II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 52
Тема. «Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма. Художественно-смысловую новаторство «поэзии души» П. Верлена. Суггестивный характер стихов «Забытые арієти» и «Так тихо сердце плачет...»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта-символиста, заинтересовать ими; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать тягу к прекрасному, любовь к поэзии.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведений; аудио-запись музыкального фрагмента «Сентиментальной прогулки» (Д. Тухманов).
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Наиболее оригинальной, грешен, мистический.
Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов.
Анатоль Франс
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Наиболее оригинальной, грешен, мистический. Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов»,- так высказывался Анатоль Франс о Поля Верлена (обращение к эпиграфа урока). Страстный и неуравновешенный, чувствительный и чрезвычайно эмоциональный, богемный художник и скандальный узник - таким был признанный мастер импрессионизма, зачинатель символизма во французской поэзии - Поль Верлен, которого в 1891 году признали «Королем поэтов». О нем пойдет речь сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Эвристическая беседа
¦ Что обусловило духовный переворот в умонастроениях людей в конце XIX - начале ХХ века?
¦ Чьи идеи этого времени были наиболее распространенными? В чем их суть?
¦ Назовите характерные признаки декаданса.
¦ Что такое модернизм? Охарактеризуйте его общие черты.
¦ Течения принадлежали к модернизму?
¦ Охарактеризуйте символизм.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Поль Верлен родился в городе Мец, в семье военного инженера. Девять лет он учился в школе Ландри, которую окончил с дипломом бакалавра словесности. В Париже, куда семья переехала после отставки отца, юноша записался в университет на юридический факультет. Но оставил учебу, ведь профессия адвоката его не интересовала. В 1864 году он поступил на службу в страховое общество, потом к мэрии и к городской ратуше.
Еще в 14 лет оказалась его литературная одаренность. В 1863 году было напечатано его первое стихотворение. Вскоре Верлен присоединяется к парнасцам.
2. Выступления учащихся с сообщением о литературную группу французских поэтов «Парнас»
3. Слово учителя
Выходят первые сборники поэта - «Сатурнічні стихи» и «Галантные празднества» (или «Изысканные праздники»), на которых сказалось влияние еще одного литературного учителя Верлена - Ш. Бодлера.
Верлен брак с Матильдой Моте, поддерживает Парижскую коммуну. Опасаясь преследований, выезжает из Парижа. В это время знакомится с юным поэтом Артюром Рембо. В течение двух лет они путешествуют по странам Европы. Поссорившись с Артюром, Верлен выстрелил из пистолета и ранил его. За что получил два года заключения. В тюрьме Верлен пытался переосмыслить свою жизнь, очиститься, вернуться к Богу. Но слишком сильны были его негативные страсти, чтобы удержаться от морального падения.
Как не странно, но именно на это время приходятся самые выдающиеся поэтические достижения - выходят в свет сборника «Романсы без слов», «Мудрость», «Давно и недавно», серия статей «Проклятые поэты» и др.
С середины 1880-х годов поэта преследуют болезни. Но он создает немало новых поэтических сборников - «Любовь», «Параллельно», «Посвящения» и др., автобиографическую прозу, пьесы. Несколько раз он путешествует до Нидерландов и Бельгии с программой публичных выступлений. В 1896 году поэта не стало.
В начале своего творческого пути поэт увлекался «парнасцями», которые пропагандировали «искусство для искусства», культ красоты и утонченную сложность стиха. Но медленно выстраивалась собственная, самобытная творческая манера. По словам литературоведа Д. Наливайко, она есть «...ярким воплощением поэтического синтеза импрессионизма и символизма». С одной стороны, Верлен стремится выразить сиюминутные впечатления, играть в нюансах и полутонах мимолетное чувство (импрессионизм), а с другой - придает этому впечатлению символических, обобщенных значений, выстраивает систему «соответствий» между внешним и внутренним мирами (символизм).
4. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Поэтическое искусство»
5. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа
¦ Которую самую первую требование ставит автор поэтического слова?
¦ Как относится автор к четких, ясных красок, что предлагает?
¦ Что говорит поэт о нарушении проблем современности, насколько они, по его мнению, совместимые с поэзией?
Как автор относится к приемам риторики, рим, с чем их сравнивает? Найдите это в тексте.
¦ Какой смысл вкладывает, по вашему мнению, поэт в слово «литература»?
¦ Выпишите из стихотворения понятия противопоставляются, прокомментируйте их.
