II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 53
Тема. Артюр Рембо. Художественный мир поэзии. Ассоциативно-чувственная картина Вселенной в стихах «Ощущение», «Голосівки». Раскодирование содержания в стихе «Пьяный корабль»
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством поэта; помочь осознать особенности его художественного мира; развивать навыки анализа лирических произведений, их целостного восприятия; воспитывать эстетические вкусы, любовь к поэзии.
Оснащение: портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Рэмбо, перестроив всю поэтику,
сумел найти путь к найшаленішої красоты.
Пабло Неруда
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «...Я люблю всех поэтов, всех парнасцам, потому что поэт - парнасец, влюбленный в идеальную красоту. Я буду парнасцем. Я клянусь... всегда обожать двух богинь: Музу и Свободу»,- писал Артюр Рембо о себе. А Пабло Неруда сказал о нем: «Рэмбо, перестроив всю поэтику, сумел найти путь к найшаленішої красоты» (обращение к эпиграфа урока). Сможем ли мы почувствовать эту «найшаленішу красоту» стихотворений А. Рэмбо - выясним сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа
¦ Рассказать о П. Верлена и его творчество, проанализировать изученные поэзии.
¦ Определить основные признаки поэзии Верлена. (Изображение «пейзажей души», імпресіоністичність, символичность, суггестивность (внушаемость), живописность, музыкальность; ведущие мотивы: печаль, разочарование, тоска одиночества и др.)
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Мини-лекция учителя с элементами беседы
Послушайте, как рассказала о юношеских годах Артюра Рембо выдающаяся украинская поэтесса Лина Костенко в стихотворении «Мальчик пришел с Шарлевілю»:
Мальчик пришел с Шарлевілю.
В Париже, это малый Рэмбо.
Не доводи его до безумия,
Постарайся уберечь или
Хоть по крайней мере пожалей, чтобы выжил.
Грубиян? Прости, перерастет.
Он не может привыкнут к унижениям,
Может, он бешеный через то.
Он невыносим? Дамы и господа!
Этику нарушил, этикет?
Не доводите действительность к пародии,
Вам ничего, но ведь он поэт!
Среди вас, чужих и бородатых,
Может, ему снился Лангедок.
Я осмелюсь только напомнить,
Что ему же семнадцатый годок!
Сны у него еще не черно-белые,
Сердце еще возмущено на плесень!
Мальчик пришел с Шарлевілю.
Мученик вернулся в Шарлевиль.
Французский художник был близок выдающейся украинской поэтессе по духу, по поэтическим мировоззрением, поэтому она несколько ідеалізувала его жизнь и личность в реальности. Ведь не только он страдал от мира, а мир от его мятежного, безудержного характера, его выходок.
Артюрові Рэмбо суждено короткую, но яркую жизнь, а в поэтическом творчестве оно было чрезвычайно малым - всего 3-5 лет. Слава пришла к нему после смерти.
Родился Рембо в 1854 году в городке Шарлевілі в семье кадрового офицера, который очень мало уделял внимания семье.
Мать была строгой и не понимала стремления сына.
Юноша блестяще учился в колледже, поражающее преподавателей своим поэтическим талантом.
В 15 лет он уже был автором напечатанных стихов. В конце августа 1870 года Артюр убегает в Париж, чтобы «лично» помочь свержению империи, но его возвращают домой. Парень убегает еще несколько раз, даже попадет в ряды вооруженных защитников Парижской коммуны. Пишет вдохновенные комунарські стихи, разрабатывает свою теорию «поэта-ясновидца», которую иллюстрирует такими блестящими стихами, как «Пьяный корабль» и «Голосівки». Встречается с П. Верленом, и они вместе два года путешествуют Бельгией и Англией. Во время ссоры Верлен простреливает руку Рембо и попадает в тюрьму. Разорвав отношения с другом, Рэмбо завершил и издал свое последнее произведение - «Сезон в аду». В этой книге-исповеди, полном горьких сожалений и нареканий на самого себя, поэт прощается с мятежности, с «озарениями» и художественным творчеством. Сборник отмечает тонкий лиризм, ритмическая организация прозаического текста, фрагментарность строения.
С 1874 года Рембо бродил по миру, путешествовал по Европе. Потом уехал в Африку и стал торговым агентом, отказавшись навсегда от поэтического творчества. «Я попытался изобрести новые цветы, новые звезды, новые виды плоти, новые языки. Я поверил, что обладаю сверхъестественной мощью. И что же!.. Я! Я, что считал себя магом или ангелом, свободный от всякой морали, я снова брошен на землю с необходимостью искать работу, занимать грубую действительность!» - писал поэт. Тяжело заболев, он возвращается на родину и уходит из жизни в 1891 году в марсельской больнице.
Первый период творчества А. Рембо был обозначен влиянием лирики Ф. Вийона, В. Гюго, Ш. Бодлера и поэтов-«парнасцам» и связан с романтизмом.
