ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 47

ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ ДЖЕКА ЛОНДОНА «ЖАЖДА К ЖИЗНИ»

 

Тема: Анонимность главного героя рассказа и ее связь с идеей произведения. Особенности сюжета и реализации идеи рассказа. Окружающей среды в связях с главным героем произведения.

Цель: учить выделять ключевые эпизоды произведения, характеризовать с использованием цитат образ главного героя, определять роль описания окружающей среды в рассказе (пейзаж как эмоциональный фон к событиям произведения); формировать представление о природе творческого процесса; создать ситуацию убеждение в утвердительной силе борьбы за жизнь, ценности умение отказаться от пищи ради жизни, необходимости оставаться человеком в самых трудных испытаниях.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: «Каким предстает в рассказе главный герой - сильнее или слабее другие создания природы? Какие черты характера помогли герою спастись?» (Вопросы 8, 9 на с.161 учебника).

 

2. Работа над текстом.

2.1. В течение какого периода золотоискатель борется за жизнь в рассказе?

Найдите слова автора, которые дают ответ на этот вопрос.

«Под конец пятого дня до корабля оставалось миль с семь, и он уже был бессилен проползти за день и милые».

 

2.2. Как в рассказе изображается северная природа? Найдите ее описание в произведении. Которой на фоне этой природы возникает человек? (Вопрос 10 на с. 161 учебника).

Методический комментарий. Для ответа на вопрос нужно выполнить задание:

Обратите внимание на то, как автор отделяет каждый день описанием состояния солнца. Каким образом Джек Лондон через описания природы подчеркивает эмоциональное состояние героя?

Для удобства учителя подаем комментированный анализ текста, на основе которого он поставит вопрос ученикам:

1) Вечер, начало повествования: «Возле горизонта дотлівало солнце, едва просматривая сквозь завесу тумана и мглы, что налегали на землю...»

«...солнце садится на северо-западе...»

«...тусклый круг солнца медленно скрывалось на северо-западе...» - герой остается один, Вич покидает его. Боится одиночества.

Дотліваюче, тусклое солнце - одиночество.

Природа: «Невеселая картина. Со всех сторон, до самого горизонта, однообразная пустыня, холмы все пологие и низкие. Ни деревца, ни кустика, ни травинки - ничего, кроме бескрайней страшной пустоты; и в глазах вдруг проблеснул страх».

Вывод. Одиночество героя подчеркивается созданием образа северной пустыне, что вызывает в душе героя страх.

2) День первый: «Солнце взошло на северо-востоке - по крайней мере там рассвело, потому что солнце скрывалось за толщей сизых облаков».

«Небо тоже было серое. А на небе ни солнца, ни даже проблеска сония».

Солнце прячется, ни проблеска его нет - неизвестность, сомнения в своих силах.

Природа: «Нигде ни деревца, ни кустика - только море мха, среди которого разбросаны серые скалы, серые озерки и серые ручьи».

Выводы. Господство серого цвета и вокруг и в душе героя создается нагнетанием серого. Серый - неопределенность.

3) День второй: «Солнца не было. Земля и небо стали еще сіріші, вплоть темные».

«Солнце підсушило кустики мха, и он погрелся, выпив кипятка».

Солнца нет, все серое, холодно.

Природа: «Дул холодный ветер, и первый снег побілив сливки холмов... воздуха наполнилось белой гущей. Начал падать мокрый пушистый снег. Сначала он таял, едва касаясь земли, но снегопад все густел, и наконец снег укрыл землю сплошным завоєм, погасил костер и замочил запас мха».

Выводы. Обострение ощущение холода, одиночества, безнадежности.

 

4) День третий: «...утром, рассуждая благоразумнее, он развязал кожаную шворку, что ею засупонював лосячу котомку. Из нее полился желтый поток зернистого золотого песка и самородков. Он разделил золото пополам: одну половину, завязав ее в кусок покрывала, спрятал возле примитивного выступления, вторую сгреб обратно в мешочек».

Солнце не упоминается - начинается борьба за жизнь. Отдал золото (сначала половину, потом еще половину, «...оставил себе только кусок покрывала» ).

Природа: без описания.

Вывод. Герой не ищет солнце, автор не акцентирует на состоянии природы.

 

5) День четвертый: «Опять туман». Вечером: «Он пришел в сознание, лежа навзничь на каменном выступе. Грело яркое солнце».

Солнце яркое - герой увидел корабль.

Природа: без описания.

Вывод. Появилась надежда. Солнце - жизнь.

 

6) День пятый: «Взошло яркое солнце... Погода стояла замечательная...»

Солнце яркое - героя спасены.

Природа: без описания.

Выводы. Джек Лондон позволяет своему персонажу увидеть яркое солнце, лишь испытав его мощь в борьбе за жизнь.

Выводы к каждому пункту записываются после анализа всех пяти дней.

 

2.3. Вопрос к ученикам:

• Какую роль в построении произведения играет описание солнца и характер описания?

• Почему, по вашему мнению, начиная с третьего дня, автор не вводит в повествование описания природы?

• В момент испытаний герой выбрасывает золото и почему автор сосредоточивает на этой детали повествование?

• Почему, по вашему мнению, погиб Билл, а герой выжил?

 

2.4. Моделирование ситуации.

Почему герой, найдя кости Белая и его мешочек с золотом, отказался взять их? Попробуем смоделировать ситуацию, поменяем местами сцену с отказом от золота героя и сцену, когда он нашел кости Белая и его мешочек с золотом. Что изменится в поведении героя?

