УРОК № 47
Тема. Патриотизм и ностальгия по далекой родиной как ведущий настроение «Крымских сонетов»
Цель: формировать читательские умения учащихся, умение строить собственные аргументированные высказывания; учить вдумчивому чтению лирических произведений; учить работать в группе; воспитывать уважение к чужим чувствам.
Тип урока: углубленное изучение художественных произведений.
Что осталось в памяти после путешествия, содержится в сонетах.
Адам Мицкевич
Кто хочет понять поэта, должен побывать в воображении поэта стране.
И. Гете
ХОД УРОКА
И. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Цикл «Крымские сонеты», в который входит 18 стихотворений, написанный Мицкевичем под впечатлением двухмесячного путешествия по Крыму. «Что осталось в памяти после путешествия, содержится в сонетах»,- говорил поэт, увлеченный романтическими крымскими пейзажами: дикими горами, вечнозеленой растительностью и скалистым побережьем Черного моря. Сначала Мицкевич хотел написать романтическую поэму в «восточном духе», но позже решил создать цикл сонетов, объединенных образом героя - путешественника, который видит новый и необычный мир глазами поэта.
Эпиграфом к циклу Мицкевич взял строку из стихотворения Гете: «Кто хочет понять поэта, должен побывать в воображении поэта стране». Этим он сразу дал понять, что замысел цикла связан с его родиной, а не с Крымом. Про патриотизм и ностальгию по далекой родиной как ведущий настроение «Крымских сонетов» мы сегодня поговорим. (Ученики записывают тему и эпиграфа в тетради.)
II. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
- Как уже было сказано, главным героем «Крымских сонетов» есть путешественник. Буйная природа Крыма - где фон его размышлений, сообщница его тревожных снов, источник вожделенной душевного равновесия. Уже в прелюдии к циклу - в «Аккерманских степях» - лирический герой так напрягает слух, что мог бы услышать голос с родины. Этот образ отечества с ним везде: и когда он повествует о плавании морем, и когда оплакивает жертвы ханского произвола. Ему даже кажется, что рои ясных звезд, которыми усеян Млечный Путь,- то слезы польки - пленницы, проявление ее адской тоски по родному краю.
1. Работа в 6 группах
Задача
Выразительно прочитать и дать краткую характеристику сонета из сборника А. Мицкевича «Крымские сонеты».
Примечание. Ученики, которые знают и читают сонет наизусть, получают оценку еще и за выразительное чтение наизусть.
Группа 1. Сонет № 1
АКЕРМАНСЬКІ СТЕПИ
Плыву на просторы сухого океана.
Как лодка, моя тележка в зеленой гуще
Проходит острова в волнах душистые,
Что ими сорняки возвышаются багрово.
Уже мрак падает. Ни пути, ни кургана...
Ищу ведущих звезд в вишині.
Вон облачко блеснула, он золотые огни:
То светится Дністро, то лампа Акермана.
Спинімось! Тихо как!.. Где летят журавли,
Что и сокол бы не взрів,- только слышать, где курличе.
Слышно и бабочки, что бьется во мгле,
И ужа, что ползет снадобьями таинственное...
Я так напряг слух, что вчув бы в этой земле
И голос из Литвы. Вперед! Никто не зовет.
(Перевод М. Рыльского) Комментарий. Восточный колорит, безупречно описаны пейзажи использованы для оттенения переживаний героя, который тоскует по родному краю.
Группа 2. Сонет № 4
БУРЯ
Паруса сорваны, рев, шум завии,
Тревожные голоса и помп зловещий рык,
Из рук матросовых конец каната исчез,
Угасает солнца диск - и гаснут с ним надежды.
В триумфе бурянім, среди шумящих стен,
Что сносятся вверх в безумной круговерти,
Ступил на корабль жестокий гений смерти,
Как воин, идущий на приступ между руин.
Півмертві там лежат; то руки он ломает,
А то товарищам прощание посылает,
Тот усердно молится, чтобы гибели убежать.
Один лишь из гурта - одинокий чужаниця -
Думает: счастье то в мире мог найти,
Кто друзей имеет еще, кто может еще молится.
(Перевод М. Рыльского)
Комментарий. Душевное состояние лирического героя передается через сравнение с безжалостной бурей, которая способна сломать и уничтожить. Однако, она не пугает героя - оптимизма ему придает ощущение, что рядом есть друзья и вера.
Группы 3. Сонет № 6
БАХЧИСАРАЙ
Большие и немые Гиреев двор и сад!
По крыльцах, что мели покорных баш тюрбаны,
Через потуги трон и ласк диваны
Летает саранча, ползет холодный гад.
В темный плющ и дикий виноград
По окнам, по стене подобием беседки.
Руина - пишет здесь на муравьев гость неведомый,
Как Валтасарові, на вековечный згад.
А в зале еще стоит окраса мраморная:
Гарема то фонтан. Слеза его перловая
Приходит по слезе и говорит ее щомить:
«О где вы, где теперь, любовь, мощь и слава,
Что имели в веках сеять величаво?
