ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОКИ № 3-4

Тема. «Все в его жизни было только долгим приготовлением несчастий...». (Конфликт главного героя Жульена сореля с обществом как сюжетный стержень романа Ф. Стендаля «красное и черное». Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта)

 

Цель: углубить знания учащихся о романе французского писателя; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, образа главного героя, психологического наблюдения, перевода, свяВНОй речи, логического мышления; помочь понять внутренний мир Жульена Сореля, причины его внутреннего конфликта; способствовать формированию нравственных ориентиров школьников.

Оборудование: учебник, текст романа «Красное и черное» в переводе Есть. Старинкевич (или другом на выбор учителя).

ХОД УРОКОВ

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Викторина «Проверь себя».

1) Где начинается действие романа? (В городке Верьер.)

2) Какая река протекала в той местности? (Река Ду.)

3) Кто был мэром Вер'єра? (Г-н де Реналь.)

4) С чего начинается роман? (С описания пейзажа.)

5) Кем был отец Жульена Сореля? (Плотником.)

6) Сколько детей было в семье де Реналей? (Два сына.)

7) Как звали друзей Жульена и чем они занимались? (Фуке торговал лесом, Шелан - кюре, Гро - учитель математики.)

8) Какие слова были лозунгом Жульена? («К оружию!»)

9) Где воспитывалась госпожа де Реналь? (В монастыре Сакре-Кер.)

10) Кого Жульен избрал своим духовником семинарии? (Аббата Пірара.)

11) Как сначала Жюльен называл Матильду де Ла-Моль? (Парижская кукла.)

12) С кем Матильда сравнивала Жульена? (С Дантоном.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

III. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Задание ученикам.

- Подумайте, кого из героев относятся слова, служащие темой урока? (Конечно, Жюльена Сореля.)

 

2. Проблемная ситуация.

- Согласны ли вы со словами автора? Выразите собственное мнение по этому поводу.

 

3. Работа с текстом.

- Найдите в тексте романа портрет героя.

 

4. Пересказ текста.

- Расскажите, что вам известно о жизни Жульена Сореля в Вер'єрі.

 

5. Беседа.

- Почему Жюльена было трудно среди своих родственников? (Он был умным, образованным, много читал. Его просто не понимали.)

- Что было причиной успехов Жульена? (Его феноменальная память. Чтобы завоевать сердце местного кюре аббата Шелана, он выучил наизусть на латыни весь Новый Завет.)

- Какие книги были любимыми для юноши? («Исповедь» Руссо и «Мемориал Святой Елены» - о жизни Наполеона в изгнании.)

- Кто был кумиром Жульена? (Наполеон.)

- С каким символическим образом связана в романе мысль о судьбе Наполеона? (С образом ястреба. Этот хищная птица кажется Жюльена воплощением силы и одиночества. Чтобы вырваться из клетки, победить своих врагов и достичь успеха, нужно стать одиноким и сильным, как хищник.)

- О чем мечтал герой? (О военной службе. Ему хотелось вырваться из Вер'єра. Приглашение в дом господина де Реналя было спасительным для Жульена.)

- Подумайте, какую роль играет сцена в церкви, куда приходит Жульен перед тем как идти в дом мэра. (В церкви было темно и пусто. Через затянуты красной материей окна, солнечные лучи приобретают здесь особого красного оттенка. На скамье он увидел клочок бумаги о казни какого Женреля. Героя поражает эта зловещая примета (ведь даже фамилии схожи!). Когда он выходит из церкви, ему кажется, что на полу возле чаши разлита кровь. На самом деле, это была разбрызгана святая вода, в которой отразились красные лучи солнца. Как показывает развитие сюжета, эта примета оказалась вещей.)

- Почему Жюльен вынужден был покинуть дом господина де Реналя? (Мэр получил анонимное письмо, из которого узнал об отношениях гувернера с госпожой де Реналь.)

 

6. Пересказ текста.

- Расскажите о жизни Жульена Сореля в Безансонській семинарии.

 

7. Беседа.

- С чего начинается вступление Жульена в Париж? (Из поездки в Мальмезон, который был резиденцией Наполеона, в то время, когда он возглавлял республику. Итак, Сорель должен мобилизовать все силы, чтобы сделать карьеру. Ведь перед ним открываются блестящие горизонты.)

