ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 51

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Солнечный, радостно-бешкетливий мир детства в повести

 

Цель: помочь учащимся осознать содержание и главную мысль разделов повести Марка Твена; развивать навыки выразительного чтения, перевода прозаических произведений большого объема, выделение основных эпизодов и оценивание действий и поступков героев; воспитывать лучшие нравственные качества, неприятие зла, подлости, несправедливости и других отрицательных явлений жизни.

Оборудование: портрет писателя, различные издания повести, иллюстрации к ней, пейзажи реки Миссисипи.

Теория литературы: повесть, тема, главная мысль, герои художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Мы с вами уже познакомились с мальчиком Томом Сойером, поняли, что он - обычный ребенок - озорная, непослушная, лінькувата, но в то же время изобретательная (сумел тяжелую работу превратить в развлечение и «прибыльное» дело), жизнерадостная, чувствительная к красоте. Он постоянно придумывает какие-то выходки, нанося взрослым немало хлопот, но никогда не делает это со злыми намерениями. Как же поведет себя Том Сойер в решающие, ответственные моменты своей жизни? Об этом мы узнаем, читая следующие разделы повести.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

• Расскажите эпизод из прочитанных разделов, который запомнился больше всего.

• Объясните смысл фраз.

 

Цитаты

Объяснение

«И за каждым испытанием приходит вознаграждение»

Тому вырвали зуб, но теперь он мог, на зависть всем ребятам, плеваться необычным способом через дырку

«Дети тянулись к нему, радовались его запрещенным обществом и жалели, что не могут быть такими, как он»

Гекльберри Финн был городским бездомным, делал, что хотел и как хотел. Детей привлекала его свобода и независимость

«Он засмущался... от благоговейного трепета перед своим новым, еще не известным кумиром и робкой радости, что ему неслыханно повезло»

Том влюбился в девочку, выдержал наказание от учителя розгами, чтобы его посадили на «девчачьей» половине класса рядом с новенькой - объектом его увлечения

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение глав повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - разделы VII, VIII, IX (С. 221-227 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 189-198 - по учебнику Е. Волощук)

 

2. Словарная работа за вопросами учеников

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Какие новые приключения произошли с Томом?

• Что побудило парня мечтать о том, как он станет знаменитым пиратом?

• Какая трагедия произошла на кладбище? Была ли она для ребят детской приключением? (Это серьезная взрослая неприятность, потому что ребята стали свидетелями страшного преступления.)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

- В США существовала традиция называть маленькие провинциальные городки в честь крупных городов Европы. Иногда такие названия получали сразу несколько городков. Так, в США существует несколько Парижей, Константинополів, Афин, Венецій. Видимо, тогдашние переселенцы из Старого Света тосковали по своей родине и в память о ней так же называли свое новое поселение. Рассказывают такой анекдотический случай: жители одного такого городка с названием Москва обратились к российской столицы с просьбой-требованием переименовать свое многомиллионный город, потому что, мол, письма, адресованные им, часто отправляют в их Москвы.

• А как назывался городок, где жил Том Сойер? Прочитайте это слово в кругу, где все буквы перепутались.

 

 

(Санкт-Петербург, Сент-Пітерсберг)

(Можно зашифровать так: С Н К Т - П Т Г Т Г Г.)

 

VI. Домашнее задание

Прочитать разделы X, XI, XII (С. 227-231 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 198-204 - по учебнику Е. Волощук), научиться пересказывать, высказывать свои суждения о прочитанном, характеризовать героев.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• На месте Тома Сойера я бы...

• Меня поразило...

• Интересно, почему (или как)...