II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 51
Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Солнечный, радостно-бешкетливий мир детства в повести
Цель: помочь учащимся осознать содержание и главную мысль разделов повести Марка Твена; развивать навыки выразительного чтения, перевода прозаических произведений большого объема, выделение основных эпизодов и оценивание действий и поступков героев; воспитывать лучшие нравственные качества, неприятие зла, подлости, несправедливости и других отрицательных явлений жизни.
Оборудование: портрет писателя, различные издания повести, иллюстрации к ней, пейзажи реки Миссисипи.
Теория литературы: повесть, тема, главная мысль, герои художественного произведения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Мы с вами уже познакомились с мальчиком Томом Сойером, поняли, что он - обычный ребенок - озорная, непослушная, лінькувата, но в то же время изобретательная (сумел тяжелую работу превратить в развлечение и «прибыльное» дело), жизнерадостная, чувствительная к красоте. Он постоянно придумывает какие-то выходки, нанося взрослым немало хлопот, но никогда не делает это со злыми намерениями. Как же поведет себя Том Сойер в решающие, ответственные моменты своей жизни? Об этом мы узнаем, читая следующие разделы повести.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
• Расскажите эпизод из прочитанных разделов, который запомнился больше всего.
• Объясните смысл фраз.
Цитаты |
Объяснение |
«И за каждым испытанием приходит вознаграждение» |
Тому вырвали зуб, но теперь он мог, на зависть всем ребятам, плеваться необычным способом через дырку |
«Дети тянулись к нему, радовались его запрещенным обществом и жалели, что не могут быть такими, как он» |
Гекльберри Финн был городским бездомным, делал, что хотел и как хотел. Детей привлекала его свобода и независимость |
«Он засмущался... от благоговейного трепета перед своим новым, еще не известным кумиром и робкой радости, что ему неслыханно повезло» |
Том влюбился в девочку, выдержал наказание от учителя розгами, чтобы его посадили на «девчачьей» половине класса рядом с новенькой - объектом его увлечения |
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - разделы VII, VIII, IX (С. 221-227 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 189-198 - по учебнику Е. Волощук)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Какие новые приключения произошли с Томом?
• Что побудило парня мечтать о том, как он станет знаменитым пиратом?
• Какая трагедия произошла на кладбище? Была ли она для ребят детской приключением? (Это серьезная взрослая неприятность, потому что ребята стали свидетелями страшного преступления.)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
- В США существовала традиция называть маленькие провинциальные городки в честь крупных городов Европы. Иногда такие названия получали сразу несколько городков. Так, в США существует несколько Парижей, Константинополів, Афин, Венецій. Видимо, тогдашние переселенцы из Старого Света тосковали по своей родине и в память о ней так же называли свое новое поселение. Рассказывают такой анекдотический случай: жители одного такого городка с названием Москва обратились к российской столицы с просьбой-требованием переименовать свое многомиллионный город, потому что, мол, письма, адресованные им, часто отправляют в их Москвы.
• А как назывался городок, где жил Том Сойер? Прочитайте это слово в кругу, где все буквы перепутались.
(Санкт-Петербург, Сент-Пітерсберг)
(Можно зашифровать так: С Н К Т - П Т Г Т Г Г.)
VI. Домашнее задание
Прочитать разделы X, XI, XII (С. 227-231 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 198-204 - по учебнику Е. Волощук), научиться пересказывать, высказывать свои суждения о прочитанном, характеризовать героев.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• На месте Тома Сойера я бы...
• Меня поразило...
• Интересно, почему (или как)...