II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 49
Тема. Г. Бернс. «Честная бедность». Выразительное чтение наизусть
Цель: через выразительное чтение помочь ученикам осознать идейно-художественную ценность произведения; развивать память учащихся, творческое воображение, ораторские способности, умение отстаивать свое мнение; воспитывать высокие духовные качества.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к его жизни и творчества, аудиозаписи, видеоматериалы.
Теория литературы: выразительное чтение, интонация, темп, логическое ударение, пауза.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Роберт Бернс, стихотворение которого сегодня вы будете читать наизусть, в основном занимался самообразованием. Он хорошо знал историю, ориентировался в политике, читал произведения французских и английских авторов, увлекался сказками, легендами, песнями своего народа. Никогда не впадал в отчаяние, не жаловался. А когда он находился в хорошем настроении, не было человека веселее, дотепнішої, винахідливішої за него. Поэт старался всегда и во всем быть первым. Он гордился своей физической силой - одной рукой мог поднять тяжелый мешок, лучше всех косил и жал, быстрее складывал снопы. Очень хотел, чтобы жизнь его соотечественников было устроено по принципам добра и справедливости.
Вот поэтому мы и изучаем стихотворение «Честная бедность» Р. Бернса, пытаемся воспринять его как моральную установку, призыв к сохранению своего человеческого достоинства и чести.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование умений и навыков школьников
1. Работа в парах
2. Рассказ стихотворения Г. Бернса «Честная бедность» наизусть
(Можно провести как конкурс на лучшего чтеца.)
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Мини-диспут «всегда Ли нужна и полезна честность?»
Предложить рассмотреть ситуацию смертельно больного человека, которую правда о состоянии ее здоровья может убить; пересказывание сплетен, высказываний друг о друге, замечаний относительно внешности, способностей, относительно поведения родителей.
2. Интерактивное упражнение «Займи позицию» с обоснованием
Всегда человек виноват в том, что она бідноста? Бедность - это хорошо или плохо? Чем бедность хороша, а чем плоха? Чем богатство хорошее, а чем плохо? (Можно для выполнения упражнения выбрать один из проблемных вопросов.)
V. Домашнее задание
Дать краткий письменный ответ на один из проблемных вопросов последней упражнения или составить «Кодекс чести» по Г. Бернсом.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Когда я читал (читала) стихотворение наизусть,...
• Лучшим чтецом стихотворения Г. Бернса был (была)...
• Чтение наизусть помогло мне...
• Меня заинтересовали различные мнения относительно...