ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 46

 

НЕ ЗНАЯ БОГА, Я СОЗДАЛ СЕБЕ РЕЛИГИЮ С ЧЕЛОВЕКА...

КАКАЯ ОНА БЫЛА И КАКАЯ ОНА БОЛЬШАЯ!

 

Тема: Джек Лондон (1876-1916). «Жажда жизни». Сильный человеческий характер в экстремальной ситуации.

Я производил впечатление дикой кошки, всегда готовой к бою.

Джек Лондон

Цель: выяснить, какие черты характера Джека Лондона и факты биографии отразились на особенностях изображения характеров героев его произведений, формировать навыки элементов анализа произведения с помощью умения различать формы авторской информации на лексическом, синтаксическом, стилистическом уровнях, выделять формы авторского присутствия в тексте от других форм; сформулировать «кодекс» сильной личности для героев Джека Лондона и сравнить кодекс с ученическими представлениями о силе духа человека; создать ситуацию самоуглубления ученика в собственные этические убеждения, направить необходимость выбора жизненных принципов в русло самосовершенствования.

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения. Проверка домашнего задания. Вступительное слово учителя.

Методический комментарий. Дома ученики читали статью учебника, в которой изложены факты биографии Джека Лондона. Поэтому работу над биографией писателя следует строить как дополнительную к тому, что уже знают ученики. Сначала задаем вопросы, помещенные в учебнике на с. 149 (их обдумывали ученики во время чтения статьи). Далее учитель сообщает биографические сведения о писателе. Работу можно построить по-раВНОму. Например, распределить учащихся на группы и каждому из них предложить фрагмент представленной информации с ответом на вопрос и выполнением задания: «Что вы узнали нового о писателе? Найдите и сообщите другим группам информацию, которую не содержит учебник». Или сосредоточить внимание учащихся на высказываниях Джека Лондона, поставив вопрос: «Какие черты характера закалял писатель? Расскажите, как происходило его становление как личности, человека». Или из биографической справки учитель может выбрать и рассказать ту информацию, которая на его взгляд даст возможность сосредоточиться на теме, что исследуется. После обнародования работы групп учитель снова задает вопрос, что и в начале с. 149 учебника.

 

Биографическая справка

Настоящее имя писателя - Джон Гриффин. Лондон - это фамилия его отчима, который усыновил парня. Отец бросил мать еще до рождения сына. Но Джек считал отчима своим отцом и очень любил его.

«Мой отец был лучшим из людей, но он был слишком добрым по своей сути, чтобы выдержать ту жестокую борьбу за существование, которой вынужден подвергнуться каждый, кто желает уцелеть в нашей архаичной капиталистической системе» (Чармиан Лондон «Жизнь Джека Лондона», с. 11).

С ранних лет Джек вынужден был зарабатывать себе на жизнь и помогать матери и отчиму. Работал на консервном заводе, на электростанции, на джутовой фабрике, плавал матросом на шхуне, принимал участие в шествии безработных в Вашингтон, сидел в тюрьме за бродяжничество. Воспоминания писателя, описанные в его письмах, которые позже были опубликованы его женой Чармиан Лондон, свидетельствуют о тяготах детства и всей жизни Джека, который, впрочем, никогда не жаловался.

«Знаете, что когда-то произошло со мной в школе Сан-Педро, когда мне было семь лет? Мясо! Я так изголодался по мясу, что однажды открыл корзину девочки и украл кусочек мяса. Я съел его, но больше я не воровал. В те дни я, как Исаак, буквально готов был продать право первенца за миску супа, за кусінь мяса. Боже мой! Когда другие ребята от сытости бросали куски мяса на землю, я готов был поднять их из грязи и съесть. Я не делал этого. Но представьте себе развитие моего ума, моей души в таких материальных условиях. Этот инцидент с мясом характерен для всей моей жизни».

 

Словарная работа.

Исаак - сведения о нем содержит библейская книга Бытия. Исаак имел брата-близнеца Иакова. Старшим из близнецов был Исаак. Первый сын по традиции пользовался особыми правами и преимуществами перед другими братьями. Это, в частности, посвящение Господу, особый почет, двойная часть состояния отца и получения наследства после его смерти. Старший сын считался главным в доме во время отсутствия отца. И отцовское благословение тоже считалось правом первого сына. Исаак был хорошим охотником и много времени посвящал этому делу. Однажды он вернулся с охоты голодным и Иаков предложил ему продать свое право первенца за хлеб и похлебку из чечевицы. Отсюда выражение.

«Мне было восемь лет, когда я надел первую рубашку, купленную в магазине. Обязанность! В десять лет я уже продавал на улице газеты. Каждый цент я отдавал семье, и идя в школу, каждый раз стеснялся своей шапки, сапог, одежды. Я просыпался в три утра, чтобы идти по газеты, а потом не домой, а в школу. После школы - вечерние газеты». (Эту цитату стоит зачитать еще раз в конце урока).

