II семестр
МИР ДЕТСТВА И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
(9 часов)
УРОК № 48
Тема. Г. Бернс. «Честная бедность». Прославление в стихи настоящих человеческих добродетелей, веры в мировое братство
Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание произведения писателя, прием антитезы, который в нем использован; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать лирические произведения, определять главную мысль; воспитывать высокие моральные качества - честность, патриотизм, благородство.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстративные материалы о Шотландию, к стиху, что изучается.
Теория литературы: лирическое стихотворение, образы, главная мысль, лирический герой, антитеза.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Маленькая Шотландия, которая является частью Великого Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, была силой присоединена к Англии, страдала от гнета, мечтала об избавлении. И эти мечты выразил в своих стихах Роберт Бернс:
И верю я: настанет день,-
И он не за горами,-
Упадет от ветви того тень
И раскинется над нами.
Забудут рабство и нужду
Народы и края, брат...
(«Дерево свободы»)
Очень хотелось поэту, чтобы жизнь была устроена по принципам добра и справедливости. Поэтому и писал в одном из своих писем: «Богу известно, что я не святой,.. но если бы я мог,- а когда могу, то я это и делаю,- я бы вытер слезы со всех глаз... Даже подлым людям, тем, кто обидел меня, я бы все простил...»
Эти принципы, провозглашенные Г. Бернсом, не потеряли своей актуальности и по сей день. Поэтому мы будем еще не раз обращаться к его произведениям.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
На основе рассказов учителя, подготовленного по учебнику дома материала и воспоминаний известного французского писателя Вальтера Скотта составьте характеристику писателя, его «психологический портрет».
«Это был человек крепкая, коренастая... Если бы мне не было известно, кто он такой, я бы принял его за очень умного фермера... за настоящего “доброго хозяина”, который сам ходит за плугом. В его облике угадывался большой ум и проницательность, и только глаза свидетельствовали о постоянной натуру... Большие темные глаза горели... когда он рассказывал о чем-то с чувством или увлечением» (В. Скотт).
IV. Формирование учебных умений и навыков
1. Выразительное чтение стихотворения Г. Бернса «Честная бедность»
2. Эвристическая беседа, выполнение заданий проблемного характера
• Какие основания были у Бернса для написания такого стихотворения, как «Честная бедность»? (Всю жизнь был бедным, но не поступал нечестно, не унижался ради богатства, считал честность одной из важнейших черт настоящего человека.)
• Какое местоимение повторяется в строфах стихотворения и почему? (Мы; поэт не отделяет себя от народа)
• Кого поэт противопоставляет народу? (Богачей, короля)
• Как называется художественный прием, в основе которого лежит противопоставление? (Антитеза)
• В каких произведениях, изученных ранее, вам уже встречалась антитеза? (В народных и литературных сказках, в пословицах)
• Выпишите из стихотворения Г. Бернса понятия, которые противопоставляются, антитезы.
Бедные, нищета |
Богач, лорд |
звание простого |
лорд, король |
черствые куски |
булки |
одеваемся убого |
в шелка |
Бог |
черт |
дворянское сословие |
лакейчук дворовый |
пустое дворянство гербовый |
благородный дух |
• Какие еще известные вам художественные средства использует автор для раскрытия основной мысли?
(Эпитеты: честными людьми простого звания; черствые куски, знатный лорд, умный человек и др.; сравнение: глупый, как пень; злой, как черт; повторы: ничего, ничего; метафоры: ум и честь пробили везде дорогу.)
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Определите основную мысль стихотворения.
Ожидаемые ответы
- Следует быть честным и справедливым.
- Нельзя раздавать и получать незаслуженные награды и премии.
- Никогда нельзя терять человеческого достоинства.
- Нельзя терять веры в лучшее будущее.
- Будущее будет лучше, если все люди хотят дружить, жить в дружбе и мире.
4. Слово учителя
- Стихотворение «Честная бедность» Р. Бернс написал на мотив известной шотландской песни с припевом «То а'ваі, а (іа'іваі)» («Ничего, ничего»; рус. «При всем при том, при всем при том»). Хоть поэт и отошел от темы народных песен, но использовал их художественные приемы - постоянные эпитеты, сравнения, обобщения, общеупотребительные слова (хорохорится, глупый, злой и др.), повторы, восклицания, вопросы и др. Некоторые из высказываний этого стихотворения стали афоризмами, крылатыми.
Записи в литературоведческих виде словариков
Афоризм - краткая, сжатая, точная и мудрая мысль в произведении, которая стала популярным и самостоятельным высказыванием.
- Найдите в стихотворении слова, которые, по вашему мнению, могут быть афоризмами, и объясните их. («А давайте будем честными людьми и не бойтесь никого», «Звание - лишь карб, человек - сокровище, ценнее от всего», «Человека же праведной сан не дастся ни от кого», «Чтобы ум и честь, где только есть, пробили везде дорогу»)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Найдите логическую пару.
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение Г. Бернса «Честная бедность».
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения.
• Больше всего мне понравился афоризм...
• Стихотворение Г. Бернса побудил меня задуматься над тем...
• В мире еще так много..., поэтому...