Герой выбрасывает золото Авторский замысел

1. Третий день - половину 1. Надеется и выжить и обогатиться

2. Потом - выбрасывает остальное золота 2. Делает выбор в пользу сохранения сил, выжить

3. Отказывается взять Білове золото и сосать его кости 3. Хочет сохранить в себе человеческое

Вывод Вывод

Между обогащением и возможностью сохранить силы, чтобы выжить, выбирает жизнь Герой не хочет поступать, как Бил, так и выживает

Модель перестройки композиции

1. Герой находит кости Белая 1. Страх, что с ним случится то же самое

2. Потом решает выбросить свое золото 2. Не жажда жизни движет героем, а страх смерти

Вывод Вывод

Изменение композиции требует изменения развязки рассказа Героя автору надо было бы «убить», ибо не о страхе перед смертью хотел писать, а о силе жизни, которая над всеми другими препятствиями, по убеждениям автора

Теряется пафос борьбы за жизнь, появляется тема страха перед смертью Смерти Джек Лондон не боялся. Он любил жизнь. Любить жизнь не значит бояться смерти

 

2.5. Работа над эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф к рассказу. Что герой поставил на карту?

 

2.6. Что выиграл герой в борьбе со смертью?

 

2.7. Слово учителя.

Много лет назад, в последние годы жизни Джек Лондон так и не смог избавиться от памяти голодного детства. Продолжал приглашать множество гостей к себе на обед и наслаждался шумной компанией, совместно поедала недожаренную дичь.

«Один из наших соседей в Гонолулу спросил как-то Джека: "Почему у вас ежедневно обедают около двенадцати человек?" - "Потому, что больше за наш стол не усядется", - отвечал Джек». (Воспоминания Чармиан Лондон ). На то время он уже страдал уренію (почечную недостаточность), и врачи запрещали ему питаться недожареним мясом. Жена упрекала, что он не слушается врачей. Джек отвечал, что навсегда останется плотоядним. Умер Джек Лондон от пищевого отравления.

«В ноябре Джек получил предложение через своего лондонского агента написать свою биографию для лондонского журнала «Уорлд Уайт Магазин» и охотно принял Те, потому что нуждался в деньгах.

Ему несколько раз приходилось ездить в суд по поводу дела о воду и каждый раз он возвращался оттуда опустошенный и больной. 10 ноября, после выступления в суде, он вернулся домой в ужасном состоянии. К вечеру у него появились все симптомы отравления птомаїнами». (стр. 134). Через несколько дней Джек Лондон умер.

Птомаїни - химические соединения, которые образуются во время порчи мяса, рыбы, дрожжей и т.п.

«1915 год. Джек никогда не переставал утверждать, что ненавидит писать и что ему постоянно приходится заставлять себя работать. Однажды он написал своему поклоннику: "Позвольте сказать, что я завидую вам. Вы обожаете писать, вы наслаждаетесь писанием, вы влюблены в него, тогда как я потерял радость писать после появления моей первой книги. Я ненавижу писать. Но все же это лучший способ из тех, что я мог придумать для того, чтобы создать себе хорошую жизнь. И вот я продолжаю писать" ».

 

3. Подведение итогов.

• Обратим внимание на окончание рассказа и сравним его с письмами и дневниками. Почему автор в финале обращает внимание на то, что герой боится остаться голодным?

Герой рассказа Джек Лондон

Выживает в условиях северной природы, борется с голодом, хищниками «Неизвестно, как долго Джек мог бы находиться в Клондайке и сколько бы он мог добыть золота, если бы был обеспечен свежей едой. Но нет свежей еды, ни овощей у него нет, и цинга измучила его, что он должен был уехать, как только сошла лед»

Герой бросает золото и выживает - жизнь становится подарком за испытание «И если путешествие в Клондайк не принесла ему золота в прямом смысле, все же она стала той золотой волной, которая неслась к нему несколько лет спустя»

Герой грезит матерью, солнечной Калифорнией, домиком посреди оранжевого роще «Я глухой к призывам Востока, Запада, Юга, Севера - передо мной картина: уютный маленький коттедж, избранное круг друзей и прежде всего и над всем - милая маленькая женщина, жена и парочка наших маленьких копий.., радостные подарки утром, обмен веселыми рождественскими поздравлениями, большой огонь в камине, дети...»

Герой не может наесться после спасения, прячет сухари, просит у матросов корочку хлеба «Я голоден, голоден, голоден! С того времени, когда я украл кусочек мяса и не знал другого поезда, кроме поезда желудке, и по этот день, когда мои требования к жизни великие, - все время был голод, голод, голод! ... И если бы завтра я остался голодным и голым, я, прежде чем сдаться, продолжал бы бороться и голодным и голым »

Герой проходит все этапы жизненных испытаний, что проходил и автор Жизнь ценна для автора не тем, что у тебя есть, не тем, насколько ты сыт и богат, а тем, что оно у тебя есть. Цена жизни - сама жизнь. Не ты для жизни, а жизнь для тебя

Выводы: Жизнь ценна для автора не тем, что у тебя есть, не тем, насколько ты сыт и богат, а тем, что оно у тебя есть. Цена жизни - сама жизнь. Не ты для жизни, а жизнь для тебя.

 

4. Домашнее задание. Придумать собственное окончание к рассказу, начиная со слов: «Через три недели, лежа на койке...»