ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 50

Тема. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими, побудить к чтению и изучению; развивать навыки выразительного чтения, выделение главных эпизодов перевода их и высказывания своих суждений по поводу прочитанного; воспитывать любознательность, стремление к самопознанию путем ознакомления с действиями, поступками и характерами литературных героев и самосовершенствования.

Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал к его жизненного и творческого пути; карта мира, американские пейзажи.

Теория литературы: автобиографическое произведение, повесть.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Зачитывание соображений относительно проблемных вопросов, связанных со стихотворением Г. Бернса «Честная бедность».

 

2. Зачитывание составленного самостоятельно «Кодекса чести» (по Г. Бернсом).

 

II. Мотивация учебной деятельности школьников

- Имя американского писателя Марка Твена знают во всем мире. Его произведения «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» читают с большим удовольствием и дети и взрослые. Дети увлечены приключениями своих сверстников, а взрослые вспоминают собственное детство, глядя на себя глазами детей.

Сегодня мы начинаем знакомство с Марком Твеном, который свою повесть «Приключения Тома Сойера» назвал «Гимном детства, переведенным прозой». Много приключений, характеров Марк Твен «списал» с себя и своих товарищей, поэтому его герой - озорник, фантазер, но в то же время честный и благородный человек - завоевал симпатии миллионов читателей разных поколений.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Самостоятельная обработка статьи учебника о Марка Твена (С. 205-206 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 182-184 - по учебнику Е. Волощук)

 

image47

 

Марк Твен

 

2. Эвристическая беседа

• Какие факты из жизни Марка Твена вас поразили больше всего? Почему?

• Почему у писателя такой псевдоним - Марк Твен?

• Какие профессии изменил в жизни Марк Твен?

• Какие черты характера художника вы бы определили как основные?

 

3. Выразительное чтение отрывков из глав повести I, II, III (С. 207-215 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 184-189 - по учебнику Е. Волощук)

Примечание. Здесь и далее страницы учебника автора Есть. Волощук учитель может распределить по собственному желанию, поскольку учебник Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко имеет 74 страницы текста повести, а учебник Есть. Волощук - 50. Как вариант можно использовать разделы из полного текста для чтения в классе.

 

4. Словарная работа за вопросами учеников, обмен впечатлениями о прочитанном

 

5. Составление «сюжетной цепочки»

 

 

6. Рассмотрение проблемных вопросов и решения проблемных задач

• Какие черты главного героя вы отметили? Можно ли его считать положительным героем?

• Какими в этих разделах описаны взрослых? Что бы вы им посоветовали? (Доверчивые, снисходительные или чрезмерно строги)

• Какие признаки времени и национального характера вы заметили? (Это ХІХ века: воскресные школы, обязательное посещение церкви, школьное образование не отделена от церковной; мальчики и девочки сидят в отдельных частях класса; применяется физическое наказание - бьют линейкой; спички - редкость; способ лечения зубов; черты американского национального характера - авантюризм, раскованность, предприимчивость, умение превращать работу в развлечение и, наоборот, чувство юмора, собственного достоинства)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Шуточные вопросы

• Что общего у яблока, бумажного змея и дохлой крысы? (Это вещи, которые ребята отдали Тому за получение разрешения покрасить забор.)

• Какую роль в жизни Тома и Сида сыграла черная нитка? (Тома разоблачили, что он не был в школе, а Сид стал ябедой и получил от Тома пинков.)

• Перед кем только что увенчанный славой победитель (Том) сдался без единого выстрела? (Перед Бекки Тэтчер)

 

VI. Домашнее задание

- Прочитать раздел VI (С. 212-215 - по учебнику Ю. И. Ков - басенка, Л. В. Ковбасенко; С. 184-198 - по учебнику Е. Волощук), уметь пересказывать, анализировать; сделать иллюстрации.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Мне больше всего запомнилось...

• Самым смешным мне показалось то,...

• Я получил (получила) удовольствие от...