ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 4

 

ИДУТ ДО НАС СКАЗАНИЯ ДРЕВНОСТИ

 

Тема: Из мифологии Месопотамии и Индии.

Поколение уходит, и поколение приходит, а земля во веки веков стоит!

Ветхий Завет (Еккл. 1.4)

Цель: закрепить знания учащихся о мифе; презентовать необычный мир и культуру Месопотамии и Древней Индии; раскрыть содержание мифов о создании мира; развивать навыки выразительного чтения и устной речи; совершенствовать умение составлять опорно-логические схемы по содержанию прочитанного; формировать обраВНОе мышление; воспитывать уважение к историческому прошлому.

Оборудование и материалы: карта древнего мира, иллюстрации, репродукции, фотоматериалы (Вавилон, ювелирные изделия, ар хеологічні раскопки, календари, пейзажи Индии, джунгли, животные и т.д.), индийская музыка.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

• Что такое миф?

• Раскройте понятие «мифология».

• Чем отличаются обряд и ритуал?

• Можно считать миф сознательной выдумкой, а следовательно, жанром фольклора? Как относились к мифам древние люди? Ответ обоснуйте.

• Что такое «пантеон»?

• Какие виды мифов по содержанию вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

• Как еще называют мифы о создании мира?

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Работа с эпиграфом.

 

4. Слово учителя.

«Почти у каждого народа сохраняются предания, в которых действительное, историческое переплетается с недействительным, вымышленным, случаются чудеса, где действуют не только люди, но и сказочные существа, произведения народной фантазии: бессмертные боги, полубоги, фантастические животные», - писал Белецкий. А Александр Пушкин словно продолжил его слова: «... каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных произведения величественной древности». Сегодня мы прикоснемся к «величественной древности Месопотамии и Древней Индии...

 

5. Работа в группах.

На предыдущем уроке учащиеся объединились в группы. Каждая группа получила информацию для обработки и задания «О чем вы узнали из текста. Сформулируйте основные мысли текста. Дайте ему заголовок». На уроке происходит ротация групп таким образом, чтобы во вновь созданной группе было по одному представителю из предыдущих групп. Каждый из учеников докладывает о работе домашней группы. Таким образом, происходит обмен информацией.

 

Группа № 1

Обращение к карте. В Передней Азии особенно удобной для земледелия была естественно-историческая область между Тигром и Евфратом, которую древние греки называли Месопотамией (Междуречьем). Именно здесь зародилась характерная для Древнего Востока сельскохозяйственная цивилизация и создались ранние формы государственности. Шумеры, племена неизвестного происхождения, в кон. IV тысячелетия до н.э. заселили долину Тигра и Євфрата существовали первые в Междуречье города - государства. Шумерский период истории Междуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в кон. III - нач. II тысячелетия до н.э. Из седой дал сейчас аккадцы, которые занимали северную часть Нижнего Междуречья, были соседями шумеров и находились под их влиянием. Во 2-й половине III тысячелетия до н. э. аккадцы утверждаются и на юге Междуречья, этому способствовало объединение Междуречья правителем города Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позже эта территория стала называться Вавилонією). Слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно, вытеснение шумерского языка аккадською (вавилоно-ассирийском) не означало полного уничтожения шумерской культуры и замены ее новой. Мифологию народов, населявших в древности долины рек Тигр и Евфрат (Месопотамию, или Междуречье), - шумеров и аккада (вавилонян и ассирийцев, языком которых был аккадский) - называют шумеро-аккадською (или вавилоно-ассирийском).

 

Группа № 2

Благодаря земледельческом таланта шумеров Месопотамия превратилась в цветущий край. Густая сеть оросительных каналов и тщательная обработка земли позволяли получать богатые урожаи, были развиты ремесла, торговля, строительство, возводились величественные дворцы, храмы и гробницы. Существовало совершенное ювелирное искусство, изготавливались золотые вещи, драгоценные украшения, впервые в мире было получено цветное стекло. Благодаря созданию первой в мире регулярной армии правителю Кішу Саргону И в конце XXIV века до н. э. удалось объединить другие города - государства Месопотамии в единое царство. Шумеры достигли многих культурных свершений, стали важным достоянием мировой цивилизации. Они усовершенствовали пиктографическую письменность и создали более удобный клинопись, составили первые астрономические календари и правовые кодексы, начали в литературе эпос мифологического содержания. Здесь было изобретено арифметику и зародилась геометрия, для вычисления использовались таблицы умножения, дроби, квадратные и кубические корни. Образование будущие жрецы - чиновники получали в школах при храмах, где изучали математику, астрономию, астрологию, овладевали письменностью, специальными знаниями в области богословия, права, медицины и музыки. Знания в области астрономии позволили им создать первый в мире календарь, похожий на современный, точно предсказывать солнечные и лунные затмения.

