ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 52

Тема. «Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма. Художественно-смысловую новаторство «поэзии души» П. Верлена. Суггестивный характер стихов «Забытые арієти» и «Так тихо сердце плачет...»

 

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта-символиста, заинтересовать ими; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать тягу к прекрасному, любовь к поэзии.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведений; аудио-запись музыкального фрагмента «Сентиментальной прогулки» (Д. Тухманов).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

 

Наиболее оригинальной, грешен, мистический.

Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов.

Анатоль Франс

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Наиболее оригинальной, грешен, мистический. Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов»,- так высказывался Анатоль Франс о Поля Верлена (обращение к эпиграфа урока). Страстный и неуравновешенный, чувствительный и чрезвычайно эмоциональный, богемный художник и скандальный узник - таким был признанный мастер импрессионизма, зачинатель символизма во французской поэзии - Поль Верлен, которого в 1891 году признали «Королем поэтов». О нем пойдет речь сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Эвристическая беседа

¦ Что обусловило духовный переворот в умонастроениях людей в конце XIX - начале ХХ века?

¦ Чьи идеи этого времени были наиболее распространенными? В чем их суть?

¦ Назовите характерные признаки декаданса.

¦ Что такое модернизм? Охарактеризуйте его общие черты.

¦ Течения принадлежали к модернизму?

¦ Охарактеризуйте символизм.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Поль Верлен родился в городе Мец, в семье военного инженера. Девять лет он учился в школе Ландри, которую окончил с дипломом бакалавра словесности. В Париже, куда семья переехала после отставки отца, юноша записался в университет на юридический факультет. Но оставил учебу, ведь профессия адвоката его не интересовала. В 1864 году он поступил на службу в страховое общество, потом к мэрии и к городской ратуше.

Еще в 14 лет оказалась его литературная одаренность. В 1863 году было напечатано его первое стихотворение. Вскоре Верлен присоединяется к парнасцам.

 

2. Выступления учащихся с сообщением о литературную группу французских поэтов «Парнас»

 

3. Слово учителя

Выходят первые сборники поэта - «Сатурнічні стихи» и «Галантные празднества» (или «Изысканные праздники»), на которых сказалось влияние еще одного литературного учителя Верлена - Ш. Бодлера.

Верлен брак с Матильдой Моте, поддерживает Парижскую коммуну. Опасаясь преследований, выезжает из Парижа. В это время знакомится с юным поэтом Артюром Рембо. В течение двух лет они путешествуют по странам Европы. Поссорившись с Артюром, Верлен выстрелил из пистолета и ранил его. За что получил два года заключения. В тюрьме Верлен пытался переосмыслить свою жизнь, очиститься, вернуться к Богу. Но слишком сильны были его негативные страсти, чтобы удержаться от морального падения.

Как не странно, но именно на это время приходятся самые выдающиеся поэтические достижения - выходят в свет сборника «Романсы без слов», «Мудрость», «Давно и недавно», серия статей «Проклятые поэты» и др.

С середины 1880-х годов поэта преследуют болезни. Но он создает немало новых поэтических сборников - «Любовь», «Параллельно», «Посвящения» и др., автобиографическую прозу, пьесы. Несколько раз он путешествует до Нидерландов и Бельгии с программой публичных выступлений. В 1896 году поэта не стало.

В начале своего творческого пути поэт увлекался «парнасцями», которые пропагандировали «искусство для искусства», культ красоты и утонченную сложность стиха. Но медленно выстраивалась собственная, самобытная творческая манера. По словам литературоведа Д. Наливайко, она есть «...ярким воплощением поэтического синтеза импрессионизма и символизма». С одной стороны, Верлен стремится выразить сиюминутные впечатления, играть в нюансах и полутонах мимолетное чувство (импрессионизм), а с другой - придает этому впечатлению символических, обобщенных значений, выстраивает систему «соответствий» между внешним и внутренним мирами (символизм).

 

4. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Поэтическое искусство»

 

5. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа

¦ Которую самую первую требование ставит автор поэтического слова?

¦ Как относится автор к четких, ясных красок, что предлагает?

¦ Что говорит поэт о нарушении проблем современности, насколько они, по его мнению, совместимые с поэзией?

Как автор относится к приемам риторики, рим, с чем их сравнивает? Найдите это в тексте.

¦ Какой смысл вкладывает, по вашему мнению, поэт в слово «литература»?

¦ Выпишите из стихотворения понятия противопоставляются, прокомментируйте их.

 

6. Слово учителя

Стихотворение П. Верлена «Поэтическое искусство» стал поэтическим манифестом символизма. Написан в 1874 году, а напечатан в 1882. «Прежде всего - музыка в слове» - таков главный тезис поэта. Понятие музыкальности он трактует достаточно широко. Это преодоление в поэзии всего, что мешает лирическому самовыражению: законы логики, обычных форм стихосложения, точности содержания. Поэт, за Верленом,- медиум, которым руководит интуиция, а не логика.

