II семестр
2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - II ПОЛОВИНЫ XIX века.
УРОК № 48
Тема. Шарль Бодлер - французский поэт II половины XIX века, поздний романтик и один из зачинателей символизма. Жизненный и творческий путь писателя. Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантикообразна ось сборки. Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»)
Цель: ознакомить с жизнью Ш. Бодлера и особенностью его поэзии; развивать навыки определять индивидуальный стиль поэта, анализировать поэтические произведения, высказывать своего мнения о них; воспитывать любовь к поэзии; эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к биографии.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
¦ Расскажите о традиции и новаторство в поэзии В. Уитмена.
¦ Поделитесь своими впечатлениями от его стихов.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Шарль Бодлер. Его называли «королем поэтов, настоящим Богом», «апостолом современности» и аморальным человеком, богохульником. О его произведениях спорили и спорят до сих пор литературоведы, поэты, рядовые читатели. Всемирное признание пришло к поэту лишь через сто лет после того, как его не стало.
Писатель оставил по себе поэтический мир, где душа ведет вечный поединок с собой, но никогда не останавливается в постоянных поисках неведомой и прекрасной Тайны. Попробуем и мы приобщиться к этой тайне.
IV. Объявление темы и цели урока
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)
Шарль Бодлер - поэт, политический деятель, журналист, искусствовед, непревзойденный переводчик новелл Эдгара По. Мятежный по характеру, он начал творить на новых творческих и эстетических принципах, ввел в литературу понятие модерна, который считают предтечей символизма. Много поэтов последующих времен взяли за образец его творчество.
Бодлер родился в Париже в 1821 году в семье сенатора. Когда ему исполнилось шесть лет, умер отец, на 34 года старше за свою жену. Мать вышла вторично замуж за командира батальона, который знал только казарменные методы воспитания.
Шарля отдают в интернат королевского колледжа, что влечет его конфликт с родителями. Через три года он уже учится в Париже, в коллеже Людовика Великого. Получив бакалавра, отказывается продолжать образование, заявив, что хочет стать писателем. Юношу отправляют в одну из отдаленных французских колоний в Индийском океане - для исправления. Вскоре Бодлер возвращается и дебютирует в коллективном сборнике «Стихи». Впоследствии выходят сборники его критических статей «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года».
В 1848 году поэт принимает участие в восстании Парижской коммуны. Работает редактором демократической газеты.
В 1857 году мир увидел главную книгу бодлерівських стихов - «Цветы зла». Того же года над этим сборником состоялся суд. На автора и издателей наложили штраф, а из книги изъяли шесть стихов.
В последующие годы Шарль Бодлер продолжает плодотворно работать: выходят в свет сборник его критических статей, вторично издан «Цветы зла» (1861), печатаются стихи в прозе «Парижский сплин», сборник «Обломки» и «Новые цветы зла».
В 1867 году Ш. Бодлера не стало.
¦ Что вы можете сказать о характере поэта? (Бунтарь, романтик, художник-новатор и др.)
Шарль Бодлер, как и В. Уитмен, стал «поэтом одного сборника». Литературоведы рассматривали «Цветы зла» как связаны между собой лирические тексты и даже как сюжетную поэму. Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов, объединенных по проблемно-тематическому принципу.
«Здесь есть тайная архитектура, план, рассчитанный мудрым и волевым поэтом. Это не столько стихи, сколько поэтическое творение найстрогішої единства. С точки зрения искусства и эстетического впечатления они проиграли бы, если бы не были прочитаны в той последовательности, как их расположил автор»,- пишет друг поэта д'Орвіллі.
О своем творении поэт говорит: «В эту жестокую книгу я вложил все свое сердце. Всю свою нежность, всю свою религию (вывернутую). Всю свою ненависть...»
И объясняет истоки: «Еще в раннем детстве я имел в своем сердце два противоположных чувства: ужас перед жизнью и восторг от жизни»; «лишь достигая самых глубоких пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светильник высоких идеалов».
А вот отзывы представителей следующих поколений:
• «“Цветы зла” Ш. Бодлера - это цветы, что выросли в нашей противоречивой души на почве жестокого ХХ века» (Александр Олесь);
• «Книга эта - ...душа и жизнь поэта целиком: с его голубыми мечтами, его культом красоты, его безумными страстями... Это глубоко символическая биография поэта» (О. Урусов).
Важное место в эстетической системе Ш. Бодлера занимал принцип «соответствий» (такое название имеет и одна из его стихотворений).
Согласно этому принципу образы и метафоры не используются для описания конкретных реалий, предметов и фактов, а символически обозначают определенные идеи, универсальные явления бытия. Это определило в бодлерівській поэтике тенденцию к перерастанию образов в символы, а также установку на внушение читателю определенных настроений и душевных состояний.
Шарль Бодлер
2. Словарная работа
Ученики (самостоятельно) по словарю определяют понятие «символ», «импрессионизм», «неоромантизм», «символизм».
3. Выразительное чтение стихотворения Ш. Бодлера «Соответствия»
4. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа
¦ Как раскрывается в этой поэзии идея «соответствий»?
¦ Раскройте смысл метафоры «леса символов».
¦ В каких строках изображена картина всеохопливої гармонии?
¦ Как передаются в произведении взаимоотношения человека и природы?
¦ В какой форме написано стихотворение? (Сонет)
5. Промежуточные итоги
Учитель. Исследователь творчества Гастон Башляр предостерегал от восприятия сонета «Соответствия» как произведения пейзажной лирики - его содержание значительно глубже. «В двух единствах - темной ночи и ясного дня - оказывается извечная двойственность добра и зла. Все, что есть широкого, неоднозначного в темноте ночи и ясном дне, не дает возможности остановиться или только в темноте, или только на свете». Об этом же писал и сам Бодлер: «.весь видимый мир является лишь арсеналом образов и знаков, которым воображение отводит место и определяет относительную цену». Даже в стихах, где поэт действительно любуется красотой пейзажа, он не может избавиться от ощущения «темного содержания вещей» - «широкого и черного небытия».
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель. Вставьте пропущенные слова в текст телеграммы, которую получил Бодлер из-за рубежа на поддержку его сборника «Цветы зла», с которой французское правосудие изъяло несколько стихотворений: «Я ... браво! Из всех моих сил браво вашему могучему таланту. ... ... вашу руку. Поэт Виктор Гюго». (Слова для справки: а) несу, поздравляю; б) молчу, делаю; в) кричу, жму; г) пишу, подаю.)
VII. Домашнее задание
Знать биографию поэта, уметь выразительно читать, анализировать поэзию Ш. Бодлера.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «микрофон»
Продолжите предложения:
· Поэзия Ш. Бодлера для меня оказалась...