 

Группа № С

 

Словарная работа.

 

Эпос (героический эпос) - повествовательная поэзия, зародившаяся в глубокой древности как форма изображения героических поступков определенного персонажа, важных событий и т.д. (Литературоведческий словарь - справочник / Р.Т. Гром'як, Ю.И. Кузнецов и др. - К.: ВЦ «Академия», 1997. - С. 247).

Один из самых героических эпосов в мире - шумеро-аккадський «Эпос о Гильгамеше». Гильгамеш - реальная историческая фигура, сильный и гордый правитель города Урука. Эпический Гильгамеш бросает вызов богам, ведь понимает, что даже состоятельный и могущественный правитель - смертный. Он отправляется на поиски бессмертия, преодолевает множество испытаний, как и греческий герой Геракл спускается в потусторонний мир, но найдя цветок бессмертия, теряет ее. Она достается змеи, которая с помощью цветка омолаживается, меняет кожу. Потеряв бессмертие, Гильгамеш добывает другое - мудрость. Путешествуя в поисках цветка, Гильгамеш приобретает опыт, закаляет характер, меняется внутренне и все свои усилия сосредоточивает на том, чтобы стать лучшим правителем, помочь жителям города.

 

Группа № 4

Вся эта культурное наследие Шумера, а затем и Вавилона в значительной мере была воспринята на Ближнем Востоке и продолжена другими цивилизациями Передней Азии - халдейском, ассирийском, урартською, сирийской, хеттской, финикийском, иудейской. С середины II тысячелетия до н. э. клинопись стал международным дипломатическим письмом многих стран Ближнего Востока, способствуя взаимовлияния их культур. В конце II тысячелетия до н. э. принципы архитектуры и особенности строительного искусства шумеров были использованы ассирийцами. Достижения духовной жизни и художественного творчества Вавилона были также заимствованы его завоевателями - персами. Образы и сюжеты вавилонской мифологии, в которых отразилась культура Месопотамии, через библейскую литературу и живопись вошли в сокровищницу христианской духовности, вдохновляя многих знаменитых мыслителей, художников.

 

6. Слово учителя.

Яркое отражение в мифологической шумеро-вавилонской литературе нашли попытки объяснить существующее мироздание. Так, в частности, возник миф о создании мира из водной стихии и миф о божественном творение человека из глины, для того чтобы она вела благотворительное жизни, выполняя волю богов и убирая им. В шумеро-вавилонской культуре, которая рассматривала Вселенную как единую «космическую державу», под благотворным жизнью, прежде всего, понимали послушание старшим в семье, продолжая покорностью государственной власти и заканчивая служением богам. Именно с помощью послушания, как считали, можно приобрести божественной милости и достичь земного счастья, почетного положения в обществе.

 

7. Чтение мифа о сотворении мира (с. 13 учебника).

8.

9. Составление опорной схемы по содержанию.

 

 

10. Слово учителя (под музыкальное сопровождение).

«И если есть на земле страна, где нашли место все мечты человечества с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни, - это Индия», - так когда-то высказался Ромен Роллан об одной из самых загадочных и прекрасных стран мира. Когда мы проиВНОсим слово «Индия», то вряд ли представляем современную Индию, скорее, древнюю Индию. В те давние времена существовала Индия Верхняя, Нижняя и Западная, последняя из них теперь называется Иран.

• Вспомните литературное произведение, которое изучали в 5-м классе, события которого происходят в Индии. Который писатель очень любил эту страну?

 

11. Работа в малых группах.

Принцип работы остается тот же. Только теперь подготовительный этап происходит на уроке. Учащиеся получают задание: сформулировать информацию в виде тезисов или опорных слов. Работают в группах. Записывают результаты работы на доске и в тетрадях.

 

Информация для И группы

Обращение к карте. Индия расположена на юге Азии. На юге Индию омывает Индийский океан, а на севере ее окружают самые высокие горы в мире - Гималаи. По территории страны протекают многоводные реки Инд и Ганг.

