ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 48

 

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ И РОМАНТИКА И ЭТО НЕ ВМЕРЛИ»

(из письма Д. Лондон нью-йоркской газете от 28 октября 1916 года)

 

Тема: Подготовка к написанию сочинения - размышления.

Цель: учить письменно излагать свои мысли, аргументировать их, развивать фантазию, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки написания творческой работы работать над выработкой собственного стиля; закрепить знание этапов работы над творческим заданием, планом, раВНОвидностями плана и структурой, научить формулировать пункты плана, идеи творческой работы; расширять творческий потенциал учащихся, прививать потребности в высказывании собственной, оригинальной мысли, развивать критическое внутреннее диалогическое речи; создать ситуацию необходимости уметь отстаивать собственное мнение, аргументировать выбор, сформулировать жизненные принципы.

Оборудование и материалы: листы с ученическими правилами жизненного поведения и плакат с кодексом жизненных правил Джека Лондона.

Тип урока: развитие речи.

 

Ход урока

 

1. Мотивация учебной деятельности.

• О чем мы вели разговор на предыдущем уроке? К каким выводам пришли?

• Какие жизненные правила имел Джек Лондон? А какие жизненные правила определили для себя на основе прочитанного?

 

Словарная работа

Кодекс - совокупность правил, убеждений. Рассказ о рыцарский кодекс чести.

 

2. Проверка домашнего задания.

Учитель собирает у учащихся домашнее задание (кодексы жизненных правил) на отдельных листах и развешивает на доске. Ученики зачитывают «кодексы жизнь», объясняя их.

 

3. Обсуждение услышанного.

Ученики высказывают мнения относительно кодексов друг друга, сравнивают их с кодексом писателя. Можно создать обобщенный кодекс на основе ученических. Или выбрать вариант, который понравился большинству учеников.

 

4. Подготовка к написанию творческой работы:

Ученики уже знают этапы работы над творческой работой. Они учились писать сочинение про любимого мифологического героя (см. урок 17). Написание этого произведения предусматривало выражение собственного мнения относительно героя мифа и мотивации ее. Поэтому на данном этапе следует закрепить навыки и развить умения писать сочинения - размышления.

Учитель просит вспомнить учащихся, опираясь на изученный материал с украинского языка, типы речи им известны. Чем рассуждение отличается от описания и повествования? (Описание ученики создавали во время изучения произведения Же. Верна «Пятнадцатилетний капитан» см. урок 44). Учитель указывает на характерные признаки размышления относительно указанной темы (выяснение и формулирование собственных жизненных правил (или жизненных правил писателя), объяснение их, доказательство и иллюстрация примерами). Обращает внимание, что от других типов размышление отличается выдержанной логической последовательностью. Размышлениям присущи предложения вроде «По моему мнению...», «На мой взгляд...» и т.д.).

 

Этапы работы над творческим заданием.

1. Обдумать тему.

Темой творческой работы станет «кодекс жизни» Джека Лондона или «кодекс жизни», что сформулировали ученики в домашнем задании. Ученики объясняют, какую тему выбрали и почему.

2. Определить идею произведения.

Согласно темы и сформулированных положений кодекса ученики определяют идею произведения.

3. Подобрать материал.

Учитель предлагает выбрать тезисы - цитаты из рассказа, высказываний писателя, таблицы, над которой работали на предыдущем уроке, подобрать пословицу или меткие высказывания, которые иллюстрировали бы изложение материала. Разделить лист бумаги на две части, в одной части записав тезисы кодекса, в другой - подобранный материал.

4. Составить план.

Возможно коллективное составление плана. Или же обсуждение и редактирование учениками собственных планов.

5. Последние этапы работы.

Написание сочинения и его редактирование учащиеся будут выполнять на следующем уроке.

Методический комментарий. Предлагаем комментарий, который содержит обобщение к каждому этапу работы, который может стать ориентиром учителю и в дальнейшей работе по развитию свяВНОй речи учащихся.

Обдумывание темы. Обдумать тему - значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит основное зерно темы.

Выделяем слово, в котором заложено зерно темы. Определяем, о чем будем писать.

Определение идеи произведения. Нахождение идеи - следующая логическая действие. Идея творческой работы обязательно будет представлена в названии второго пункта плана. Если тема произведения определяет, о чем писать, то идея формулирует замысел, что вы хотите сказать всей своей работой. Любую тему можно раскрыть в нескольких направлениях. Но если не ограничить себя в выборе направлением развития соображениям, то тема будет нераскрытой. Выбор направления поможет определить границы своего произведения и четче, конкретнее сформулировать идею, которую вы будете отстаивать. Необходимо стараться выбрать такое направление, что наиболее близок вашим убеждениям, поискам, интересам. Свой выбор направления рассуждений будет уместным обосновать во введении произведения.