- Как чувствует себя герой в высшем обществе? (Он достиг того, о чем мечтал всю жизнь. Но страдает от скуки и одиночества. Жульен познает законы высшего мира, получает образование: к его услугам большая библиотека маркиза де Ла-Моля.)

- По вашему мнению, какую роль сыграла встреча Жульена с графом Альтамірою? (Граф Альтамира - политический изгнанник, осужденный на родине как карбонарий. У них много общего. Оба свободолюбивыми их обоих ненавидят в высшем мире (как одного кровожадного якобінця, другой - как простолюдина), оба презирают сильных мира сего. С образом графа Альтамиры в роман входит тема карбонариев, будущей революции, более полно найдет свое отражение в других произведениях Стендаля.)

 

8. Проблемная ситуация.

- Известно, что в жизни Жульена было две женщины. Как вы думаете, любил ли он их? (Жюльен считал делом чести завоевать госпожа де Реналь, которая принадлежала враждебного ему лагеря вер'єрських провинциальных дворян. Его победа над ней - это счастье от преодоления своего страха и нерешительности, свидетельство мужества, утверждение веры в собственные силы. Он чувствовал себя Наполеоном и вырабатывал стратегию плана соблазнения госпожа де Реналь. Любовная связь с Матильдой де Ла-Моль является для Жульена триумфом его честолюбия, своеобраВНОй местью всему классу аристократов, которые так презирали юношу.)

- Менялось отношение Жульена к любимым женщинам на протяжении романа? (Так. В конце романа Жульена раздражает экзальтированная любовь Матильды, в котором он видит лишь желание позировать. В тюрьме он понял, что любил только госпожа де Реналь. Известие о том, что она жива, дала ему силы. Именно ее он просит воспитать его будущего сына. Но госпожа де Реналь умерла через три дня после казни Жюльена. Матильда похоронила голову своего возлюбленного на том холме, где юноша любил мечтать. Она совершила обряд захоронения именно так, как это сделала Маргарита Наваррська со своим любовником Бонифацием де Ла-Молем.)

 

9. Беседа.

- Как вы думаете, сбылись мечты Жульена? (Так. Он, простолюдин, попал в высшее общество, должен был вступить в брак с Матильдой де Ла-Моль, получил чин гусарского лейтенанта на имя кавалера Жульена Сореля де Ла-Верне.)

- Найдите в тексте мнению героя по этому поводу? Зачитайте ее. («Итак, мой роман завершен, и я обязан этим только самому себе.»)

- Как он вел себя? («Жульен опьянел от честолюбия, но не от кичливости.»)

- Что резко изменило его судьбу? (Письмо от госпожи де Реналь, написанный под влиянием ее духовника. В письме Жульен характеризовался как «бедный и жадный юноша стремился выбиться в люди, прибегая с этой целью к тончайшего лицемерия» и обольщая женщин.)

- Что сделал Жульен? (Он помчался к Вер'єра, купил пистолет и дважды выстрелил в госпожу де Реналь, которая молилась в церкви.)

 

10. Психологическое наблюдение за героем.

- Проследите за чувствами героя в этот страшный момент и после него. (Жульєнові было трудно стрелять в женщину, которую когда-то он так горячо любил. Но обида на нее победила. И он все время чувствовал вину перед ней и был очень рад известию о том, что женщина жива.)

 

11. Пересказ текста с творческим заданием.

- Расскажите о поведение Жюльена в тюрьме и на суде.

 

12. Творческое задание.

- Охарактеризуйте образ Жульена Сореля.

 

13. Комментарий учителя.

Образ Жульена Сореля подан Стендалем в развитии, в столкновении героя с социальными условиями жизни, в которых он, утверждая собственную личность, прокладывал себе путь с теми людьми, в руках которых была власть, в борьбе с самим собой. В центре внимания писателя - диалектика духовных движений Жульена, противоречивость и неоднозначность его поведения, сложность психологических коллизий, которые вытекали из этой внутренней борьбы, где в поединке сталкивались ум и сердце, благородство и благоразумие игрока, который решил ради достижения цели поставить на карту все, прибегая даже к компромиссу с собственной совестью.