В этом же году (1874), кроме «Поэтического искусства», вышел сборник П. Верлена «Романсы без слов», состоящий из трех разделов: «Забытые арієти», «Бельгийские пейзажи» и «Акварели».

Среди девяти «забытых арієт» (арієта - небольшая ария, простая по изложению и песенным характером мелодии) самой известной является поэзия «Так тихо сердце плачет» (перевод М. Рыльского).

 

7. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Так тихо сердце плачет»

 

8. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа

¦ Какое настроение навевает эта поэзия?

¦ О чем этот стих - о природе или состояние человеческой души?

¦ Какие принципы автора, провозглашенные в «поэтическом искусстве», отразились в произведении?

 

9. Слово учителя

За кажущейся простотой стиха прослеживается большое мастерство автора, его новаторство, открытие «поэзии души». Верлен использует все богатство фонетики французского языка, что вызывает трудности у переводчиков. Поэт широко использует алітерацію (повторение одних и тех же согласных), асонанс (повторение одинаковых гласных), игру однокоренных слов, тавтологические рифмы-повтори. Сложная система рифмовки сочетается с простым разговорным синтаксисом: предложения короткие, часто неполные, это возгласы и жалобы: «О плещут ливни по кровлях, по земле!» «С отчаяния хоть кричи! Печалюсь без причин» (здесь и далее перевод М. Лукаша). Гибкости предложением добавляет и такой прием, как перенос строки: «Любовь и зненавиди нет, а деться негде!»

В стихотворении всего шестнадцать строк, а раскрывают поэзию целой души.

 

10. Аналитическое комментирование

Учитель. Сравните переводы стихотворения «Так тихо сердце плачет» разными авторами.

ПЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

Горячее сердце плачет,

Словно дождь в городе идет.

В сердце грусть как будто,

Поэтому так горько плачет.

Приятно так дождит

Над крышей, над землей.

И на душе в этот миг

У меня тоже дождит!

 

Эти слезы без причины

У меня на душе.

Неужели все минутное?

Грусть без причины.

На сердце так странно -

Ни гнева, ни любви.

Чего же мне, однако,

На сердце тяжело так?

Перевод М. Терещенко

 

Из сердца рвется плач,

Как дождь іллється с неба.

От измены или неудач,

Откуда этот ностальгическое плач?

О, плещут ливни

По кровлях, по земле!

На сердце несчастной

Всплывают песни ливни...

 

Ложится без причин

Тоска на сердце тоска.

С отчаяния хоть кричи!

От муки деться негде,

Рвет сердце бесполезен сожалению.

Любви и зненавиди

Нет, а деться негде!

Перевод М. Лукаша

 

В сердце и слезы, и боль -

Небо над городом плачет.

Что это за тоска?

Откуда этот неугомонный боль?

Мжиці погружены звуки

И на земле, и по крышам!

В сердце изнывает со скуки,

Льются грустные звуки.

 

Слезы и боль без причин

В сердце, которому безразлично.

Здесь ни предательства, ни проступков:

Здесь моя тоска причин.

Больше всего это горе -

Даже не знать, почему

В сердце робкий и больное

Яростно закралось горе?

Перевод М. Драй-Хмары

 

Так тихо сердце плачет,

Как дождь шумит над городом.

Нет причин как будто,

А сердце ревностно плачет!

О, как нежно шумит

Дождь по крышам, по листьям!

В эту тоскливую минуту

Как сладко шумит!

 

Откуда этот плач. Не знать,

В осиротілім сердце?

Ни измены,ни урона,-

Откуда печаль, не знать.

Тяжелый, видимо сумм,-

Без гнева, без любви,

Без ревности, без дум -

Такой невыносимый сумм.

Перевод М. Рыльского

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Учитель. Вставьте пропущенные слова в высказывание М. Горького о П. Верлена и прокомментируйте его: «В его всегда меланхолических стихах, что ... ... ... глубокой тоской, в точности ... ... ... вопль отчаяния, боль чувствительной и нежной души, которая неистово желает света, желает чистоты, ищет Бога и не находит, хочет ... ... ... людей - и не в состоянии». (Слова для справки: а) становятся, видится, знать; б) трепещут, находилось, замалчивать; в) волнуют, летало, покинуть; г) звучат, слышалось, любить.)

 

VII. Домашнее задание

Знать биографию писателя. Характеризовать его творчество, анализировать его стихи; записать основные признаки поэзии П. Верлена.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Поэзия П. Верлена произвела на меня...