Выберите направление, ближайший вашим взглядам, сформулируйте идею произведения. Запишите найденную идею четкой формулировкой во второй пункт плана.

Подборка материала.

Проведите параллель к художественного произведения, на тему с которого вы будете писать сочинение. Подберите несколько метких высказываний из других произведений на заданную тему. Полистайте еще раз произведение, которое стало предметом рассмотрения для творческой работы, выберите красноречивые эпизоды. Проанализируйте художественные средства. Обратите внимание на авторскую позицию. Подберите эпиграф. Выпишите в тетрадь несколько цитат. Вспомните историю создания художественного произведения. Тезисами запишите в тетрадь. Каждый элемент материала для творческой работы должен работать на идею вашего произведения, которую вы сформулировали на предыдущем этапе подготовки.

 

Составление плана

 

Основные требования к плану.

План должен быть таким, чтобы по ним было понятно не только то, о чем писать сочинение, но и то, какова главная мысль произведения, система утверждений в пользу этой мысли, к каким выводам приходит автор произведения. Чтобы план был действенным, каждый пункт плана должен нести определенную информацию, то есть быть наполненным. Он должен содержать определенную оценочную позицию, то есть отвечать, а не спрашивать. Каждый пункт целесообраВНО формулировать простыми предложениями, чтобы не обременять сложными конструкциями мнение. По форме план может быть простым.

Но целесообразнее составлять план, отражающий структуру произведения, что, в свою очередь, отражает природу высказывания: тезис - антитезис.

 

Синтез.

Сложный план включает три части: вступление, основная часть, выводы. Основная часть разбивается на подпункты.

В заголовке темы надо определить «что дано», в пункте втором плана - «что необходимо доказать», в пунктах а), б), в) будут содержаться сами доказательства, и наконец, в третьем пункте - обобщение, то есть « что и необходимо было доказать » .

Как найти и сформулировать первый пункт плана?

Первая часть сочинения должна вводить в тему, закладывать фундамент для построения всей творческой работы. Необходимо определить направление раскрытия темы и также четко определить свою задачу, сказать, какую идею вы будете отстаивать в своей работе. Идея прозвучит и во втором пункте плана. Во вступлении надо привлечь какую-то мысль, которая выходит за пределы непосредственно темы, но помогает ее раскрытию. Это могут быть какие-то сведения об эпохе или факты из биографии писателя, или какие-то общие рассуждения по этой теме... Важно, чтобы материал вступления создавал почву для дальнейших рассуждений под определенным углом зрения.

Круг вопросов, которые можно привлечь к поступлению, достаточно большое. Литература как художественное явление тесно связана с жизнью, и обращение к каким-рис эпохи хорошо помогает понять замысел писателя. Но есть много тем, раскрыть которые через описание эпохи невозможно.

В зависимости от того, какого типа вопросы будут привлекаться к поступлению, мы можем говорить о различных видах вступления. Рассказать о всех видах введения к творческой работе невозможно. Остановимся на нескольких. Рассмотрим пять: исторический, аналитический, биографический, сравнительный, ценностный. Выбор вступления зависит от характера темы, личностных ценностей учащегося. Кто-то любит прибегать к исторических подробностей. Кто-то склонен к аналитическим размышлениям.

 

Историческое введение.

Исторический вступление, или введение о эпоху, является самым любимым и наиболее распространенным среди ученических творческих работ. Каждая эпоха содержит в себе большое количество аспектов, охватить которые все вместе невозможно даже в монографии. Вступление по такой формулировке первого пункта плана будет многословным, поверхностным. Такое вступление не фиксировать внимание на идеи произведения, не поможет войти в тему, не выполнит своей роли. Поэтому необходимо рассмотреть не всю эпоху, а какой-то из аспектов, что имеет отношение к теме. В этом случае нам поможет обращение к учебника по истории.

 

Аналитический вступление.

Существуют такие темы произведений, раскрывать которые целесообраВНО через размышления, размышления над каким-то понятием, что заложен в тему сочинения, заголовок. Такую тему раскрыть интересно, оригинально можно через введение в введение вопрос. Вопрос должен быть проблемного характера. Проблемный вопрос - это вопрос не может иметь однозначного ответа. То есть вопрос, который нуждается в своем ответе полемики, доказательств, аргументов, раскрытие личного мнения каждого, кто возьмется отвечать. Понятно, что такое произведение может быть размытым многословием философских рассуждений. Поэтому не стоит погружаться в размышления по поводу слов, которые не вызывают сомнений трактовки, одинаково всеми понимаемые. Аналитический вступление подходит только для тем, в формулировке которых содержится проблема.

