ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

II семестр

 

2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

УРОК № 51

Тема. Символизм как литературное направление последней трети ХІХ - начале ХХ века. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов

 

Цель: дать общее понятие о развитии литературы, искусства на рубеже веков; показать особенности и роль символизма как литературного направления; развивать навыки выделения главного, характеризування литературных явлений, умения самостоятельно отыскивать информацию; воспитывать эстетические вкусы, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оснащение: портретная «галерея» писателей-модернистов, репродукции картин художников-импрессионистов, иллюстративные материалы к теме.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Излом веков в нашем сознании ассоциируется с потрясением, предвкушением чего-то неизвестного, даже «конца света». Такой тревогой и неуверенностью в будущем, усиленной общим кризисом - экономической, политической, культурной - отмечались и настроения людей на рубеже ХІХ и ХХ веков. Немецкий философ Фридрих Ницше провозгласил: «Бог Умер», и человечество оказалось на перепутье мыслей, морали, веры. Постичь современность с точки зрения разума оказалось невозможным, поэтому начались активные поиски новых форм познания действительности. Искусство тоже искало новых способов отражения изменений, которые произошли прежде всего в человеческом сознании. Об этом и пойдет речь на уроке.

 

III. Проверка домашнего задания

Примечание. Учитель собирает тетради с написанными учениками дома произведениями (эссе) на предложенные темы.

 

IV. Объявление темы и цели урока

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Мини-лекция учителя; работа со словарем литературоведческих терминов

Начиная со II половины XIX века и особенно в последней трети ХІХ века Франция стала признанным культурным центром Европы. Этот период связан с появлением декадентства - сложного идеологического и культурного явления, специфического умонастроения, вызванного нестабильностью и хаосом жизни, потерей идеалов и прежних ценностей.

Декаденты, по определению критика Тайада,- это «поколение, которое поет и плачет». Основные мотивы их творчества - грусть, отчаяние, разочарование, пессимизм. Герой - человек одинокий, страдающий, разочарована в будущем из-за потери нравственных идеалов и веры. В жестокой действительности ей остается только углубиться в себя, в созерцание своего внутреннего «я».

Декаданс (в переводе с французского - упадок) - обобщенное название кризисного мировосприятия, что оказалось в мировоззрении, в литературе и искусстве.

Писатели-декаденты, кстати, как и романтики, не воспринимали окружающей действительности, стремились убежать от нее к миру красоты и прекрасной иллюзии, утверждали превосходство искусства над действительностью. Отсюда и фантастические, мистические, иррациональные мотивы в декадентской литературе (заметим, что в романтиков человек - сильная, у декадентов - слабая).

На рубеже веков произошла смена художественных форм. Романтизм и реализм отошли на второй план (особенно в поэзии), уступили место модернизма, стал выражением духовного переворота.

Модернизм (в переводе с французского - новейший, современный) - общее название направлений искусства и литературы последней трети ХІХ - начале ХХ века, отразившие кризис культуры и разрыв с эстетикой прошлого.

Основные модернистские течения: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, неоромантизм, неоклассицизм, сюрреализм, футуризм, акмеизм, авангардизм, кубизм, абстракционизм и др.

Модернизм основывался на философских концепциях Ф. Ницше, А. Бергсона, С. Фрейда, К. Г. Юнга и др.

 

2. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о философов-модернистов

 

3. Запись в тетради

Основные темы модернистской литературы:

• изолированность личности, ее отчуждение и обречения на одиночество;

обезличивание человека;

• напряженное переживание конечности жизни;

• изображение мертвой механістичності современной цивилизации;

• критическое отношение к истории, сосредоточение на общих началах бытия и др.

Характерные признаки модернизма:

• установка на элитарность искусства;

• отказ от принципов «объективного» анализа действительности, предоставления преимущества «субъективном»;

• особое внимание к художественной формы;

• разрушение традиционного сюжета, композиции, средств изображения персонажей;

• широкое использование элементов условности и фантастики для создания ирреального мира; модернизация мифов, использование приема «потока сознания» и др.

Декаденты стремились творить «искусство ради искусства», провозглашали красоту как высшую ценность, индивидуализм и эстетство как протест против бесчеловечности общества, поэтизировали слабость, разрушение, угасание.

 

4. Презентация портретов писателей-модернистов, изданий их произведений

 

5. Выступления учащихся с сообщениями о художников-импрессионистов (К. Моне, О. Бенуа, Е. Дега, К. Коровина, И. Грабаря); прослушивание аудио-записей музыки импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка)

 

6. Мини-лекция учителя; работа со словарем литературоведческих терминов

Одним из ведущих направлений в искусстве на рубеже ХІХ-ХХ веков становится символизм.

Символизм (в переводе с французского - знак) - одно из течений модернизма, в которой вместо художественного образа, что воспроизводит определенное явление, используется художественный символ является знаком меняющегося «жизнь души» и поиском «вечной истины».

Термин предложил французский поэт Ж. Мореа в статье «Символизм» (1886). Зачинателем символизма во французской поэзии считают П. Верлена, сторонниками - А. Рембо, С. Малларме и др.

Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью разума и рациональных средств, а доступна лишь интуиции в творческом озарении художника. Символ является проявлением идеального в реальной жизни, а поэт - его проводник, который интуитивно чувствует путь к истине.

Символист С. Малларме считал, что поэзия выражает средствами человеческой интуиции таинственную сущность мира, дает ощущение смысла нашего пребывания на земле.

Эти принципы ярко отражены в поэзии С. Малларме «Лебедь».

 

7. Выразительное чтение стихотворения С. Малларме «Лебедь»

ЛЕБЕДЬ

Бессмертный, волшебный, скажи, невинный, ты

Ударами крылья можешь разломать

Это озеро крепкое, где мечтает сквозь запруды

Прозрачных взлетов лед, в сиянии красоты!

Как лебедю в жизни этот сон победить?

Нет более ему надежды спеть

О край желанный и убран в одежды,

Когда кругом скука и ледяные миры.

Дрожащая шея спит в белой агонии.

Разбить бы пространство то, что в инее завии!

Но гнетет земля, и падает крыло.

Словно призрак, застыл в блискучім порыве,

Одинокий лебедь укрыл ясное чело

Презрения гордым сном в тщетной изгнании.

Перевод М. Терещенко

 

8. Беседа

¦ Какое впечатление произвело на вас произведение?

¦ Какие черты символизма (модернизма) вы в нем заметили? (Лебедь - идеал, символ красоты; несбыточность его мечтаний, стремлений; одиночество; забвение в сне)

 

9. Слово учителя

Символисты использовали чаще всего такие художественные средства:

• сложные метафоры;

• инакомыслия (аллегорию);

• намеки, символику;

• мелодичность;

• многозначность;

• непроясненность слов;

• отвлеченность и др.

Выдающиеся представители символизма: П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме (Франция); М. Метерлинк, Э. Верхарн (Бельгия); С. Георге (Германия); Г.-М. Рильке (Австрия); В. Брюсов, В. Блок, А. Белый (Россия); М. Вороной, А. Олесь, П. Тычина (Украина).

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

1. Составление опорно-логической схемы по рассказу учителя

 

2. Проблемный вопрос

¦ Объясните призыв П. Верлена к поэтам: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов!»

 

VII. Домашнее задание

Для всех: уметь рассказывать о литературе на рубеже веков, о декаданс и символизм.

Индивидуальное: подготовить сообщение о литературную группу «Парнас».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения:

• Новые поиски в искусстве на рубеже веков привлекают меня тем...

• Особенно мне запомнилось...