6. Слово учителя
Стихотворение П. Верлена «Поэтическое искусство» стал поэтическим манифестом символизма. Написан в 1874 году, а напечатан в 1882. «Прежде всего - музыка в слове» - таков главный тезис поэта. Понятие музыкальности он трактует достаточно широко. Это преодоление в поэзии всего, что мешает лирическому самовыражению: законы логики, обычных форм стихосложения, точности содержания. Поэт, за Верленом,- медиум, которым руководит интуиция, а не логика.
В этом же году (1874), кроме «Поэтического искусства», вышел сборник П. Верлена «Романсы без слов», состоящий из трех разделов: «Забытые арієти», «Бельгийские пейзажи» и «Акварели».
Среди девяти «забытых арієт» (арієта - небольшая ария, простая по изложению и песенным характером мелодии) самой известной является поэзия «Так тихо сердце плачет» (перевод М. Рыльского).
7. Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Так тихо сердце плачет»
8. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа
¦ Какое настроение навевает эта поэзия?
¦ О чем этот стих - о природе или состояние человеческой души?
¦ Какие принципы автора, провозглашенные в «поэтическом искусстве», отразились в произведении?
9. Слово учителя
За кажущейся простотой стиха прослеживается большое мастерство автора, его новаторство, открытие «поэзии души». Верлен использует все богатство фонетики французского языка, что вызывает трудности у переводчиков. Поэт широко использует алітерацію (повторение одних и тех же согласных), асонанс (повторение одинаковых гласных), игру однокоренных слов, тавтологические рифмы-повтори. Сложная система рифмовки сочетается с простым разговорным синтаксисом: предложения короткие, часто неполные, это возгласы и жалобы: «О плещут ливни по кровлях, по земле!» «С отчаяния хоть кричи! Печалюсь без причин» (здесь и далее перевод М. Лукаша). Гибкости предложением добавляет и такой прием, как перенос строки: «Любовь и зненавиди нет, а деться негде!»
В стихотворении всего шестнадцать строк, а раскрывают поэзию целой души.
10. Аналитическое комментирование
Учитель. Сравните переводы стихотворения «Так тихо сердце плачет» разными авторами.
ПЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
Горячее сердце плачет,
Словно дождь в городе идет.
В сердце грусть как будто,
Поэтому так горько плачет.
Приятно так дождит
Над крышей, над землей.
И на душе в этот миг
У меня тоже дождит!
Эти слезы без причины
У меня на душе.
Неужели все минутное?
Грусть без причины.
На сердце так странно -
Ни гнева, ни любви.
Чего же мне, однако,
На сердце тяжело так?
Перевод М. Терещенко
Из сердца рвется плач,
Как дождь іллється с неба.
От измены или неудач,
Откуда этот ностальгическое плач?
О, плещут ливни
По кровлях, по земле!
На сердце несчастной
Всплывают песни ливни...
Ложится без причин
Тоска на сердце тоска.
С отчаяния хоть кричи!
От муки деться негде,
Рвет сердце бесполезен сожалению.
Любви и зненавиди
Нет, а деться негде!
Перевод М. Лукаша
В сердце и слезы, и боль -
Небо над городом плачет.
Что это за тоска?
Откуда этот неугомонный боль?
Мжиці погружены звуки
И на земле, и по крышам!
В сердце изнывает со скуки,
Льются грустные звуки.
Слезы и боль без причин
В сердце, которому безразлично.
Здесь ни предательства, ни проступков:
Здесь моя тоска причин.
Больше всего это горе -
Даже не знать, почему
В сердце робкий и больное
Яростно закралось горе?
Перевод М. Драй-Хмары
Так тихо сердце плачет,
Как дождь шумит над городом.
Нет причин как будто,
А сердце ревностно плачет!
О, как нежно шумит
Дождь по крышам, по листьям!
В эту тоскливую минуту
Как сладко шумит!
Откуда этот плач. Не знать,
В осиротілім сердце?
Ни измены,ни урона,-
Откуда печаль, не знать.
Тяжелый, видимо сумм,-
Без гнева, без любви,
Без ревности, без дум -
Такой невыносимый сумм.
Перевод М. Рыльского
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Вставьте пропущенные слова в высказывание М. Горького о П. Верлена и прокомментируйте его: «В его всегда меланхолических стихах, что ... ... ... глубокой тоской, в точности ... ... ... вопль отчаяния, боль чувствительной и нежной души, которая неистово желает света, желает чистоты, ищет Бога и не находит, хочет ... ... ... людей - и не в состоянии». (Слова для справки: а) становятся, видится, знать; б) трепещут, находилось, замалчивать; в) волнуют, летало, покинуть; г) звучат, слышалось, любить.)
VII. Домашнее задание
Знать биографию писателя. Характеризовать его творчество, анализировать его стихи; записать основные признаки поэзии П. Верлена.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Поэзия П. Верлена произвела на меня...