ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 50

КОГДА ТЫ МУЖ - БУДЬ МУЖЕСТВЕННЫМ

 

Тема: Шандор Петефи (1823-1849). «Когда ты муж - будь мужественным...» Прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в поэзии Шандора Петефи.

Цель: раскрыть прославление человеческого достоинства, самоуважения и мужества, осуждение унижения и внутреннего рабства в стихах Ш. Петефи на примере изучения поэзии «Когда ты муж - будь мужественным»; раскрыть взаимосвязь мотивов лирики и чувств автора, развивать элементы анализа поэтического произведения, подготовить учащихся к выразительному чтению наизусть; учить проникновению в суть творческого процесса, осознанию природы художественного творчества, осуществить попытки моделирования элементов художественного стиля поэта; создать ситуацию соавторства на уроке, осуществить первые попытки интерпретации художественного лирического текста.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

 

1. Художественное чтение учителем стихотворения Шандора Петефи «Когда ты муле, - будь мужественным».

 

2. Анализ поэтического произведения.

Методический комментарий. Через систему вопросов и практических упражнений с преобразованием и анализом элементов лирического текста раскрываем идейно-тематическое содержание стихотворения с последующим сравнением с деталями биографии писателя.

 

2.1. Беседа на осознание.

• Как вы понимаете название стихотворения?

 

Словарная работа. Выяснение значения слова «муж».

Муж - подберем синонимы - муж, мужчина. Подберите равно - корневые слова к слову «муж» - мужественный, мужество, мужать.

• Какие черты характера передаются с помощью этих слов?

• Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы, используя цитаты из поэзии: «Что должен делать (или не делать) муж, чтобы быть мужественным?»

После обсуждения учащиеся выписывают словосочетания: «Будь мужественным» - «Найди жизненный путь» - «Куклой на веревках... не будь» -

Словарная работа. Выяснение значения фразеологизма «кукла на веревках» - марионетка, кукла, которую заставляют двигаться, дергая за ниточки, прикрепленные к всех ее частей. Без кукловода эта кукла не имеет никакого вида, это как будто отдельные куски куклы. В переносном смысле так говорят о человеке, который действует по воле другого, не имея собственного мнения, собственных убеждений.

«Произведения в водовороте битвы» -

«Довершивши произведение, заткнись» -

«Умей правду защищает» -

«Сумей ради правды зламать жизнь свою» -

«Борись и страдай» -

«Свободы никому не отдай» -

«Голодный, но свободный! - впиши в девиз» -

«Будь дубом» -

• Вы заметили, что в выписанных нами словосочетаниях много слов, которые передают действие. Подчеркните их. (Любой, найди, не любой, произведения, замолчи, умей, умей, борись, страдай, не отдай, впиши).

• Какая часть речи выражает действие? Какое значение этих слов. (Глаголы повелительного наклонения выражают призыв, побуждение к действию).

 

2.2. Определение позиции лирического героя.

• Кто рассказывает нам стихотворение? (Заслушивание вариантов ответов).

• Для ответа на этот вопрос нам нужно выяснить от какого лица ведется повествование в стихотворении? Как это определить и для чего?

 

2.3. Введение понятия «Лирический герой».

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, чувства, мысли, переживания которого отражена в произведении. Он не всегда тождествен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни; отношение к природе, общественной жизни, людей; своеобразие мироощущения, мировосприятия поэта, его интересы. Особенности характера находят соответственное выражение в форме, стиле его произведений. То есть содержание и форма лирического произведения - это всегда свидетельство мировоззрения автора.

В стихи Шандора Петефи мы слышим постоянный призыв. Реализуется такая форма слова через глагол повелительного наклонения.

Методический комментарий. Повелительное наклонение глаголов подразумевает наличие двух лиц: кому приказывают и кто приказывает. Все эти глаголы стоят в форме второго лица единственного числа - «ТЫ». Оппозицией такой форме есть (то есть, тот, кто приказывает) «Я». Рассказчик призывает от собственного имени читателя.

Вывод: лирический герой и автор - повествователь совпадают.

• Итак, к чему призывает Шандор Петефи читателя?

 

2.4. Мотивация избрания лирического жанра.

• Почему автор обращается к поэтическому жанру?

По своей природе лирика - род литературы, раскрывает эмоциональный мир человека. Это особый способ художественного мышления и осознания жизни. При создании стихов или при чтении их человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее только этому человеку переживания.

Поэтическое слово родилось из ритмов человеческого сердца, что искали материального выявления, воплощение в ощутимую форму еще на заре человеческой цивилизации. Человек в возбужденном состоянии почувствовала, как бьется ее сердце от чувств, которые его переполняют и, пытаясь облегчить свое состояние, выразила их в мелодии первого стиха. Ритм - основа лирики, «мелодия сердца», «чувство».

Но, конечно, не каждое слово поэта о его чувствах - уже лирика. Воспроизведение всего, что почувствовал и осознал, должно быть художественно оформлено, должно получить эстетическое выражение в ритме, лексике, віршовому размере, смысловых повторах; паузах, строении предложений (синтаксиса).

Вывод: Шандор Петефи, как любой поэт, раскрывает через поэтические строки то, что больше всего волнует его. Итак, поэт призывает читателя к тому, за что сам борется, к чему касательное жизни, что его волнует.

 

2.5. Что же волнует поэта?

Понять это нам помогут те глаголы, которые и обнаружили нам позицию рассказчика, но уже в составе словосочетаний.

• Что означают слова: «Когда ты муж»? То есть, ответ на вопрос читатель найдет в стихотворении?

• Какие качества присущи тому, кто настоящий мужчина?

Вернемся к предыдущему этапу (п. 2.1) и найдем объяснение призывам автора. Ученики вписывают напротив каждой цитаты с призывом собственное толкование. Позже желающие зачитывают свои варианты. Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать домашнее задание (придумать собственное окончание к рассказу). Учитель обобщает и проводит параллель с «кодексом жизни» Джека Лондона, его выработали в классе на предыдущих уроках по творчеству Д. Лондона.

 

3. Подведение итогов.

• Что общего в мировоззрениях Шандора Петефи и Джека Лондона?

 

4. Домашнее задание.

1. Составить несколько словосочетаний с глаголами повелительного наклонения, выражающие взгляды ученика на главные жизненные вопросы: честность, трудолюбие, искренность, доброта, настойчивость...

2. Прочитать материалы учебника о писателе.

3. Попытаться выяснить, какие черты характера Шандора Петефи и факты биографии отразились в стихотворных строках стихотворения «Когда ты муж - будь мужественным...».

4. Изучить 2 столбика стихотворения Шандора Петефи наизусть.