ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОКИ № 54-55

Тема. (РМ) Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

 

Цель: углубить знания учащихся о поэзии символизма; развивать связную речь, умение определять, сопоставлять литературные явления, проводить аналогии, выражать свои мысли, описывать чувства и впечатления; воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетические смаки. оснащение: портреты писателей, издание их произведений в разных переводах, иллюстрации к ним. тип урока: развитие речи.

 

Я осознал себя поэтом. Это не моя вина.

Ошибкой было бы говорить: я думаю.

Следует скорее сказать: мне думает... Я есть кто-то другой.

Тем хуже кусок дерева, как он понимает, что он - скрипка...

А. Рэмбо

 

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. Ошибкой было бы говорить: я думаю. Следует скорее сказать: мне думает. Я есть кто-то другой. Тем хуже кусок дерева, как он понимает, что он - скрипка.» - писал о себе Артюр Рембо (обращение к эпиграфа урока). Через эксперименты, часто опасные, страдания, муки творчества он стал таки «скрипкой», правда, совсем ненадолго. В унисон с ним творил и его старший товарищ Поль Верлен. Настоящая слава пришла к ним уже после смерти, и тысячи сторонников,- как поэтов, так и читателей,- подивились новизне и таинственной, багатозначній красоте поэтического слова. Попробуем и мы окунуться в этот неповторимый мир поэзии символистов.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Развитие речи

1. Выступления учащихся с сообщениями о французскую поэзию символистов («От П. Верлена к А. Рембо»)

 

2. Выразительное чтение стихотворения «Осенняя песня» П. Верлена (в разных переводах)

 

3. Сравнение прочитанных произведений, высказывание своего мнения с аргументацией «мое ощущение», потом «мое понимание»; анализ поэзии

 

4. Эвристическая беседа

¦ Какое впечатление произвела на вас поэзия?

¦ С чем ассоциируется у поэта осень? Почему?

¦ Какой настрой передан в «Осенней песне»?

¦ Определите цвета, звуки осени и душевные состояния лирического героя.

 

Осенняя песня

 

Перевод Г. Кочура

Перевод м. рыльского

Перевод м. терещенко

Негромкие

Ячать хлипкі

Скорбне рыдания

Томные песни

Хриплые скрипки

Скрипок до утра,

Струн осенних

Ноября.

Песня осенняя -

Сердце тебе

Их ностальгическое хлип

Сердце поражает,

Топят в печали,

В сердца глубь

Усталостно качает

В причитаниях.

Просто пада.

Языков причитания.

Бледнею, когда

От их плача

Я Весь холону,

Бьют часы:

Я весь дрожу

Стигну от звона,

Несутся мысли

И рыдаю,

Бледнею с одчаю.

В давние годы

Как дни ясные,

Упоминания же толпой

Мечтаний дитинних.

Словно во сне,

Мчатся надо мной -

Выйду на улицу -

Припомню:

Тяжело рыдаю.

Вихревой водоворот

Куда-то иду

Выйду я из дома

В поле млистім

В даль бледную

Проклятый ветер

Крутит, гонит,

С гор в долину,

Сердце оспале

Носит меня

Языков жовклий письмо

Бросает, терзает,

С жовклим листьями

Под ветра свист -

Словно сметает

 

В безвестность несусь

Листья опавшие

 

5. Промежуточные итоги

Учитель. Осень для поэта - не только унылая пора года, замирание, засыпания природы, но и символ человеческой зрелости, преддверие старости, когда отрадой и утешением становятся воспоминания. Часы, звонит, символизирует безостановочный бег времени.

П. Верлен изображает в стихотворении не просто осенний пейзаж, а передает свое настроение, чувства, ощущения, создавая «пейзаж души», то есть внутреннее состояние лирического героя в определенный момент жизни.

 

6. Выразительное чтение стихотворений П. Верлена «Сентиментальная прогулка» и «Сентиментальный разговор»

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Закат дотлевал. Багряніли облака,

Ветер колыхал белые ненюфары,

Цветы колыхал между камышей,

Над печальным прудом тихо шарудів.

 

Я бродил один с сожалением кровавым,

Между наклонных ив более сонным прудом,

Где густой туман вставал с низов,

Где, словно великан, призрак чей-то сизів,

 

Где рыдал отчаяние в муторных криках сойки,

Где плыли сычей жалостливые вопли.

Между наклонных ив, где бродил один

Я со своим сожалением, не считал часов...

 

И пала ночь, и погасли облака,

Мгла окутала белые ненюфары,

Только над прудом, между камышей,

Ветерок печальный тихо шарудів.

Перевод М. Лукаша

 

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

В старом саду среди ночной мглы

Две фигуры непевнії прошли.

В них зрение потух, уста у них осунулись

И еле слышно голоса звучали.

В старом саду, в зимнюю ночь печальную

Два привидения будили древности.

Ты вспоминаешь, как мы когда-то любили?

Зачем нам те упоминания понадобились?

Видишь ли ты теперь меня во сне?

Или рвешься сердцем ты ко мне? - Нет.

