II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 49
Тема. Г. Бернс. «Честная бедность». Выразительное чтение наизусть
Цель: через выразительное чтение помочь ученикам осознать идейно-художественную ценность произведения; развивать память учащихся, творческое воображение, ораторские способности, умение отстаивать свое мнение; воспитывать высокие духовные качества.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к его жизни и творчества, аудиозаписи, видеоматериалы.
Теория литературы: выразительное чтение, интонация, темп, логическое ударение, пауза.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Роберт Бернс, стихотворение которого сегодня вы будете читать наизусть, в основном занимался самообразованием. Он хорошо знал историю, ориентировался в политике, читал произведения французских и английских авторов, увлекался сказками, легендами, песнями своего народа. Никогда не впадал в отчаяние, не жаловался. А когда он находился в хорошем настроении, не было человека веселее, дотепнішої, винахідливішої за него. Поэт старался всегда и во всем быть первым. Он гордился своей физической силой - одной рукой мог поднять тяжелый мешок, лучше всех косил и жал, быстрее складывал снопы. Очень хотел, чтобы жизнь его соотечественников было устроено по принципам добра и справедливости.
Вот поэтому мы и изучаем стихотворение «Честная бедность» Р. Бернса, пытаемся воспринять его как моральную установку, призыв к сохранению своего человеческого достоинства и чести.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование умений и навыков школьников
1. Работа в парах
2. Рассказ стихотворения Г. Бернса «Честная бедность» наизусть
(Можно провести как конкурс на лучшего чтеца.)
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Мини-диспут «всегда Ли нужна и полезна честность?»
Предложить рассмотреть ситуацию смертельно больного человека, которую правда о состоянии ее здоровья может убить; пересказывание сплетен, высказываний друг о друге, замечаний относительно внешности, способностей, относительно поведения родителей.
2. Интерактивное упражнение «Займи позицию» с обоснованием
Всегда человек виноват в том, что она бідноста? Бедность - это хорошо или плохо? Чем бедность хороша, а чем плоха? Чем богатство хорошее, а чем плохо? (Можно для выполнения упражнения выбрать один из проблемных вопросов.)
![](image048-3.jpg)
V. Домашнее задание
Дать краткий письменный ответ на один из проблемных вопросов последней упражнения или составить «Кодекс чести» по Г. Бернсом.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Когда я читал (читала) стихотворение наизусть,...
• Лучшим чтецом стихотворения Г. Бернса был (была)...
• Чтение наизусть помогло мне...
• Меня заинтересовали различные мнения относительно...