ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 5

ПОСМОТРИ В ГЛАЗА ВЕКАМ ...

 

Тема: Из мифологии Древнего Египта.

Нам отказано в долгой жизни; оставим труды, которые докажут, что мы жили!

Плиний Старший

От обычного взгляда скрытое

открывается лишь чудакам.

Прочитай золотые манускрипты,

посмотри в глаза векам.

Л. Костенко

 

Цель: презентовать мир и культуру Древнего Египта, раскрыть содержание мифов о создании мира, развивать навыки выразительного чтения и устной речи, совершенствовать умение составлять опорно-логические схемы по содержанию прочитанного, формировать обраВНОе мышление, воспитывать уважение к историческому прошлому.

Оборудование и материалы: карта мира, фото - и иллюстративные материалы (изображения пирамид, храмов, Сфинкса, папирусов, иероглифов и т.п.).

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

Материал для вступительного слова учителя

Когда мы вспоминаем про Египет, то в первую очередь представляем пирамиды, Сфинкса, синий - синий Нил под палящим солнцем и большую, необъятную пустыню... Удивительная древняя культура, подобно самой длинной реке в мире, проложила путь через века и времена, поражая своим величием и грандиоВНОстью.

Те же пирамиды, подобные горам, и изысканные храмы на протяжении тысячелетий продолжают радовать глаз современных людей, заставляя исследовать древние тайны, надежно прячутся под величественным камнями...

В 1801 году одиннадцатилетний французский мальчик Жим Франсуа Шампольон рассматривал египетские папирусы. Их при везли во Францию после египетского похода армии Наполеона в 1798 году. Мальчик спросил у участника похода Жозефа Фурье, выдающегося физика и математика, можно прочитать эти древние рукописи. Тот отрицательно покачал головой. «Я прочитаю. Прочитаю, когда вырасту!» - уверенно сказал Шампольон. Ему только-только исполнилось 16 лет, когда за свой труд по истории Древнего Египта он получил звание академика. В 1822 году он опубликовал книгу о расшифровке египетских иероглифов.

Благодаря открытию французского ученого Жана Шампольона ожили египетские рукописи на папирусах, на стенах пирамид и саркофагов. Мир открыл богатейшую древнеегипетскую литературу: мифы, сказки, поучения, повести, гимны, басни и поэмы.

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Работа с эпиграфами.

 

4. Результаты работы групп. Сообщения учащихся о культуре Древнего Египта с обращением к фото - и иллюстративных материалов.

Материал для сообщения учащихся

 

Материалы для работы 1-й группы

В отличие от Месопотамии, культура Древнего Египта никогда не забывалась человечеством. Если города Двуречья оказались под землей, то древнеегипетские храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, продолжают возвышаться и сейчас. Как написал арабский путешественник, «все на свете боится времени, но время боится египетских пирамид». Сохранились многочисленные надписи на стенах храмов, памятных обелисках, статуях, в жарком сухом климате не погиб даже папирус (название этого египетского материала для письма происходит от названия тростника, которая служила для него сырьем). Однако представление о египетской истории долгое время оставались весьма схематичными. Ученым никак не удавалось прочитать египетскую письменность - иероглифы ее секрет, который тщательно оберегался кастами жрецов и писарей, было потеряно еще в старину. Честь открытия секрета иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольон в. Он по праву считается основоположником науки египтологии.

 

Материалы для работы 2-й группы

Египтяне олюднювали природу. Древний Египет делился на номы (области). В каждом номе существовал свой пантеон богов, что воплощался в небесных светилам, камнях, деревьях, звірах, птицах, змеях и т.д. Сам ном также представлялся в образе отдельного божества. Например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, которую почитали в виде зайца. Чаще всего египтяне представляли богов в виде животных. Отсюда происходит культ животных. К животным, которые заслужили уважительное отношение и, как считалось, были воплощением того или иного божества, отнесем быка - в его виде представали боги Апис, Мневис, корову - такой представляли богинь Хатор, Исиду, кошку - воплощение богини Баст и др. Целый культ сложился вокруг жука скарабея. Ему поклонялись в храмах солнечных божеств, изображали штовхаючим перед собой солнечный диск. Во время мумификации каменное изображение скарабея клали на место сердца. Постепенно представление о внешнем виде богов менялись. Божества стали изображаться, как правило, в виде людей с головами животных, реже - в виде животных с головами людей. Например, богиня Хатхор изображалась с коровьей головой, бог Амон - с рогами барана, бог Гор - с головой сокола. Сфинкс - божество, которое охраняет границу пустыни, стережет Египет от Сета, бога смерти - и горячего спопеляючого ветра - в виде льва с мужской головой. Некоторые звери и птицы стали считаться душами богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением божества, животное должно было иметь особый цвет, форму пятен, рогов. После смерти священных животных мумифицировали, хоронили по определенному обряду. Археологи нашли целые кладбища быков, кошек, крокодилов.

 

Материалы для работы 3-й группы

Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли «страной Солнца», фараонов - «сыновьями Солнца». Во времена Древнего царства главным божеством был бог Солнца - Ра. Закат и восход Солнца различные мифы объясняли неодинаково. Так, считалось, что небо - это небесный Нил, по которому Ра днем плывет в лодке до западных гор. Под землей тоже есть Нил, возле западных гор Ра пересаживается в ночную ладью, допливає до восточных гор, откуда, выдержав битву со своим врагом - змеем, вновь появляется на небе. В других мифах небо представлялось в виде коровы с телом, покрытым звездами, а иногда - в образе женщины - богини Нут, которая, изогнувшись, пальцами рук и ног касается земли. В таком случае исчеВНОвение и появление Солнца связывали с проглатыванием светила и его новым рождением.

 

Материалы для работы 4-й группы

Важной чертой древнеегипетской религии было обожествление царской власти. Правящего фараона считали живым богом, верили, что власть фараона распространяется даже на силы природы. Существовал обряд, когда фараон бросал Нила папирус, в котором приказывал реке разлиться. Простым людям запрещалось проиВНОсить вслух не только имя фараона, но даже его царский титул.

После походов Александра Македонского заперта египетская культурная традиция прервалась, но по сравнению с другими цивилизациями древнего Востока через греков культурные достижения Египта имели наибольшее влияние на внешний мир.

Одно из самых известных египетских поучений говорит: «Обрати сердце твое к книгам... нет ничего выше за книгу».

 

5. Выразительное чтение различных мифов о сотворении мира (с хрестоматией).

 

6. Работа в группах.

Задачи:

1. Составить опорные схемы по содержанию.

 

2. Определить общее и отличное в вариантах мифов о создании мира.

3. Найти соответствия между египетскими и ранее обработанным мифами о создании мира.

 

7. Работа на доске. Ученики обнародуют результаты наработок в группах.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос 7 с. 11 учебника (работа в группах).