Как мы когда вдвоем жили счастливо,

Сливая сердца и уста! - Возможно.

Где синь небес, где сяєво надежд?

Надежды те исчезнувших во тьме густой.

Так шли они в зимнюю ночь,

И только месяц слышал чудное разговор.

Перевод М. Лукаша

 

7. Самостоятельное анализирование стихов, определение (по группам) в них черты импрессионизма и символизма

 

Черты импрессионизма

Черты символизма

«Культ впечатление», ощущение; художественный образ строится на недомолвках и намеках (почему «увы кровавый», «рыдал отчаяние» и др.); фрагментарность, этюдность; музыкальность, лиризм, метафоричность («упала ночь», «погасли облака», «ветерок печальный»

Образы-символы (зима, тьма, ночь - символы небытие);

«соответствие» и аналогии между явлениями предметно-чувственного и духовного миров на основе мистического единства всего сущего («призрак чей-то сизів», «два привидения будили древности»)

 

8. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Моя циганерія»

МОЯ ЦИГАНЕРІЯ

Руками по карманам ощупывая дыры

И локтями светя, я фертиком шел,

Потому что с неба сяла Муза! Ее я верный ленник,

Вот себе роскошную выдумывал любовь!

 

Брюки нимало стерты? И по колено море!

Ведь котигорошку лишь рифмы в голове.

Как кукушчатые куры, сокочуть в небе звезды,

А под Чумацким Возом - банкеты дару.

 

Рассевшись при дороге, те гомоны лелею,

Роса на меня упала, а я хмелею,

Потому сентябрьский вечер - словно вино густое.

 

И все капарю стихи, свернувшись в калачик.

Словно струны лиры - тени (их купаю, как мячик).

Штиблеты каши просят? Ого, и это пустое!

Перевод В. Стуса

 

9. Обмен впечатлениями от прочитанного

¦ Как вы поняли смысл стихотворения? Его настроение?

¦ Как изображены в произведении картины природы?

¦ Приведите примеры художественных средств (метафор, риторических вопросов, эпитетов и др.)

 

10. Словарная работа

Циганерія в переводе означает «богема», человек богемы; фертом идти - лихо, бодро, беззаботно; ленник - вассал, подданный; купать - пинать ногой.

 

11. Промежуточные итоги

Учитель. В стихотворении «Моя циганерія» А. Рэмбо обрисовал поэтический образ своей жизни. Смелый и безответственный юноша, гений и «фертик», которому «по колено море», с дырками в карманах (т.е. без денег), а в голове «лишь рифмы», странствует без цели. Голод и холод его не смущают, у него есть высшее для поэта счастье - хмеліти от «сентябрьского вечера» и «капарити стихи, свернувшись в калачик». Небо для него - как хозяйство у доброго крестьянина, ибо «как кукушчатые куры, сокочуть в небе зари». Его самая большая любовь - Муза, которой он и раб, и властелин.

 

V. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Учитель. Совместите приведены цитаты из произведений П. Верлена и А. Рэмбо с художественными средствами, которым соответствуют цитаты.

 

Цитаты

 

Художественные средства

Милый (взгляд); милейший (пение)

 

Риторические вопросы

Словно великан; языков бродяга тот; как малым кисличний сок

 

Метафоры

Потому что с неба сяла Муза! Ого, и это пустое!

 

Символы,намеки

Ты вспоминаешь, как мы когда-то любили? Брюки нимало стерты?

 

Сравнение

По колено море, каши просят

 

Эпитеты

Поцелуй на глазах морей; закат дотлевал; упала ночь; рыдал отчаяние

 

Фразеологизмы

Струны осенние; бьют часы, вихоровий водоворот

 

Риторические восклицательные предложения

 

Сравните особенности стилей П. Верлена и А. Рэмбо, найдите «точки соприкосновения».

 

П. Верлен

А. Рэмбо

• Преобразование реалий ландшафта, природных явлений и времен года на символы, обозначающие определенные состояния человеческой души («пейзажи души»);

• наличие образов осени, что символизируют увядание, угасание жизни; ветра (символ фатума, который гонит беззащитного человека), dusk (знак неопределенности человеческого бытия) и др.;

• мастерское изображение оттенков и полутонов чувств, переживаний;

• преобладание настроений сумму, печали, тоски, отчаяния;

• мягкий лиризм, музыкальность, суггестивность поэтического языка;

• образы многозначны; создается атмосфера зыбкости и неуверенности

• Дух бунтарства против несовершенства мироздания;

• сатирическое обличение уродливой обыденности; антивоенные и антиклерикальные мотивы;

• тема духовной свободы, волшебного превращения мира поэтом-«ясновидящим»;

• создание одухотворенных картин природы;

• создание нового поэтического языка, которая будет «языком души к душе...»;

• метафоры построены на неожиданных сочетаниях «застывшего и мгновенного», материально-предметного и неуловимо-призрачного, бытовых деталей и нюансов ощущений;

• оперирование яркими символами, кольорописом, словообразовательными инновациями

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.

 

VII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения:

• Больше всего мне запомнилась мысль (строки)...