ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 50

Тема. Франческо Петрарка - великий итальянский поэт-гуманист. Воспевание любви в «Книге песен»

 

Цель: ознакомить с биографией Ф. Петрарки; ввести в мир поэзии художника; учить анализировать поэтический текст; усвоить значение термина сонет; осуществлять межпредметные связи; развивать творческие способности; учить работать в группе; воспитывать уважение к проявлениям чужих чувств.

Оборудование: портрет Ф. Петрарки; сборник «Канцоньере».

 

Поэт умел соединить небо и землю.

К. Батюшков

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Рассказ по ОК «Культура и искусство эпохи Возрождения».

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Отгадайте, кто это.

• Он родился и жил в Италии.

• Писал сонеты.

• Прославился своей образованностью.

• Был увенчан лавровым венком.

• Всю жизнь любил одну женщину, которую считал идеалом и поклонялся ей.

Да, эти факты принадлежат биографии великого Данте. Но не только. Все это также касается другого итальянского поэта Франческо Петрарки.

Работа с эпиграфом

Как вы думаете, что означает выражение русского поэта К. Батюшкова относительно Франческо Петрарки?

(К. Батюшков хотел сказать, что Петрарка сочетал в своей поэзии и в своей жизни божественное и человеческое: религию и страсти, чувствительность, набожность и ученость...)

 

III. Изучение нового материала

1. Составление хронологической таблицы

Рассказ учителя

Франческо Петрарка - поэт и историк, один из образованнейших людей своего времени.

Его отличала особая любовь к классической древности, страстная вера в возрождение Рима и Италии, неслыханный авторитет, который позволял ему наставлять пап и императоров и даже делать им строгие выговоры.

Петрарка был увенчан лавровым венком римским сенатом, официально признан великим поэтом, историком и римским гражданином.

1304 г. - родился в Ареццо в семье Петракколо ди Паренцо и Елетти Каниджані. Отец-флорентиец; после прихода к власти гібеллінів (в 1302 г.) был изгнан из Флоренции. Следует отметить, что Петрарка, в отличие от Данте, не очень страдал через это.

1316 г. - в университете Монпелье изучает право в течение 4-х лет.

1326 г. - умирает отец Петрарки. Франческо вместе с братом Джерардо выбирают духовное поприще. Получив сан «светского каноника», от дальнейшей церковной карьеры отказывается.

1327 г. - в церкви Св. Клары встречает Лауру, которую полюбил с первого взгляда и на всю жизнь. Это любовь будет несчастливым для Франческо, но именно благодаря ему появляются на свет его поэтические произведения народной (итальянском) языке, что получат название «канцоньере», или «Книга песен».

1340 г. - одновременно поступают предложения о увенчание лавровым венком от Парижского университета и Римского сената. Петрарка, что мечтает о возвращении былого величия Рима, его возрождение, выбирает предложение Римского сената. Король Роберт Анжуйский благословляет его выбор и дарит ему пурпурную королевскую мантию.

1341 г. - Петрарка увенчанный лавровым венком на Капитолийском холме в Риме.

1348 г. - во время эпидемии чумы умирает Лаура.

1374 г. - Петрарка умирает в Аркуа.

 

image86

 

Франческо Петрарка

 

2. Сведения о «Книге песен» Петрарки

«Книга песен», или «Канцьоньєре»,- сборник сонетов и стихов, написанных на итальянском языке. Работу над этой книгой Петрарка начал, когда влюбился в Лауру, и продолжал в течение всей жизни. Сонеты рождались и тогда, когда двадцатилетней Лауре не стало. Книга имеет два раздела: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Любовь не оставило поэта, оно лишь стало просветленным и трагическим одновременно.

 

3. Усвоение литературоведческих терминов

Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк п'ятистопного или шестистопный ямба, двух четверостиший и двух тривіршів.

Сонет как жанр появился в XIII в. в Италии и был разработан Данте и Петраркой.

 

4. Чтение и анализ сонетов Петрарки

Работа в группах

Задание: подготовить выразительное чтение сонета, объяснить его содержание, тему и идею, определить художественные средства, «нарисовать» сонет (символы, образы), сравнить словесное объяснение и художественное; доказать, что данное стихотворение - сонет.

На этом уроке членам групп могут быть предоставлены определенные роли:

• чтец;

• художник;

• руководитель;

• литературоведы;

• аналитик.

Учащиеся могут распределить роли внутри группы самостоятельно или с помощью «руководителя». Таким же образом потом может быть оценена работа членов группы (в зависимости от общей оценки группы, определенной учителем).

Группа № 1

СОНЕТ № 61

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор то очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

 

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

 

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

 

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны,-

Дум золотых о ней, единой, сплав!

(«На жизнь мадонны Лауры»)

 

Группа № 2

СОНЕТ № 312

Ни ясных звезд блуждающие состоянии,

Ни полные на взморье паруса,

Ни с пестрым зверя темные леса,

Ни всадники в доспехах средь поляны,

 

Ни гости с вестью про чужие страны,

Ни рифм любовных сладкая краса,

Ни милых жен поющих голоса

Во мгле садов, где шепчутся фонтаны,-

 

Ничто не тронет сердца моего.

Все погребло с собой мое светило,

Что сердцу было зеркалом всего.

 

Жизнь однозвучна. Зрелище уныло,

Лишь в смерти вновь увижу то, чего

Мне лучше бы никогда не видеть было.

(«На смерть мадонны Лауры»)

 

Группа № 3

СОНЕТ № 17

Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

 

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

 

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

 

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя.

(«На жизнь мадонны Лауры»)

 

Группа № 4

СОНЕТ № 299

Где ясное лицо, чей взгляд мне был приказом? -

Я следовал за ним наперекор всему.

Где озаряющий мою дорогую взор,

Две путевых звезды, подобные алмазам?

 

Где благочестие, где знания и разум,

Где сладостная речь и тихий разговор?

Где чудо красоты, чей образ с давних пор

Преследовал, и влек, и удалялся вместе?

 

Где ласковая сень высокого чела,

Дарившая в жару дыхание прохлады,

И мысль высокую, и обаянье грез?

 

Где та, что за руку мою судьбу вела?

Мир обездоленный лишен своей услады,

И взор мой горестный почти слепой от слез.

(«На смерть мадонны Лауры»)

Выступление групп с защитой своей работы

 

IV. Итоги урока

Опрос

• Какие факты из биографии Петрарки вам запомнились больше всего?

• Как называется самая известная книга Петрарки?

• Дайте определение сонета.

• Назовите главную тему сонетов Петрарки.

 

V. Домашнее задание

Выучить сонет Петрарки наизусть (по выбору).