II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 49
Тема. Поиски «современной красоты», «добыча красоты со зла» в поэзии Ш. Бодлера. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения «Вечерняя гармония»
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности, эстетическую привлекательность поэзии Бодлера; развивать навыки анализа поэтических произведений, работы с художественным словом; воспитывать интерес к поэтическому слову, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведений, переводы разных авторов.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Большинство современников называли Бодлера аморальным, опасным богохульником, анархистом, полубезумным. Поэт Теодор де Банвиля говорил о нем другое: «Если можно назвать человека приятной, то в наибольшей степени это касается Бодлера. Взгляд его полон жизни и мысли. Когда я слушал его быструю, изысканную речь, язык настоящего парижанина, мне казалось, что с глаз моих спадает пелена, что передо мной открывается безграничный мир грез, образов, идей, величественных пейзажей.» На чьей стороне правда - попробуем разобраться сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учащихся о поэте
2. Объяснение понятий «неоромантизм», «символизм»
3. Анализ поэзии Ш. Бодлера «Соответствия»
¦ Объясните, почему это произведение называют «манифестом символизма».
4. Творческое задание
¦ Продолжите представлен в поэзии ряд «соответствий» (например, грозный запах морской стихии; сладкий, как мед, звук и др.).
V. Формирование умений и навыков
1. Выразительное чтение поэзии ш. Бодлера «Гимн Красоте»
2. Эвристическая беседа
¦ Как вы поняли смысл стихотворения?
¦ Что такое гимн? Объясните название стихотворения.
¦ С каким образом ассоциируется у поэта красота?
¦ Можно ли считать, что образ красоты в стихотворении Бодлера однозначный?
¦ Художественное средство самый отчетливый в произведении? (Антитеза)
3. наблюдение над текстом художественного произведения
¦ Выпишите цитатные пары-антитезы, сделайте выводы. (С неба - из бездны; наказание - вина; преступления - деяния благородные; сумерки - рассвет и др.)
Ожидаемые выводы
Автор широко использует антитезу. Это художественный прием, положенный в основу поэзии, который соответствует замыслу автора - воссоздать противоречия, противоречия жизни, в котором постоянно находятся рядом красота и уродство.
4. Промежуточные итоги
Учитель. Стихотворение «Гимн Красоте» считается программным в творчестве Шарля Бодлера. Ведь именно в нем наиболее ярко отразились его взгляды. Красоту можно найти и в безобраВНОм. Эстетизация безобраВНОго характерна для творчества Бодлера, который понимает назначение поэзии как средства выращивания цветов (Прекрасного) со зла. Художник провозглашает, что его не смущает, откуда приходит эта красота, которая она,- возможно, даже жестокая, преступная, гадкая. Он прощает красоте все, чтобы
Чтобы только бремя жизни, в владарко вдохновенный,
Сделала легче ты, а вселенная - менее гадким!
Перевод Д. Павлычко
Итак, в центре внимания поэта - извечные темы борьбы добра и зла, прекрасного и безобраВНОго, высокого и низкого, духовного и плотского, морального и аморального.
5. Выразительное чтение стихотворения «Вечерняя гармония»
6. Обмен впечатлениями от прочитанного
¦ Какое впечатление произвело на вас это произведение?
¦ Из чего состоит картина «вечорової гармонии»?
¦ Назовите цвета и звуки, которые воссоздает поэт. Как они связаны между собой?
¦ Какую функцию выполняют повторы строк?
Попытайтесь передать словами «музыку» бодлерівської «Вечорової гармонии».
7. Слово учителя
В поэзии Бодлера поражает суггестия (внушение определенного эмоционального состояния) и магия образов, характерные для произведений символистов. Читатель «видит» не только цвета предметов, но и чувствует их формы, наслаждается странными звуками. Вечерняя гармония предстает как симфония чувств («стебель поет росне», «цвет димує в тишине».) Мелодии имеют запахи («душистые», от них «обалдения томное»). Звучит сказочная музыка - играет меланхоличный вальс, а стоголосе сердце подпевает и «тремкоче» скрипкой. Наступления ночи сравнивается с торжественно-возвышенной литургией («цвет димує. языков кадило»; «небеса высокие и смутні. как алтарь»; лицо возлюбленной лирического героя «сияет, как потир»; [потир - церковная чаша]). Божественное начало контрастирует с языческим уподібненням захода солнца с его кровавым самоубийством («упало в кровь свою животворное светило»). Повторение тех же строк (каждая следующая строфа начинается со второй строки предыдущей, некоторые строки одних строф переходят к другим) напоминает какое-то ворожбитське заклинания. Зрелище вечеру превращается в созерцание игры каких-то мистических сил, борьбы света и тьмы. А общая атмосфера поэзии создает непередаваемое ощущение гармонии.
VI. Домашнее задание
Уметь выразительно, вдумчиво читать поэзии Ш. Бодлера, анализировать их, высказывать свои мысли и чувства относительно них.
VII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
· В поэзии Ш. Бодлера меня привлекает...