 

Биографический вступление.

Сведения из биографии писателя: факты из жизни, пути становления его мировоззрения, история создания того или иного произведения - иногда помогают раскрыть тему.

Если в формулировке темы творческой работы есть слово, которое имеет отношение к мировоззрению автора художественного произведения, или характера его творчества, или параллель между автором и героем, то ссылки в поступлении на факты из биографии писателя будут уместными.

 

Сравнительный вступление.

В течение получения литературного образования в школе ученик должен научиться проводить широкие литературные, художественные параллели, уметь видеть и понимать литературный процесс во взаимосвязи эпох. Но ученики среднего школьного звена (5-9 классы), изучая пропедевтический курс литературы, еще не могут успешно выполнить задачи, что предполагает широкое обобщение знаний, которого требует проведения каких-либо параллелей. Поэтому во вступлении к творческой работе они могут лишь назвать художественные произведения, изучали, где поднимаются похожие вопросы до тех, которые они поставят и в своей работе.

 

Ценностный вступление.

Система общечеловеческих ценностей сквозь призму собственного мировоззрения, традиций семьи, родительских установок, завещания бабушек и дедушек, советы учителя, религиозных убеждений, культурного наследия - все это может стать введением к творческой работе. Ценностный вступление предусматривает привлечение любой стороны этических, идейных убеждений самого ученика.

Итак, мы проработали заголовки вступления, т.е. имеем первый пункт плана.

Теперь необходимо сформулировать второй пункт, то есть заголовок основной части творческой работы.

 

Заголовок основной части творческой работы.

Повторять в заголовке второго пункта плана заглавие всего произведения, мол, основная часть требует раскрытия всей темы, нецелесообраВНО. Вторая часть творческой работы, хотя и является основной, но все же является частью целого. С каждым пунктом плана наша мысль должна двигаться вперед, а не стоять на месте. Название темы и заголовок каждого пункта плана выполняют каждый свою функцию, что соответствует функции той части произведения, которую он называет.

Роль заголовке темы заключается в том, чтобы сообщить, о чем пойдет речь в произведении. Роль заголовка основной части заключается в том, чтобы сформулировать главную мысль, идею творческой работы.

Как работать над заголовком второго пункта плана? Второй пункт плана необходимо сформулировать так, чтобы ученику самому было понятно, что именно он будет доказывать в основной части. Доказывать или опровергать можно только четко сформулированную мысль. Поэтому второй пункт плана должен быть конкретнее за формулировка заголовка темы произведения. Как найти идею произведения, мы анализировали в разделе «Определение идеи произведения».

Доведение идеи творческой работы. (Формулировка подпунктов основной части).

Необходимо убедить читателей вашего произведения, что идея вытекает из предложенной темы и отвечает привлеченному литературном материала. Нужно подтвердить свою идею чередой мыслей, а мысли проиллюстрировать примерами из художественных произведений, жизни, истории... Еще во вступлении, в процессе поиска идеи произведения, мы останавливались на отдельных примерах доводок и из этих примеров уже начали именно доказательства. Но в поступлении только начало. В произведении есть основная часть - самая большая по объему. Содержание аргументов, раскрытия конкретики примеров находят свое отражение и в формулировке второго пункта плана и в подпунктах.

Сколько должно быть подпунктов? Самое оптимальное - четыре. Три или пять - допустим. Два - маловато для окончательной доводки, ибо «два» - это дуальность, протиставленість, противоположность, что требует выбора, а нам необходимо безоговорочно утверждать свое мнение. Больше пяти - грозит перегрузкой произведения материалом, нехваткой времени на глубокий анализ приведенных примеров.

Аргумент - это часть доведение идеи, то есть это самостоятельная, четко выраженная мысль, которая, вместе с другими мнениями, доказывает правильность главной мысли, что называется идеей произведения. Как находить аргументы? Самым естественным способом: пришла мысль - запишем ее, потом подбираем примеры на ее доводку. Можно - наоборот. Идти «от примеров к мнениям». Примеры тем более у вас уже записаны. Главная задача - вытащить из примеров мысли. В каждом из литературных примеров содержится не одна, а несколько мнений, и некоторые из них будут использованы в процессе написания произведения. Но сейчас мы работаем над планом, точнее над формулировкой аргументов, поэтому позволим себе определенный схематизм и вытащим из примеров только одну мысль. Но это должно быть обязательно мнение в рамках темы, в рамках выбранного направления рассуждений. Это должно быть мнение на подтверждение идеи нашего произведения.