«Это была жизнь строгое, голое, дикое, свободное - единственная жизнь в этом роде, которое было мне доступно по моим рождением и состоянием... Это было только начало... От отмели до Золотых Ворот простирался путь к пространству приключений во всем мире, где бьются не за старую рубашку, или украденное судно, но ради высокой цели, - напишет двадцатилетний Джек о времена, проведенные с устричними пиратами».

В 1873-1894 гг. Джек ступает на палубу «Софи Сезерленд» и отправляется в японских берегов за котиковими шкурами. Вспоминая о свое плавание на «Софи Сезерленд», он писал в письме о «долге»: «...разве мне удалось совсем освободиться от долга? Не одна золотая монета ушла в семью, когда я вернулся из семимесячного путешествия. Что я сделал на свой заработок? Купил второсортный шляпу, несколько рубашек по сорок центов, две пары нижнего белья по пятьдесят и второсортный пиджак и жилет. Остальное ушло на долги отца и в семье».

В 1897-1898 гг. ездил на Аляску. В 1896 г. на берегу реки Клондайк были открыты золотые прииски. 1897 г. - началась «золотая лихорадка». 25 мая этого года Джек и муж его сестры Элизы капитан Шепард отбыли на корабле «Уматіллі». В индейском поселке Дайз Джек познакомился с тремя золотоискателями и присоединился к ним. Он сам таскал багаж, потому что индейцы просили бешеную плату за работу. В восьми милях от Доусона Джек с товарищами захватили хижину, где и прожили первое время. Позже Джек перешел в хижину к врачу Гарвея, ибо сожители были недовольны искренностью Джека, который удивлял всех своим гостеприимством и приглашал кого-то к обеденному столу.

В мае Джек и врач Гарвей разобрали хижину, построили плот и сплавили его по Юкона до Доусона. Там продали его и зарабатывали тем, что ловили бревна на Юконе и продавали их туда же. Питание было плохим - и Джек заболел цингой. В июне он вернулся домой. Там его ждала весть о смерти отца, которая произошла еще по відбуттю Джека на Аляску. Именно эти впечатления, полученные во время путешествия на Юкон, стали основой первых рассказов, которые принесли Джеку Лондону первый успех в литературе. Здесь закаляется его воодушевление к изображению сильных, выносливых, смелых, свободных людей. В 1899 году он напишет: «Я пришел к выводу: такой вещи, как вдохновение, - не существует. Я когда-то считал иначе и соответственно этому изображал из себя осла».

«Со времен моего голодного детства на меня смотрели холодные глаза, они спрашивали, смеялись, презирали. Больнее всего то, что иногда эти глаза принадлежали моим друзьям. Я закалил себя и держал удары, будто они не были ударами, но о том, как мне больно, знает только моя душа и я».

«Если я умру, я умру сражаясь до конца, и в аду не будет более достойного жителя, чем я... Если все, что я имею теперь, отнимут у меня, - мне безразлично. Я создам себе новое будущее. И если бы завтра я остался голодным и голым, я, прежде чем покориться, продолжал бы бороться и голодным и голым!»

Жажда жизни - емкая фраза, которая обобщает дух Джека Лондона. Повествование не отражает событий из жизни писателя, оно воспроизводит мировоззрение мастера приключенческой повествования.

 

2. Работа над текстом.

2.1. Работа над заглавием рассказа.

Учитель обращает внимание учеников на перевод названия рассказа.

«Любовь к жизни» или «Жажда жизни»? Какой вариант выбирает переводчик? Почему?

Словарная работа (выяснение значения слов «страсть» и «любовь»).

Во время анализа учащиеся с помощью учителя приходят к выводу.

Слово «жажда» относится к экспрессивной, эмоциональной лексики.

Слово «любовь» - более нейтральное, нормированный.

Вариант «Жажда жизни» полнее воспроизводит идейно-тематическое наполнение рассказа. Каждое слово избирается переводчиком из синонимического ряда слов при переводе на другой язык. Чтобы сделать правильный выбор, переводчик должен не только знать язык оригинального произведения, но и ориентироваться во взглядах писателя, произведения которого он переводит. Взгляды писателя заложены в его произведения, раскрываются в его письмах, дневниках, статьях, в самом жизненном пути писателя.

• Какие события из жизни Джека Лондона могут стать доказательством того, что переводчик сделал правильный выбор слова в заглавии рассказа?

 

2.2. Анализ авторского присутствия в тексте.

• Кто рассказывает историю золотоискателя?

Прочитайте последние отрывки рассказа.

Или матрос с судна «Бедфорд», или ученый - участник научной экспедиции, или ...?

• От какого лица ведется повествование?

Методический комментарий. Для того чтобы научить учащихся различать формы авторской информации, можно предложить им простое предложение и попросить изменить формы. Например: «Я получил удовольствие от прочитанной книги. Мы получили удовольствие от прочитанной книги. Он получил удовольствие от прочитанной книги». Затем учащиеся обращаются к тексту рассказа. С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что повествование ведется от третьего лица.

• Что бы изменилось, если бы повествование шло от «Я» или «МЫ»?

