ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ

(9 часов)

 

УРОК № 48

Тема. Г. Бернс. «Честная бедность». Прославление в стихи настоящих человеческих добродетелей, веры в мировое братство

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание произведения писателя, прием антитезы, который в нем использован; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать лирические произведения, определять главную мысль; воспитывать высокие моральные качества - честность, патриотизм, благородство.

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстративные материалы о Шотландию, к стиху, что изучается.

Теория литературы: лирическое стихотворение, образы, главная мысль, лирический герой, антитеза.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Маленькая Шотландия, которая является частью Великого Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, была силой присоединена к Англии, страдала от гнета, мечтала об избавлении. И эти мечты выразил в своих стихах Роберт Бернс:

И верю я: настанет день,-

И он не за горами,-

Упадет от ветви того тень

И раскинется над нами.

Забудут рабство и нужду

Народы и края, брат...

(«Дерево свободы»)

Очень хотелось поэту, чтобы жизнь была устроена по принципам добра и справедливости. Поэтому и писал в одном из своих писем: «Богу известно, что я не святой,.. но если бы я мог,- а когда могу, то я это и делаю,- я бы вытер слезы со всех глаз... Даже подлым людям, тем, кто обидел меня, я бы все простил...»

Эти принципы, провозглашенные Г. Бернсом, не потеряли своей актуальности и по сей день. Поэтому мы будем еще не раз обращаться к его произведениям.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

На основе рассказов учителя, подготовленного по учебнику дома материала и воспоминаний известного французского писателя Вальтера Скотта составьте характеристику писателя, его «психологический портрет».

«Это был человек крепкая, коренастая... Если бы мне не было известно, кто он такой, я бы принял его за очень умного фермера... за настоящего “доброго хозяина”, который сам ходит за плугом. В его облике угадывался большой ум и проницательность, и только глаза свидетельствовали о постоянной натуру... Большие темные глаза горели... когда он рассказывал о чем-то с чувством или увлечением» (В. Скотт).

 

 

IV. Формирование учебных умений и навыков

1. Выразительное чтение стихотворения Г. Бернса «Честная бедность»

2. Эвристическая беседа, выполнение заданий проблемного характера

• Какие основания были у Бернса для написания такого стихотворения, как «Честная бедность»? (Всю жизнь был бедным, но не поступал нечестно, не унижался ради богатства, считал честность одной из важнейших черт настоящего человека.)

• Какое местоимение повторяется в строфах стихотворения и почему? (Мы; поэт не отделяет себя от народа)

• Кого поэт противопоставляет народу? (Богачей, короля)

• Как называется художественный прием, в основе которого лежит противопоставление? (Антитеза)

• В каких произведениях, изученных ранее, вам уже встречалась антитеза? (В народных и литературных сказках, в пословицах)

• Выпишите из стихотворения Г. Бернса понятия, которые противопоставляются, антитезы.

 

Бедные, нищета

Богач, лорд

звание простого

лорд, король

черствые куски

булки

одеваемся убого

в шелка

Бог

черт

дворянское сословие

лакейчук дворовый

пустое дворянство гербовый

благородный дух

 

• Какие еще известные вам художественные средства использует автор для раскрытия основной мысли?

(Эпитеты: честными людьми простого звания; черствые куски, знатный лорд, умный человек и др.; сравнение: глупый, как пень; злой, как черт; повторы: ничего, ничего; метафоры: ум и честь пробили везде дорогу.)

 

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Определите основную мысль стихотворения.

Ожидаемые ответы

- Следует быть честным и справедливым.

- Нельзя раздавать и получать незаслуженные награды и премии.

- Никогда нельзя терять человеческого достоинства.

- Нельзя терять веры в лучшее будущее.

- Будущее будет лучше, если все люди хотят дружить, жить в дружбе и мире.

 

4. Слово учителя

- Стихотворение «Честная бедность» Р. Бернс написал на мотив известной шотландской песни с припевом «То а'ваі, а (іа'іваі)» («Ничего, ничего»; рус. «При всем при том, при всем при том»). Хоть поэт и отошел от темы народных песен, но использовал их художественные приемы - постоянные эпитеты, сравнения, обобщения, общеупотребительные слова (хорохорится, глупый, злой и др.), повторы, восклицания, вопросы и др. Некоторые из высказываний этого стихотворения стали афоризмами, крылатыми.

Записи в литературоведческих виде словариков

Афоризм - краткая, сжатая, точная и мудрая мысль в произведении, которая стала популярным и самостоятельным высказыванием.

- Найдите в стихотворении слова, которые, по вашему мнению, могут быть афоризмами, и объясните их. («А давайте будем честными людьми и не бойтесь никого», «Звание - лишь карб, человек - сокровище, ценнее от всего», «Человека же праведной сан не дастся ни от кого», «Чтобы ум и честь, где только есть, пробили везде дорогу»)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Найдите логическую пару.

 

 

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Г. Бернса «Честная бедность».

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Больше всего мне понравился афоризм...

• Стихотворение Г. Бернса побудил меня задуматься над тем...

• В мире еще так много..., поэтому...