Урок 51
А ЗАРЯ 48-ГО ГОДА! ТЫ ВРАНТШНЯ ЗВЕЗДА НАРОДОВ
Тема: Прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в поэзии Шандора Петефи.
Цель: раскрыть прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в стихах Ш. Петефи на примере изучения поэзии «Когда ты муж - будь мужественным»; раскрыть взаимосвязь мотивов лирики и чувств автора, развивать элементы анализа поэтического произведения,
подготовить учащихся к выразительному чтению наизусть; учить проникновению в суть творческого процесса, осознанию природы художественного творчества, осуществить попытки моделирования элементов художественного стиля поэта; создать ситуацию соавторства на уроке, осуществить первые попытки интерпретации художественного лирического текста.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Зачитывание вариантов творческого задания.
1.2. Рассказ о писателе в связи с толкованием призывов из поэзии Петефи.
Вопрос для опроса.
1. Какую роль сыграл Шандор Петефи в судьбе родного народа?
2. Что побудило поэта принять участие в борьбе за освобождение венгерского народа от австрийского гнета?
3. Каким образом венгерский народ оценил вклад поэта в будущее Венгрии?
4. Каким образом жизненный путь поэта отражено в его поэзии?
1.3. Слово учителя.
Методический комментарий. В процессе опроса учитель дополняет рассказ фактами биографии поэта, которые не содержит учебник.
Венгерская революция 1848-1849 годов стала одним из важнейших этапов освободительной борьбы, которую венгерский народ в течение нескольких веков вел с его угнетателями - турецкими и немецкими захватчиками.
Колониальная политика Австрии имела целью помешать развитию венгерской национальной культуры и языка. Император Иосиф II в качестве административной ввел в Венгрии немецкий язык. На немецком же языке с конца XVIII века велось преподавание в школах Венгрии. Именно борьба за сохранение национальной культуры, за независимость родного языка стала важной составной частью освободительной борьбы венгров. Петефи первым в венгерской литературе заговорил об свободу и независимость родины и об отделении от Австрии.
«Я верю, что мы на пороге гражданской революции», - писал Петефи в письме своему другу, писателю Яношу Арань. Говоря о поэтах XIX века, Петефи называл любимыми тех, чье творчество было откликом, революционных событий. Среди своих современников он считал одним из лучших поэтов Беранже. Он писал в письме другу в 1847 году: «...увижу родину Беранже - светлую Францию и самого Беранже, величайшего апостола, нового спасителя мира и свободы. Пушечный выстрел Июльской революции был откликом песен Беранже... Пусть каждый с уважением проиВНОсит имя его святое. Он первый поэт мира».
2. Анализ художественных средств поэзии.
• Какие средства художественной выразительности в тексте стихотворения?
• Как они помогают донести до читателя мысли и переживания поэта?
2.1. Учащиеся под руководством учителя определяют средства художественной выразительности, толкуют их.
Для удобства учителя некоторые из них помешиваем в таблицу.
Художественное средство Название Толкование
Пес непутевый - судьба Метафора Пес непутевый(подбираем синонимы) - непредсказуем...
Лучший из Демосфенів - меч в твоих руках Метафора Меч - оружие, Демосфен - оратор, политик, оружие политика - слово, красноречие
Будь дубом, который буря с корнями вирива Метафора Дуб - символ крепкого силы, долговечности, который если и погибает, то только из-за гибели корней, потому что согнуть его огромный ствол и надломить ничто не может, только вырвать с корнем.
Метафора - высказывания, основанные на переносном значении слова.
Большинство рис метафоры совпадают с общими чертами сравнения. Но некоторые особенности присущие именно метафоре.
Давайте задумаемся: с какой целью художники поэзии и прозы обращаются к этому средству, называя только то, с чем сравнивают зобраясуване, и скрывая прямую название? (Делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя. Метафора требует от нас духовных усилий, которые сами по себе благотворительные.
Проникая разумом и чувством в смысл каждого из цепей развернутой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощ ный влияние поэзии).
2.2. Ответы на вопросы учебника 1 - 4, 6 (с. 167).
Учащиеся высказывают суждения о проблемах жизненных ценностей и приоритетов, выбора альтернатив «мужество - трусость», «рабство - свобода», «самостоятельный выбор жизненного пути - покорность судьбе», затронутых в стихотворении Ш. Петефи; подтверждают свои мысли цитатами из текста.
3. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение. Подготовиться к выразительному чтению произведения.