Как пользоваться способом доказательства «от примеров к мнениям». К моменту составления плана материал, как правило, у нас уже подобрано. Мы выписали самые красноречивые реплики, подготовило эпизоды (тезисами), провели художественные параллели... В левую сторону тетради записали все, что нам понадобится из материала к сочинению. В правую сторону мы запишем обобщенные мысли, раскрывающие содержание каждой темы.

Это уже ваши мысли, а не авторские, вы их обобщили своими словами. От того, как вы расположите аргументы в подпунктах плана, будет зависеть то, как будет развиваться ваша мысль. От сильнейшего аргумента, поставленного в первый подпункт, доказательство будет углубляться. Если его поставить последним подпунктом - доведение будет разворачиваться на усиление, на нагнетание эмоции, что повлияет на эмоциональную окраску вашей работы.

Заголовок выводов. (Как найти формулировку третьего пункта плана).

Каждая часть произведения выполняет свою роль. Функция последней части определена словом «ВЫВОДЫ». Может быть два вида выводов.

 

Вывод - окончание.

Вывод несет в себе новую, но обязательно аргументированную в произведении мысль, что возникла на основании доказательств основной части. Эта мысль является более широким формулировкой уже обобщенного в аргументах по принципу «от конкретного к общему».

 

Вывод - следствие.

В отличие от выводов, которые целиком базируются на материале произведения, в последствиях мы выходим за рамки темы, за пределы всего изложенного в произведении. В последствии мы используем наши знания более произведением.

 

Написание сочинения.

Создать справочник начатков творческих работ невозможно. Во-первых, самих произведений бесчисленное количество. Во-вторых, даже по одной теме нет двух одинаковых произведений. Сколько произведений, столько начал. Как начать сочинение? Можно, имея перед глазами план, начать спокойно и обоснованно излагать мысли. Все это будет правильно, но грустно. Произведение лучше начать с главного, по сути вопроса. Ведь до начала написания сочинения тема продумана, идея найдена, материал подобран. План составлен. Поставьте на начало какую-то яркую мысль, свою или кого-то из великих, о ком будете писать, или цитату из его произведений... Иногда произведение начинают сразу... с окончания! Это эффектный прием, что придает определенного настроения в творческой работе. В сочинениях на свободную тему целесообразен начало на материале личного опыта. Начало - еще не вступление, это только ступенька к поступлению, первая фраза, что откроет творческий поток.

Не менее важной является последняя фраза. Она также должна быть эффектной. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего произведения, или четкая, энергичная ответ на вопрос, поставленный в начале произведения, или цитата, яркая, станет квинтэссенцией вашей мысли.

Можно предложить такие варианты: заключение - вывод, заключение - ответ, окончание - цитата.

 

Чтобы было интересно.

Каждый хочет, чтобы его работа была интересной. Чтобы ее с удовольствием прочитали друзья, родители, а не только учитель. Почему одно произведение написано ярко, интересно, эмоционально, а другой - сухой? Конечно, здесь большая доля природных способностей. Таланту. Но, безусловно, существуют и объективные принципы, приемы, секреты мастерства, овладеть которыми в той или иной степени может каждый.

 

Полемичность.

Одним из таких секретов является сознательная полемическая заостренность вопроса. В споре, в борьбе противоположных мнений истина уточняется, выделяется, оттачивается. Ведь в дискуссии на предмет или явление смотрят с разных ракурсов, а это, естественно, создает предпосылку для более объективных выводов. Если в основу обсуждения темы творческой работы положены проблему (вопрос, не имеющий однозначного ответа), то работу целесообраВНО построить по принципу дискуссии. Что нам интереснее читать? Монотонный выступление одного докладчика или дискуссия нескольких оппонентов? Конечно, дискуссия.

 

Привлечение других видов искусств.

Литература - один из видов искусства, поэтому сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, музыкой, кино, телевидением - органично может быть использовано в творческой работе. Конечно, чтобы смело проводить параллели с другими видами искусства, надо быть эрудированным человеком. Чтобы выражать глубокие и оригинальные мысли, надо постоянно заставлять свою душу трудиться, нарабатывая свое отношение к миру, свои взгляды,свои убеждения.

Отредактировать сочинение и переписать в чистовик.