Позор! Нет вас, а источник звенит».
(Перевод М. Рыльского)
Комментарий. Путешественник, рассматривая руины ханской столицы, приходит к выводу о быстротечности всего, что в свое время был олицетворением власти и могущества. В сонете присутствует мотив скоротечности любой деспотии, в том числе и царской, которая сделала поэта изгоем.
Группа 4. Сонет № 8
ГРОБНИЦА ПОТОЦКОЙ
Увяла ты в краю, заквітчанім весной,
Трояндо молодая, потому что неслись во мгле
От тебя юные дни, злотисті мотыли,
И воспоминаний очередь оставляли за собой.
Почему так светятся общиной ясной
Звезды, обращены к польской земли?
Или то не твой взгляд, в печали, в горести,
Следы повипікав огненной слезой?
1. В полько! Как и ты, я умру на чужбине.
1. Пусть приветливая рука меня хоть похоронит!
1. Здесь странствии ведут разговоры робкие,
1. И вчую я слова, что слышал в родном крае,
1. Поэт, составляя тебе в честь песни,
1. Увидит гроб и мой - для меня споет.
(Перевод М. Рыльского)
Комментарий. В основе сюжета - распространенная в то время в Крыму легенда о гробницу, построенную ханом Керим-Гиреем для своей наложницы. По одной из версий легенды, она была полькой из княжеской семьи Потоцких. Поэт использовал легенду для сравнения судьбы странника - изгоя, оторванного от родины, с судьбой прекрасной польки, которая так и умерла на чужбине.
Группа 5. Сонет № 14
ПИЛИГРИМ
Страна роскоши прослалась подо мною,
Вверху - лазурь ясна, здесь - очаровательные лица.
Почему же в дальний край так хочется мне,
Почему еще за продолжающейся я плачу древностью?1. В Литье! Шум лесов, порожденных тобой,
1. Милее, чем Байдар все соловьи громкие,
1. И больше я радовался твоей трясине,
Как этим шовковицям с их нежной красотой!
На лоне красоты, среди сказочных чудес,
Почему несусь сердцем я к молодому утра,
К той, что когда-то так нежно полюбил?
В краю, заказанім для меня, ты, коханко,
Как ходишь по моим следам недавних еще,
Или вспоминаешь меня хоть иногда в мыслях?
(Перевод М. Рыльского)
Комментарий. В сонете ярко выраженная тоска по родному краю - герой - путешественник прямо заявляет, что «трясина» Литвы милее для него за «сказочные чудеса» чужого края.
Группа 6. Сонет №18
АЮ-ДАГ
Люблю смотреть я из Аюдага скалы,
Как вспененные валы бегут ему к ногам
Рядами черными, будто серебряный снег,
На солнце выигрывают, как радуги веселые.
Штурмуют мель они в буйнім хмели,
Словно морских чудовищ идет страшный набег;
Получат - и обратно одходить войско их,
Кораллы и жемчуг нам оставив на блюде.
Твоя подобие это, молодой поэт!
Так грозных страстей бушует ураган;
И лиру ты поднял - и в сердце супокій.
Нашествие отошла по длинной обороне,
Бессмертны только песни проронив во время погони.
За них веки тебе венком украсят виска.
(Перевод М. Рыльского)
Комментарий. Автор привел героя к бурному морю, которое неустанно накатывает свои волны на берег, и сравнил морскую стихию с молодым поэтом страстным и вдохновенным. Благодаря параллелизма подчеркивается единство природы и человека.
3. Теория литературы
Ученики делают запись в словари.
Цикл - группа произведений, объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое произведение, которое входит в состав цикла, может существовать отдельно, однако вследствие такого изъятия теряется целостный художественный смысл цикла.
Циклизация произведений свойственна всем литературным родам: эпосу, драме и лирике. Эпические и драматические произведения объединяются в циклы на основе единой исторической эпохи, сходства темы и жанра, общности сюжета и персонажей. Лирические произведения группирует в цикл едины мысль и настроение.
В состав сонетного цикла входят произведения, объединенные общим жанром (сонет), общим мнением, настроением и, как правило, образом лирического героя.
Рефлексия
2. Итоговый опрос
• Что стало толчком к написанию цикла «Крымские сонеты» и почему этот цикл получил именно такое название?
• Почему в сонете «Бахчисарай» в центре внимания поэта оказывается именно фонтан гарема? С какой целью автор использует метафору «слезы»?
• Какова главная идея сонета «Гробница Потоцкой»? Какие чувства отразились в этом произведении?
• Вспомните особенности строения сонета. Докажите, что А. Мицкевич использовал форму сонета. Определите тип и вид рифмовки сонета.
2. Чтение учащимися стихотворений наизусть (при наличии времени до окончания урока)
3. Заполнение последней колонки таблицы ЗХВ, начатой на уроке № 45
3. Домашнее задание
Повторить творчество Байрона и Мицкевича, подготовиться к тематической аттестации № 5.