ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 3

Тема. Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренчески-эстетические позиции писателя, их воплощение в творчестве. Синтез романтизма и реализма в произведениях художника

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; раскрыть значение творчества Стендаля в мировой литературе; развивать навыки выделения главного, установления причинно-следственных связей (человек-общество, человек-история); развивать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации; воспитывать уважение к художникам, их духовных достижений, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, иллюстративные материалы к его биографии.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Назовите основные приметы XIX в. с исторической и литературной точки зрения.

¦ Охарактеризуйте реализм XIX века как литературное направление, назовите его выдающихся представителей.

¦ Объясните, почему XIX в. называют «золотым веком» классического романа.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Мини-лекция учителя

Стендаль (1783-1842). Настоящее имя - Анри-Мари Бейль. Его называют духовным сыном эпохи Просвещения. Он любил повторять мнению философа Д. Дидро, что все начинается с человека и заканчивается ею. Сторонники Просвещения учили, что главное в жизни человека, ее стимул - это стремление к счастью. Однако, чтобы оно не повлекло индивидуалистический эгоизм, личное счастье должно уравновешиваться счастьем общественным. Все очень сложное, во многом не разгадано и по сей день жизнь Стендаля было служением этому идеалу. Он не только пытался воплотить его в своих произведениях, но и боролся за него, участвуя в итальянском национально-освободительном движении.

Стендаль провел юность в Италии и на всю жизнь сохранил привязанность к этой стране, к ее искусства, неповторимого итальянского характера». Именно с последним связано убеждение писателя в том, что всеми поступками людей руководят страсти.

Современная Стендалю Франция, как и вся Европа, пыталась забыть идеи просветителей и удовлетворить свою жажду буржуаВНОго обогащения. Если и говорились красивые слова, то только для того, чтобы удобнее обманывать и грабить. Взгляды писателя противоречит как принципам режима Реставрации королевской власти, так и принципам буржуаВНОй республики. Поэтому власть постоянно «присматривала» за ним. Это заставляло Стендаля шифровать свои художественные произведения и письма (были прочитаны лишь в XX ст.).

Стендаль считал себя романтиком, но романтизм понимал не как бездейственное мечтательность, а в байронівській активной, бунтарской форме. Романтизм для него - это искусство, которое отвечает потребностям современности, которая помогает осмыслить ее реальную сущность. Это яркое, страстное искусство с сильными характерами героев и одновременно истинно и в полной мере отражает многогранность жизни во всех его проявлениях и развития.

 

image3

 

Стендаль

 

2. Работа с учебником

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Стендаля с аналитическим комментированием по его мировоззренчески-эстетических позиций

 

Дата

События

Формирование мировоззрения, эстетических позиций

23 января 1783 г.

Рождения Анри-Мари Бейля в семье богатого адвоката в Гренобле. Смерть матери; аббат-воспитатель.

Отчуждение отца, влияние дедушки

Формирование ненависти к религии, поиск новых идеалов, ценить искренних чувств

1797 г.

Обучение в Центральной школе в Гренобле

Наблюдения за формированием идеологии буржуаВНОго государства, рождалась, объединяя деньги, власть и предпринимательство

1800 г.

Неудачная попытка поступления в Политехническую школу. Париж. Поступление на службу в армии Наполеона

Захват Наполеоном - идеальной фигурой человека, достигшего успеха в жизни благодаря собственным способностям и настойчивости

1802 г.

Отставка из армии. Решение стать писателем

Формирование критического отношения к идеалу

1812 г.

Снова на службе как офицер-интендант наполеоновской армии. Пребывания в России

Разочарование в идеале, стремление к справедливости

1814 г.

Падение Наполеона. Приезд в Италию. Жизнь, плодотворная писательская работа

Убеждение в том, что искусство - сила, способная преобразовать мир и улучшить его

1831 г.

Роман «Красное и черное»

Стремление осознать главные принципы искусства и жизни

1839 г.

«Пармская обитель»

Осмысление судьбы «естественного человека», противоречий между законами общества и природы

22 марта 1842 г.

Смерть Стендаля

Размышления над тем, совместимы ли человеческие законы с законами природы

 

Учитель. На духовное становление Стендаля, как считают исследователи, влияние его сложные взаимоотношения с отцом. Шерубен Бейль казался сыну олицетворением ограниченного буржуаВНОго мироощущения. Поэтому в своих произведениях Стендаль якобы полемизировал с отцом, поставив в центре героя с собственным «я», не подчиненным устоявшимся обывательским представлениям.

Среди литературных авторитетов писателя были В. Скотт, французские классы цисты и представители литературы Просвещения. Знаковой фигурой для Стендаля был Наполеон, которого он оценивал как политического деятеля неоднозначно, но преклонялся перед его героической удачей, славой и энергией побед.

Художественный мир Стендаля характеризуется:

• изображением внутренней жизни героев, их страстей и чувств, анализом психологии человеческих взаимоотношений;

• противопоставлением буржуаВНОй цивилизации естественной человеческой характера;

• переплетением в судьбах героев авантюрного и героического начал;

• всесторонним разработкой темы любви;

• отбрасыванием витиеватостей, широким использованием символики.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Проблемный вопрос

¦ Объясните высказывание Стендаля «Когда ум не отважный, то зачем же разум?»; приведите факты из биографии писателя в подтверждение своих мыслей.

 

VII. Домашнее задание

Изучить биографию Стендаля, продолжить читать роман «Красное и черное».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Больше всего меня поразило...

• Писатель Стендаль представляется мне как человек...

• Мне импонирует в писателе то...