Долину Ганга укрывают труднодоступные, густые леса - джунгли, богатые цветы и плоды, но опасны из-за того, что в этих лесах много хищников, ядовитых змей и насекомых.

 

Информация для 2 группы

Создавая условия для жизни индийцы начали выжигать и вырубать леса, изобретя для этой цели железные топоры, лопаты. В Древней Индии были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесла - ее жители изготовляли глиняную посуду, обрабатывали ткани, металлы, создавали ювелирные украшения и оружие. Это была сложная, высокоразвитая культура, основанная на земледелии, с развитой бронзовой металлургией и другими ремеслами, с большими каменными городскими построениями, с зародышами письменности.

Информация для группы От рождения каждый индеец принадлежал к одной из четырех варн - группы людей, имеющих определенные права и обязанности. Принадлежность к определенной варны передавалась по наследству, и люди должны были смириться со своей судьбой, если они земледельцы или слуги. Смешения варн было недопустимым (например, муж одной варны не мог вступить в брак с девушкой другой варны). Для каждой варны даже существовал определенный цвет одежды. Теперь варны называют кастами.

Информация для 4 группы

Индийцы, как и много других древних народов, были язычниками, их верования тесно связаны с природой. Индийцы верили в переселение душ. Каждый человек, животное, птица, насекомое, как считали индейцы, имеют душу. После смерти существа его душа не исчезает без следа, а просто переселяется в другую, новорожденную существо. И кем она станет, зависит от поведения души в прошлой жизни. Человек может стать животным (пьяница - червем, вор - крокодилом), а животное - человеком. И только праведный человек мог переродиться в человека или бога. Поэтому индийцы придерживались определенных правил и норм жизни, стремились к совершенствованию.

 

Информация для 5 группы

Во всех индийских мифов есть некоторые общие черты. Мудрецы обычно проводят жизнь в лесу в ашраме (жилище отшельника), стремясь удосконалитись с помощью суровых покаяний и сосредоточенных раздумий (тапас). Цари, обычно, ведут активную жизнь. Они воюют, стремясь расширить свои владения. Царь управляет подданными, строго соблюдая правила, изложенные в шастрах (древних священных книгах). Иногда он отступает от них и поэтому попадает в беду. А иногда царь едет на охоту и, растеряв всей свита, попадает в такое положение, что вынужден изменить всю свою жизнь.

 

Информация для 6 группы

Часто встречаются в мифах эпизоды, связанные со сваямварою. Это торжественная церемония, во время которой принцесса выбирает мужчину. Во все стороны рассылают вестников, которые объявляют о намерении принцессы жениться. Самые достойные принцы со всех концов страны съезжаются в столицу и занимают место в зале собраний. В назначенное время посреди зала появляется принцесса; держит в руках гирлянду цветов, она осматривает присутствующих и отдает гирлянду том, кого выбрала.

 

Информация для 7 группы

Поскольку наставления всегда воспринималось в Индии положительно, каждый миф обязательно содержит какое-нибудь поучение, подобно совершенной цветка, которая обладает не только красивой формой, но и приятным запахом.

 

Информация для 8 группы

Среди культурных достижений Древней Индии - изобретение цифр (потом их заимствовали арабы), игры в шахматы. Индийцы разработали календарь, изобрели зодиак, открыли главные законы планетных движений, наблюдали и предсказывали затмения; они знали целебные свойства трав; создали уникальный язык - санскрит и многое другое.

 

12. Слово учителя.

Индия - древняя страна, жители которой охотно верят в чудеса. Народы Индии создали прекрасные мифы, в которых, как в зеркале, отразились их представления о мире. Мифология Древней Индии - часть ее богатой и самобытной культуры. Памятники древней литературы и искусства Индии невозможно понять, не зная мифологии.

 

13. Чтение мифа о сотворении мира (с. 13-14 учебника).

 

14. Составление опорной схемы по содержанию.

 

15. Подведение итогов урока.

 

16. Домашнее задание.

1. За хрестоматией прочитать раздел «Мифы о сотворении мира».

2. Дать ответ на вопрос 6 с. 11 учебника и с помощью опорных схем ответить на вопросы 1, 2 с. 19 учебника.

3. Задания для групп: объединиться в группы. Прочитать текст. Выделить основные мысли. Составить план. Дать заголовок. Подготовить сообщение о культуре Египта, используя фото - и иллюстративные материалы.