I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 3
Тема. Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренчески-эстетические позиции писателя, их воплощение в творчестве. Синтез романтизма и реализма в произведениях художника
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; раскрыть значение творчества Стендаля в мировой литературе; развивать навыки выделения главного, установления причинно-следственных связей (человек-общество, человек-история); развивать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации; воспитывать уважение к художникам, их духовных достижений, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, иллюстративные материалы к его биографии.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа
¦ Назовите основные приметы XIX в. с исторической и литературной точки зрения.
¦ Охарактеризуйте реализм XIX века как литературное направление, назовите его выдающихся представителей.
¦ Объясните, почему XIX в. называют «золотым веком» классического романа.
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Мини-лекция учителя
Стендаль (1783-1842). Настоящее имя - Анри-Мари Бейль. Его называют духовным сыном эпохи Просвещения. Он любил повторять мнению философа Д. Дидро, что все начинается с человека и заканчивается ею. Сторонники Просвещения учили, что главное в жизни человека, ее стимул - это стремление к счастью. Однако, чтобы оно не повлекло индивидуалистический эгоизм, личное счастье должно уравновешиваться счастьем общественным. Все очень сложное, во многом не разгадано и по сей день жизнь Стендаля было служением этому идеалу. Он не только пытался воплотить его в своих произведениях, но и боролся за него, участвуя в итальянском национально-освободительном движении.
Стендаль провел юность в Италии и на всю жизнь сохранил привязанность к этой стране, к ее искусства, неповторимого итальянского характера». Именно с последним связано убеждение писателя в том, что всеми поступками людей руководят страсти.
Современная Стендалю Франция, как и вся Европа, пыталась забыть идеи просветителей и удовлетворить свою жажду буржуаВНОго обогащения. Если и говорились красивые слова, то только для того, чтобы удобнее обманывать и грабить. Взгляды писателя противоречит как принципам режима Реставрации королевской власти, так и принципам буржуаВНОй республики. Поэтому власть постоянно «присматривала» за ним. Это заставляло Стендаля шифровать свои художественные произведения и письма (были прочитаны лишь в XX ст.).
Стендаль считал себя романтиком, но романтизм понимал не как бездейственное мечтательность, а в байронівській активной, бунтарской форме. Романтизм для него - это искусство, которое отвечает потребностям современности, которая помогает осмыслить ее реальную сущность. Это яркое, страстное искусство с сильными характерами героев и одновременно истинно и в полной мере отражает многогранность жизни во всех его проявлениях и развития.
Стендаль
2. Работа с учебником
Составление хронологической таблицы жизни и творчества Стендаля с аналитическим комментированием по его мировоззренчески-эстетических позиций
Дата |
События |
Формирование мировоззрения, эстетических позиций |
23 января 1783 г. |
Рождения Анри-Мари Бейля в семье богатого адвоката в Гренобле. Смерть матери; аббат-воспитатель.
Отчуждение отца, влияние дедушки |
Формирование ненависти к религии, поиск новых идеалов, ценить искренних чувств |
1797 г. |
Обучение в Центральной школе в Гренобле |
Наблюдения за формированием идеологии буржуаВНОго государства, рождалась, объединяя деньги, власть и предпринимательство |
1800 г. |
Неудачная попытка поступления в Политехническую школу. Париж. Поступление на службу в армии Наполеона |
Захват Наполеоном - идеальной фигурой человека, достигшего успеха в жизни благодаря собственным способностям и настойчивости |
1802 г. |
Отставка из армии. Решение стать писателем |
Формирование критического отношения к идеалу |
1812 г. |
Снова на службе как офицер-интендант наполеоновской армии. Пребывания в России |
Разочарование в идеале, стремление к справедливости |
1814 г. |
Падение Наполеона. Приезд в Италию. Жизнь, плодотворная писательская работа |
Убеждение в том, что искусство - сила, способная преобразовать мир и улучшить его |
1831 г. |
Роман «Красное и черное» |
Стремление осознать главные принципы искусства и жизни |
1839 г. |
«Пармская обитель» |
Осмысление судьбы «естественного человека», противоречий между законами общества и природы |
22 марта 1842 г. |
Смерть Стендаля |
Размышления над тем, совместимы ли человеческие законы с законами природы |
Учитель. На духовное становление Стендаля, как считают исследователи, влияние его сложные взаимоотношения с отцом. Шерубен Бейль казался сыну олицетворением ограниченного буржуаВНОго мироощущения. Поэтому в своих произведениях Стендаль якобы полемизировал с отцом, поставив в центре героя с собственным «я», не подчиненным устоявшимся обывательским представлениям.
Среди литературных авторитетов писателя были В. Скотт, французские классы цисты и представители литературы Просвещения. Знаковой фигурой для Стендаля был Наполеон, которого он оценивал как политического деятеля неоднозначно, но преклонялся перед его героической удачей, славой и энергией побед.
Художественный мир Стендаля характеризуется:
• изображением внутренней жизни героев, их страстей и чувств, анализом психологии человеческих взаимоотношений;
• противопоставлением буржуаВНОй цивилизации естественной человеческой характера;
• переплетением в судьбах героев авантюрного и героического начал;
• всесторонним разработкой темы любви;
• отбрасыванием витиеватостей, широким использованием символики.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Проблемный вопрос
¦ Объясните высказывание Стендаля «Когда ум не отважный, то зачем же разум?»; приведите факты из биографии писателя в подтверждение своих мыслей.
VII. Домашнее задание
Изучить биографию Стендаля, продолжить читать роман «Красное и черное».
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Больше всего меня поразило...
• Писатель Стендаль представляется мне как человек...
• Мне импонирует в писателе то...