ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 3

Тема. Библия как историко-литературный памятник мировой культуры. легенды Ветхого Завета

 

Цель: сообщить об истории возникновения Библии, ее состав, познакомить с легендами о царе Соломоне и его притчами, сделать выводы об особенностях жанра притчи на материале прочитанных библейских переводов; развивать умение логически мыслить, делать правильные выводы; воспитывать желание быть мудрой, справедливой, неординарным человеком.

Оборудование: Библия, схема, иллюстрации-гравюры Г. Доре, «Библейские истории».

 

...Чтобы разуметь притчу и загадочную речь, слова мудрецов и загадки их.

Книга притч Соломоновых

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Дайте определения:

• всемирной литературы;

• всемирного литературного процесса.

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Николай Письменный, автор переводов, вышедших под названием «Библейские истории», писал: «Тот, кто не знает главных сюжетов Библии, никогда не встречался с рассказами о праведниках и пророках, похож на человека, лишенного зрения. Одно дело слышать о солнце, совсем другое - видеть солнечные лучи».

Уверена, что лучики библейских истин уже касались ваших глаз, поэтому сегодня мы продолжим знакомство со знаменитой, древней, уважаемой и почитаемой Книгой Книг, или Священным Писанием.

 

III. Изучение нового материала

1. Выступление ученика с сообщением о Библии

Библия - это священная книга иудеев и христиан, религиозная и историко-литературный памятник мировой культуры. Свое название Библия получила от греческого слова «библос», что означает «книги». Слово это появилось еще во II тыс. до н. э., когда в городе Библос финикийцы создали состав папируса и, сшив отдельные листки, изобрели прообраз современной книги.

Библия имеет свою неповторимую историю создания. Верующие люди считают, что автор Библии - Бог, а люди, которые записали вдохновлено Богом, лишь выполняли его волю. Этих людей было больше сорока, и среди них не было ни одной женщины. Писалась Библия на трех континентах: в Европе, Азии, Африке и на трех языках: древнееврейском, арамейском, древнегреческом. Создавалась Книга Книг в течение длительного времени: с XII в. до н. э. до II в. н. э.

Работа с линией времени.

 

 

Библия состоит из 77 книг (66 - канонических и 11 неканонических), распределяются между Ветхим Заветом (50) и Новым Заветом (27).

Священное Писание переведено на более чем 1800 языках и до сих пор остается книгой, выходящей самыми большими тиражами в мире, следовательно, имеет огромное количество читателей.

Проблемный вопрос

- Как вы считаете, почему такая старинная и почтенная книга, очень далека от развлекательной литературы, имеет наибольшее число сторонников в мире? В чем же секрет ее молодости?

(Ответить можно словами М. Грамотных: «нужно Ли читать Библию? Глупый вопрос. По глубине замысла, охвату материала и силе воздействия ничего подобного не было написано у людей. Библейские сюжеты и образы прочно вошли в плоть и кровь художественного творчества мира последних двух тысяч лет, наложили отпечаток на мышление человека, а главное - выдвинули идеалы, согласно которым человек измеряет свою человечность. Не убивать, не красть, любить ближнего своего, как самого себя,- всего этого и многого другого научило и продолжает учить Священное Писание».)

Славянский перевод Библии был сделан с текста, написанного на греческом языке Кириллом и Мефодием в IX в. Первый перевод Святого Писания на современном украинском языке было осуществлено в конце ХІХ - начале ХХ ст. П. Кулеш, И. Нечуй-Левицкий и И. Пулюем.

 

2. Краткий пересказ библейских легенд

Вспомните, какие легенды Ветхого Завета вам известны. («Сотворение мира», «Каин и Авель», «Всемирный потоп», «Вавилонская башня»)

 

3. Слово учителя

- Немало страниц Ветхого Завета посвящена израильскому царю Соломону. Чем же прославился царь Соломон?

Соломон - сын Давида, царь израильского народа, который жил и правил в Х в. до н. э. Справедливо считается одним из самых мудрых царей в мировой истории. С мудростью царя Соломона можно было сравнить лишь его богатство. Почему же так много было отпущено одному человеку? Вот как Библия отвечает на этот вопрос.

Соломону было всего 18 лет, когда он по смерти отца сел на престол. У юноши еще не было достаточно жизненного опыта и мудрости, чтобы править целой страной.

«И принес Соломон тысячу всесожжений Господу» (жертвоприношений). «В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: “Проси, что дать тебе! И сказал Соломон к Богу”: “Ты сделал большую милость с моим отцом Давидом и поставил меня царем вместо него... Дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить и входить перед этим народом, ибо кто может судить этот великий твой народ?” И сказал Бог Соломону: “За то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, а также не просил ты многих дней, а просил себе мудрости и знания, чтобы управлять народом моим, над которым Я поставил себя царем, то дастся тебе мудрости и знания, а богатство и имение и славу я дам тебе такие, которых не было между царями перед тобой, и по тебе не будет таких!”» (Др. Кн. Хр., 1 : 7-12)

Так и случилось. Соломон успешно и долго правил своей страной. люди в ней жили многие: даже серебро в то время не считалось драгоценным металлом. Соломона любили его подданные, слава о его мудрости распространилась по всему миру.

