человека), dusk (знак неопределенности человеческого бытия) и др.; 
        • мастерское изображение оттенков и полутонов чувств, переживаний; 
        • преобладание настроений сумму, печали, тоски, отчаяния; 
        • мягкий лиризм, музыкальность, суггестивность поэтического языка; 
        • образы многозначны; создается атмосфера зыбкости и неуверенности  | 
      • Дух бунтарства против несовершенства мироздания; 
        • сатирическое обличение уродливой обыденности; антивоенные и антиклерикальные мотивы; 
        • тема духовной свободы, волшебного превращения мира поэтом-«ясновидящим»; 
        • создание одухотворенных картин природы; 
        • создание нового поэтического языка, которая будет «языком души к душе...»; 
        • метафоры построены на неожиданных сочетаниях «застывшего и мгновенного», материально-предметного и неуловимо-призрачного, бытовых деталей и нюансов ощущений; 
        • оперирование яркими символами, кольорописом, словообразовательными инновациями  | 
    
  
 
VI. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.
 
VII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «микрофон»
Продолжите предложения:
• Больше всего мне запомнилась мысль (строки)...