Жульен - честолюбец. Но это не просто черта его характера. Известно, что значение французского слова «честолюбец» широкое: с одной стороны - это черта характера, а с другой - и желание славы, и стремление, и целеустремленность. Честолюбие Жульена Сореля - стимул и движущая сила всех его поступков.

Юноша умный, образованный, отважный, мужественный, целеустремленный. Гордый индивидуализм Жульена, его самобытная натура, обостренная чувствительность и чувство собственного достоинства является формой сопротивления враждебной обществу. Он, как и его кумир Наполеон, разрабатывает стратегии преодоления все новых и новых вершин, стремясь доказать самому себе, что он не является ничтожеством. Стендаль раскрывает мир мыслей и переживаний Жульена Сореля, делая читателя свидетелем его внутренних монологов, полных надежды, боли, сомнений, любви, ненависти, и над все безудержного желания достичь цели. Герой предстает во всей совокупности и противоречивости своих добродетелей и пороков. Пафос романа заключается в перипетиях трагического единоборства Жульена с самим собой, в противоречии между высоким (натура Жульена) и низким (его тактикой, продиктованной общественными отношениями).

Последние страницы жизни Жульена - это идейная и художественная кульминация романа. С большой реалистической силой автор раскрывает душевные и моральные переживания героя, который на пороге смерти, подытоживая свою жизнь, делает окончательный выбор. Жульен сбросил маску - и вот он один на один с собственной совестью и перед лицом судей такой, как есть на самом деле. В реальном свете предстает перед ним все то, ради чего он, силкуючи себя, пытался вскарабкаться вверх.

Заключительным аккордом звучит речь Жульена на суде. Это смелый обвинительный акт против общества, основанного на фальши и лжи. Длинный внутренний монолог героя за решеткой является как бы продолжением выступления на суде. В конце концов Жюльен доходит философскому выводу: правды в обществе не существует. Он разочаровался во всем, даже в религии. Единственное, что держит его,- это любовь к госпоже де Реналь. Все моральные и физические силы героя направлены на то, чтобы не потерять силы духа, быть достойным, когда пойдет на казнь. И в этот страшный день он чувствует себя сильным и мужественным.

Но Жюльен Сорель не революционер, такой, как например Пьетро Міссіріллі, герой новеллы «Ванина Ванини». Для него главным является «слава для себя», а не свобода для всех. Жульен смог приспособиться к общественных отношений, которые искалечили его натуру.

 

14. Проблемный вопрос.

- Согласны ли вы с фразой автора: «Все в его жизни было только долгим приготовлением к несчастьям...»? Выскажите собственные соображения по этому поводу.

 

15. Творческое задание.

- Объясните название романа.

 

16. Комментарий учителя.

Название романа Ф. Стендаля «Красное и черное» символическая. Но единого толкования ее в исследователей творчества писателя нет.

Красное - это несбыточные мечты Жульена про военные подвиги, огонь его энергии, гордая душа героя. Черное - мрак Реставрации, иезуиты, лицемерие, которое юноша хотел сделать своим вторым «я» и которое искалечило его жизнь.

Это кровь и смерть, любовь и безнадежность, смелость свободолюбивых порывов и гнетущая власть церкви, красные блики революции, прошла, и зарево новой, что пылает на горизонте, и черная реакция, которая торжествует победу в эпоху Реставрации. Это черная ряса Жульена-семинариста, под которой бьется пламенное сердце.

 

17. Сообщение подготовленного ученика.

Экранизация романа

Роман Ф. Стендаля «Красное и черное» неоднократно привлекал внимание кинематографистов. Известны такие экранизации произведения: «Красное и черное» (1954, режиссер К. Отан-Лара), франко-итальянская телеекранізація «Красное и черное» (1961, режиссер П. Кардинале), «Красное и черное» (1976, российский режиссер С. Герасимов), французский телефильм «Красное и черное» (1997, режиссер Жан-Даниэль Вираж), франко-итальянский фильм «Красное и черное» (1998, режиссер Верхейг).

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Проблемный вопрос.

- По вашему мнению, есть в характере Жюльена Сореля черты, достойные подражания?

2. Творческое задание.

Напишите сочинение-размышление «Этапы формирования характера Жульена Сореля».

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Закончить работу над сочинением. Подобрать материал для характеристики женских образов романа.