ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 52

 

Тема: Выразительное чтение наизусть поэзии Шандора Петефи «Когда ты муж - будь мужественным...». Характеристика эмоционально-смысловой наполненности поэзии.

Цель: формировать умение декламировать стихи, правильно интонировать поэтические строки, ударения, смысловые акценты, учить понимать законы силабо-тонической системы стихосложения; прививать навыки проникновения в смысловые глубины поэтического текста и понимание взаимосвязи формы и содержания художественного произведения; создать ситуацию необходимости аргументировать собственный взгляд на идейно-тематическом содержании поэтического произведения, учить отстаивать свою позицию через наведение цитат.

Тип урока: выразительное чтение.

 

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Первый сборник стихов Петефи, которая сразу принесла ему всеобщее признание, был издан в 1844 году. Некоторые стихи, написанные им в 1844 году, были известны еще до издания сборника. Написаны простым народным языком, близкие по ритму до народных песен, стихи Петефи и были восприняты как венгерские народные песни: их пели в деревнях и городках, не зная имени автора. Когда в 1840-х годах был издан сборник произведений устного народного творчества венгерского народа, то в его состав вошли и стихи Петефи.

1848 года в письме к жителям Кош-Куншага Петефи писал: «Прочтите книги, которые я написал; их огромная куча. В них вы увидите, насколько я всегда любил народ, стоял на его стороне и боролся за него. Легко быть другом народа теперь, когда народ стал хозяином на своей родине; но я еще тогда стал другом народа, когда им пренебрегали и мной также презирали и оскорбляли, как защитника народа».

«Мое сердце похоже на луну в пустыне, оно сотни раз откликается на каждый призыв», - писал Петефи о себе.

«Что бы там не говорили, а настоящая поэзия - поэзия народна. ее надо сделать господствующей».

«То, что правда, - то естественно, а что естественно, то и хорошо, а соответственно - прекрасно. Вот моя эстетика».

 

Словарная работа.

Эстетика - отрасль философии, которая изучает и описывает природу прекрасного.

Итак, Шандор Петефи замечает на таких особенностях своей лирики:

1) народность - оказывается в поэзии через ритм, близкий к песенному;

2) постоянный призыв как отклик на боль народный;

3) правдивость, естественность, простота как высшая красота поэзии.

Чтобы правильно декламировать стихотворение, надо определить в нем все акценты.

Акцент - это определенный упор; не только в слове, но и в уме, построении предложений, римуванні, строфічній строении.

Необходимо помнить, что поэтический размер в поэзии создает определенную мелодию, определенную музыку, законы которой мы не можем нарушить. Поэтому бывают случаи, когда ударение в слове, употребленном в обычной речи и в поэтическом тексте, не совпадают.

Например, в поэзии «Когда ты муж...» мы видим в первой строфе (отрезок поэтического вещания, объединенный закономерным чередованием рифмы, или, проще говоря, - столбик) слово «смелых», которое в обычной речи имеет ударение на первый звук «ы», а в данном поэтическом произведении, подчиняясь поэтическому размера, будет иметь ударение на «и».

Ритм в поэзии возникает не только из-за рима - суголосся звуков в конце строк, но и через повторы, ибо ритм по сути своей и есть какой-то повтор. Обратим внимание на повтор целого строки в начале каждой строфы: «Когда ты муж - будь мужественным...» Такой повтор называется анафорою. Служит для усиления, накопления определенной эмоции.

 

2. Анализ синтаксически-экспрессивной наполненности поэзии.

1. Обратите внимание на знаки препинания в стихотворении.

2. Объясните их.

3. Соответственно знаков препинания расставьте паузы.

4. Определите созвучные слоги.

5. Определите начало и окончание фраз, имеющих смысловую целостность.

6. Определите в каждой строфе слова, имеющие высшее эмоциональную нагрузку. Попробуйте интонацией выделить их.

7. Определите в стихотворении строфа, что является кульминацией мысли автора и лирического героя. Выберите способ сосредоточить внимание слушателя на этих строках. (Или медленнее по сравнению с другими строфами произнесение, или усиления голоса, или наоборот, почти шепотом...).

8. Наконец, попробуйте прочитать стихотворение согласно сделанных выводов.

 

3. Выразительное чтение стихов.

Проведение конкурса на лучшего читателя.

 

4. Подведение итогов урока и конкурса.

 

5. Домашнее задание.

Воспользовавшись задачами учебника с. 161, 167, подготовиться к тематическому оцениванию по творчеству Джека Лондона и Шандора Петефи.