Второй период, символістський, ознаменовался созданием и воплощением в практику «теории ясновидения». Согласно с ней художник, который стремится охватить в своем творчестве универсальное мировое бытие, должен развить в себе способность к «ясновидению» путем чрезвычайного обострения чувств и развитие духовного зрения. Для этого, по мнению Рембо, приемлемы любые средства, даже запрещенные. «Митець. сам ищет, сам истощает себя всякой отравой, однако всасывает их квинтэссенцию. Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым ученым из всех ученых! Ведь он достиг неизвестного!.. И пусть он сгорит во время взлета от неслыханных и неописуемых вещей: придут новые труженики, они начнут от тех горизонтов, где обессилено упал предшественник!»
Каким вы представили себе А. Рэмбо из этого рассказа? Обрисуйте его психологический портрет.
Артюр Рембо
2. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Ощущение» (в переводе Г. Кочура)
ОЩУЩЕНИЕ
В голубые вечера тропами пойду я;
Колоть стерня, траву начну топтать:
Почувствует свежесть пиль тогда нога моя,
Я ветра голову позволю овівати.
Поэтому молчу себе, сповільнюю ходу.
В душе безграничной любви лишь приливы;
Все дальше и дальше. Языков бродяга то пойду,
С Природой, словно с женщиной, счастлив.
3. Обмен впечатлениями от прочитанного, эвристическая беседа
¦ Какие ощущения описанные в поэзии?
¦ Которым есть настроение этого произведения?
¦ Опишите пейзажи, которые вы представили по поэтическим изображением художника.
¦ Какими чувствами охвачен лирический герой?
¦ Объясните последняя строка стихотворения. Почему слово «Природа» употреблено с большой буквы?
¦ Прочитайте этот самый стих, который называется «Настроение», в переводе М. Терещенко.
НАСТРОЕНИЕ
В летний синий вечер я по росистой тропе ухожу,
Срываю ржаные колоски, мну буйные, сочные травы;
Мечтательный спешу в даль, ускоряю свою походку,
А ветерок на голове развеял кудри русые.
Не в силах сказать мне, не могу думать больше я,
В сердце вошла любовь, которой нет границ и края.
Словно бродяга, дальше иду,- с природой душа моя
Слилась навек,- счастлив я, словно женщину обнимаю.
Сравните переводы, выскажите свое мнение.
4. Выразительное чтение поэзии «Голосівки»
5. Обмен впечатлениями от прочитанного, эвристическая беседа
¦ В чем своеобразие стиха, его неожиданность?
¦ Какие ассоциации вызывают у поэта гласные звуки?
¦ Какие художественные средства выразительности использованы в произведении?
6. Промежуточные итоги
Учитель. В стихах А. Рембо «Ощущение» и «Голосівки» подана ассоциативно-чувственная картина Вселенной.
«Я изобрел цвет гласных!.. Я согласовал форму и течение каждой согласной и льстил себя надеждой с помощью инстинктивных ритмов изобрести такое поэтическое слово, которое рано или поздно будет доступно всем чувством»,- говорил А. Рембо.
Как и большинство стихов поэта, «Голосівки» имеют множество трактовок. Одно из них, например, предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину человеческого бытия: от темноты (черный цвет) света (белый цвет Е), через бурные страсти (красный цвет) к мудрости (зеленый цвет) и познания тайны Вселенной (синий цвет А). Важную роль в «Голосівках» играет принцип контраста: черное-белое, смерть-жизнь, безобраВНОе-прекрасное, преходящее-вечное. Недаром Рембо использует форму сонета, в самом строении которого заложен контраст тезис-антитезис и их синтез. Все это свидетельствует о символістський поиск «соответствий» между различными началами жизни.
Другая трактовка созвучна фразеологізмові «от альфы до омеги» (от начала до конца).
¦ А каково ваше видение? (Ответы учащихся.)
7. Выразительное чтение стихотворения А. Рембо «Пьяный корабль»
8. Обмен впечатлениями от прочитанного, эвристическая беседа
¦ Как вы считаете, что символизируют корабль, море и другие образы поэзии?
9. Промежуточные итоги
Учитель. В центре произведения - символический образ корабля-человека, который отождествляется с самим поэтом. Корабль стремительно несется безграничным морем без руля и ветрил навстречу неизвестному, возможно, собственной гибели. На его пути возникают удивительные морские пейзажи, и читателю трудно понять, реальны они или есть только плодом буйной фантазии поэта.
Появление этого произведения определила формирование новой поэтической системы, которую характеризуют усиление метафоричности, появление «зашифрованных» образов, помогающих читателю «представить неописуемое».
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Составьте цветовую гамму стихотворения А. Рембо «Голосівки». Распишите его по ощущениям (цвет, движение, звук, душевное состояние и др.).
VII. Домашнее задание
Для всех: рассказывать об А. Рэмбо, характеризовать его творчество, анализировать его поэзии.
Индивидуальное: подготовить сообщение о французскую поэзию символистов «От П. Верлена к А. Рэмбо».
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «микрофон»
Продолжите предложения:
• Меня поразило...