Даже царица Савская, одна из умнейших женщин мира, была поражена, побывав в гостях у царя Соломона, и произнесла такие слова: «Счастливы люди твои, и счастливы слуги твои, которые всегда стоят перед лицом твоим и слушают твою мудрость!»

Поэтому и в наше время мудрые решения называют соломоновыми. Вот пример одного из них.

Однажды к Соломону пришли две женщины, каждая из которых утверждала, что именно она - мать новорожденного ребенка. Поскольку они не уступали друг другу, то пришли к царю Соломону, чтобы он их рассудил. Подумал Соломон и сказал: «Розрубайте ребенка пополам и отдайте им!» Тогда одна из женщин закричала: «Не надо этого делать! Пусть ребенок остается ей!» Тогда царь Соломон решил: «Эта женщина - настоящая мать ребенка. Она пожалела ее, забыв про свои желания».

Важным делом своей жизни считал Соломон строительство Храма Божьего. Он строил его 7 лет, и только после этого начал возводить свой дом, не имевший себе равных по богатству и роскошью.

Соломон считается автором лирической Песни Песен, посвященная теме любви, и книги притч, в которых собраны мудрые изречения-поучения.

 

4. Повторение литературоведческих терминов

Притча - небольшое сочинение, содержащий поучение в иносказательной форме. Аллегория - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.

 

5. Работа с текстом

Царь Соломон сказал около 3000 притч, которые вошли в 31 главу Книги притч Соломоновых.

Зачем Соломон складывал свои притчи? В Библии есть такой ответ: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума, чтобы принять вразумления мудрости, праведности, и права, и простоты, чтобы мудрости дать простодушие, юноше - знание и рассудительность. Пусть послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет пусть мудрые советы, чтобы разуметь притчу и загадочную речь, слова мудрецов и загадки их».

Другими словами, притчи Соломона - это наставления молодому человеку, как надо жить на свете.

Чтение притчи

БЕРЕГИ СВОЕ СЕРДЦЕ

Сын мой, прислушайся к моим словам, к вещам моих ухо свое наклонности!

Да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца своего!

Потому что они жизнь тем, кто их найдет, а для всего тела его лечения.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Отбрось ты от себя лукавство уст, отдали удали от себя губ.

Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

Тропу ног своих выровняй, и станут крепкие все дороги твои: не вступайся ни вправо, ни влево,- убери свою ногу от зла!

• Почему Соломон призывает: «Над все... сердце твое, потому что из него источники жизни»? (Человек должен хранить свою душу чистой, а сердце добрым. Это, по мнению Соломона, самое важное.)

• Что означают слова: «Тропу ног своих выровняй; не вступайся ни вправо, ни влево,- убери свою ногу от зла!» (Соломон обраВНО описывает поведение человека в жизни как путь по тропе, которую надо тщательно выбирать и не сворачивать с пути истины, чтобы не загубить свою судьбу.)

 

Чтение притчи

ЛЕНЬ ВЕДЕТ К БЕДНОСТИ

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на дороги ее и будь мудрым: нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; она заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Аж пока, ленивец, будешь спать, когда ты со сна своего сойдешь? Еще немного поспать, вздремнуть еще немного, сложить руки, полежишь,- и придет как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник!..

• В чем отличие первой притчи от притчи о лентяя? (Первая притча содержит в себе прямое поучение, сразу понятно адресату, притча же о лентяя не имеет конкретного наставления (нужно быть трудолюбивым), а на него есть только намек. Притча о лентяя богата на аллегорические образы: муравей - трудолюбивый человек, антипод лентяя, бродяга - бедность, разбойник - нищета.)

• Какие произведения, которые изучались ранее на уроках зарубежной литературы, вы вспомнили, читая притчу о лентяя? (Басни Эзопа «Муравей и Цикада», И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Вывод

• Откуда Соломону известно, как нужно жить праведной человеку? (Из заповедей Божьих)

• Перечислите заповеди. Объясните их значение.

 

IV. Итоги урока

- Значение Библии в жизни человека трудно переоценить. Это действительно вечная книга, кладезь мудрости. Считается, что в ней можно найти ответ на любой вопрос. Необходимо только знать, где именно искать эту таинственную совет.

Библия несет нам мудрость и культуру, учит понимать окружающий мир, других людей и даже самих себя.

 

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «самая Сложная заповедь» (подумать над тем, какая из заповедей Божьих является для тебя самой сложной, объяснить почему).