От «Я» - происходит совмещение позиции писателя и рассказчика, от «МЫ» - автор показывает причастность к событиям. От «ОН» - автор пишет то, что услышал от кого-то. То есть он отмежевывается, отстраняется от того, о чем идет речь.

• Для чего писатель выбирает такую позицию?

Учитель подводит к выводу. Если повествование ведет третье лицо, история приобретает правдивости, объективности, возможности предоставить читателю быть равноправным с автором в восприятии рассказа.

• Почему главный герой не имеет имени?

Главный герой лишен имени, автор называет его «человеком», из-за чего создается эффект обобщения, конкретная история становится аллегорией.

• Какие события случаются с главным героем, на что в первую очередь обращает внимание писатель, описывая события?

• С помощью каких языковых средств можно передать действие?

Методический комментарий. В каждом предложении есть глагол, который указывает, что происходит с героем. Но есть предложения, в которых, кроме повествования, есть еще соображения, которые не могут принадлежать герою, потому что написаны не в форме прямой речи, необходимой для передачи слов говорящего. Встает вопрос, кому принадлежат эти рассуждения? Для выяснения этих аспектов учитель предлагает учащимся таблицу, которая состоит из цитат, и предлагает определить, с какого эпизода взята цитата. Как она характеризует героев рассказа? В процессе беседы учитель обращает внимание учащихся на то, какие части предложения пересказывают события (слова рассказчика), а в какой части содержится вывод (обобщение автора). Выясняя формы подачи авторской информации, ученики отделяют слова рассказчика от обобщений автора (или, если учитель считает необходимым, таблица подается в готовом виде).

«Оба были утомлены и истощены, с лиц их не сходил выражение тупого терпения, что его чеканят длительные несогласия». Слова рассказчика Обобщения автора

«Когда он, наконец, взялся на ноги, то еще с минуту випростовував спину, чтобы стать прямо, как полагается человеку». Обобщения автора

«Человек осознавал,

что нужно есть для того, чтобы выжить». Обобщения автора

«Вот тебе жизнь! Пустая, перебіжна мгновение.

Только живой чувствует боль,

по смерти боли нет.

Умереть - это заснуть. Наступает конец,

отдых.

Почему же тогда он не желает умереть? » Обобщение автора

«По своей воле он уже не боролся. Это просто жизнь в нем не хотело умереть и гнало его вперед. Он не страдал. Нервы его притупіли, онемели, воображение наполнилось жуткими видивами и сладкими мечтами». Обобщения автора

« Его душа и тело брели рядом и одновременно очужілі друг другу, так тонка была нить, что соединяла их». Слова рассказчика

• О чем говорят нам авторские обобщения?

• Найдите в тексте рассказа другие примеры предложений, в которых обобщается закон жизни через объединение в один поток речи слов рассказчика и слов автора.

Итак, Джек Лондон на примере истории золотодобытчика создает повествование, в котором обобщает закон выживания для всех.

2.3. Осознание прочитанного. Кодекс чести Джека Лондона.

• Просмотрите еще раз таблицу и попробуйте сформулировать жизненные правила писателя. (Ученики с помощью учителя формулируют правила).

• Дополните этот список, внимательно прочитав еще раз рассказ.

• Сравните тезисы правил, сформулированных на уроке, с высказываниями Джека Лондона из писем.

 

Длительные несогласия чеканят характер

Человеку предстоит стоять прямо

Не надо бояться смерти

Жизнь сильнее смерти

 

• Какая сила держала героя рассказа и не позволяла ему сдаться и смириться со смертью? Ответ аргументируйте цитатами из текста. («Он бормотал что-то о матери, о солнечную южную Калифорнию, о домике посреди оранжевого роще, обсаженный цветами» ).

• Представьте, что этого предложения в повествовании нет. Что изменится?

• Вспомните про преданность Джека Лондона своей семьи. (Учитель зачитывает еще раз отрывки из писем о «долге» ).

 

3. Подведение итогов. Слово учителя.

«Настойчивость - чудодейственная вещь; оно может сдвинуть такие горы, о которых вера не смеет и мечтать. Действительно, настойчивость должна быть законной матерью всякой уверенности в себе.

...Изучение человеческой природы - моя большая слабость. Не зная бога, я создал себе религию с человека; конечно, я успел понять, как низко она может пасты. Но это только утверждает мой взгляд, потому что предоставляет большой ценности тем высотам, на. которые она способна подняться. Какая она была и какая она большая! Но эта слабость, это желание прикоснуться к каждой чрезвычайной личности, которую я встречаю, оказывает мне большую заботу». (Из письма Джека Лондона Клаудеслею Джонсу, первому, кто откликнулся на его творчество).

 

4. Домашнее задание.

1. Перечитать рассказ.

2. Подумать над жизненными правилами Джека Лондона, выраженными в рассказе. Попробовать сформулировать собственный кодекс поведения (вроде того, что было сделано на уроке) относительно вопросов, поставленных писателем. Написать его на листе. Быть готовым объяснить свои взгляды.

Несогласия -

Жизнь -

Человек должен -

Смерть не стоит страха, ибо...