ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 47

 

Тема. Патриотизм и ностальгия по далекой родиной как ведущий настроение «Крымских сонетов»

Цель: формировать читательские умения учащихся, умение строить собственные аргументированные высказывания; учить вдумчивому чтению лирических произведений; учить работать в группе; воспитывать уважение к чужим чувствам.

Тип урока: углубленное изучение художественных произведений.

 

Что осталось в памяти после путешествия, содержится в сонетах.

Адам Мицкевич

 

Кто хочет понять поэта, должен побывать в воображении поэта стране.

И. Гете

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Учитель. Цикл «Крымские сонеты», в который входит 18 стихотворений, написанный Мицкевичем под впечатлением двухмесячного путешествия по Крыму. «Что осталось в памяти после путешествия, содержится в сонетах»,- говорил поэт, увлеченный романтическими крымскими пейзажами: дикими горами, вечнозеленой растительностью и скалистым побережьем Черного моря. Сначала Мицкевич хотел написать романтическую поэму в «восточном духе», но позже решил создать цикл сонетов, объединенных образом героя - путешественника, который видит новый и необычный мир глазами поэта.

Эпиграфом к циклу Мицкевич взял строку из стихотворения Гете: «Кто хочет понять поэта, должен побывать в воображении поэта стране». Этим он сразу дал понять, что замысел цикла связан с его родиной, а не с Крымом. Про патриотизм и ностальгию по далекой родиной как ведущий настроение «Крымских сонетов» мы сегодня поговорим. (Ученики записывают тему и эпиграфа в тетради.)

 

II. Работа над темой урока

 

1. Вступительное слово учителя

- Как уже было сказано, главным героем «Крымских сонетов» есть путешественник. Буйная природа Крыма - где фон его размышлений, сообщница его тревожных снов, источник вожделенной душевного равновесия. Уже в прелюдии к циклу - в «Аккерманских степях» - лирический герой так напрягает слух, что мог бы услышать голос с родины. Этот образ отечества с ним везде: и когда он повествует о плавании морем, и когда оплакивает жертвы ханского произвола. Ему даже кажется, что рои ясных звезд, которыми усеян Млечный Путь,- то слезы польки - пленницы, проявление ее адской тоски по родному краю.

 

1. Работа в 6 группах

Задача

Выразительно прочитать и дать краткую характеристику сонета из сборника А. Мицкевича «Крымские сонеты».

Примечание. Ученики, которые знают и читают сонет наизусть, получают оценку еще и за выразительное чтение наизусть.

 

Группа 1. Сонет № 1

АКЕРМАНСЬКІ СТЕПИ

 

Плыву на просторы сухого океана.

Как лодка, моя тележка в зеленой гуще

Проходит острова в волнах душистые,

Что ими сорняки возвышаются багрово.

 

Уже мрак падает. Ни пути, ни кургана...

Ищу ведущих звезд в вишині.

Вон облачко блеснула, он золотые огни:

То светится Дністро, то лампа Акермана.

 

Спинімось! Тихо как!.. Где летят журавли,

Что и сокол бы не взрів,- только слышать, где курличе.

Слышно и бабочки, что бьется во мгле,

 

И ужа, что ползет снадобьями таинственное...

Я так напряг слух, что вчув бы в этой земле

И голос из Литвы. Вперед! Никто не зовет.

(Перевод М. Рыльского) Комментарий. Восточный колорит, безупречно описаны пейзажи использованы для оттенения переживаний героя, который тоскует по родному краю.

 

Группа 2. Сонет № 4

БУРЯ

Паруса сорваны, рев, шум завии,

Тревожные голоса и помп зловещий рык,

Из рук матросовых конец каната исчез,

Угасает солнца диск - и гаснут с ним надежды.

 

В триумфе бурянім, среди шумящих стен,

Что сносятся вверх в безумной круговерти,

Ступил на корабль жестокий гений смерти,

Как воин, идущий на приступ между руин.

 

Півмертві там лежат; то руки он ломает,

А то товарищам прощание посылает,

Тот усердно молится, чтобы гибели убежать.

 

Один лишь из гурта - одинокий чужаниця -

Думает: счастье то в мире мог найти,

Кто друзей имеет еще, кто может еще молится.

(Перевод М. Рыльского)

 

Комментарий. Душевное состояние лирического героя передается через сравнение с безжалостной бурей, которая способна сломать и уничтожить. Однако, она не пугает героя - оптимизма ему придает ощущение, что рядом есть друзья и вера.

 

Группы 3. Сонет № 6

БАХЧИСАРАЙ

Большие и немые Гиреев двор и сад!

По крыльцах, что мели покорных баш тюрбаны,

Через потуги трон и ласк диваны

Летает саранча, ползет холодный гад.

 

В темный плющ и дикий виноград

По окнам, по стене подобием беседки.

Руина - пишет здесь на муравьев гость неведомый,

Как Валтасарові, на вековечный згад.

 

А в зале еще стоит окраса мраморная:

Гарема то фонтан. Слеза его перловая

Приходит по слезе и говорит ее щомить:

«О где вы, где теперь, любовь, мощь и слава,

Что имели в веках сеять величаво?

Позор! Нет вас, а источник звенит».

(Перевод М. Рыльского)

 

Комментарий. Путешественник, рассматривая руины ханской столицы, приходит к выводу о быстротечности всего, что в свое время был олицетворением власти и могущества. В сонете присутствует мотив скоротечности любой деспотии, в том числе и царской, которая сделала поэта изгоем.

 

Группа 4. Сонет № 8

ГРОБНИЦА ПОТОЦКОЙ

Увяла ты в краю, заквітчанім весной,

Трояндо молодая, потому что неслись во мгле

От тебя юные дни, злотисті мотыли,

И воспоминаний очередь оставляли за собой.

 

Почему так светятся общиной ясной

Звезды, обращены к польской земли?

Или то не твой взгляд, в печали, в горести,

Следы повипікав огненной слезой?

 

1. В полько! Как и ты, я умру на чужбине.

1. Пусть приветливая рука меня хоть похоронит!

1. Здесь странствии ведут разговоры робкие,

 

1. И вчую я слова, что слышал в родном крае,

1. Поэт, составляя тебе в честь песни,

1. Увидит гроб и мой - для меня споет.

(Перевод М. Рыльского)

 

Комментарий. В основе сюжета - распространенная в то время в Крыму легенда о гробницу, построенную ханом Керим-Гиреем для своей наложницы. По одной из версий легенды, она была полькой из княжеской семьи Потоцких. Поэт использовал легенду для сравнения судьбы странника - изгоя, оторванного от родины, с судьбой прекрасной польки, которая так и умерла на чужбине.

 

Группа 5. Сонет № 14

ПИЛИГРИМ

Страна роскоши прослалась подо мною,

Вверху - лазурь ясна, здесь - очаровательные лица.

Почему же в дальний край так хочется мне,

Почему еще за продолжающейся я плачу древностью?1. В Литье! Шум лесов, порожденных тобой,

1. Милее, чем Байдар все соловьи громкие,

1. И больше я радовался твоей трясине,

Как этим шовковицям с их нежной красотой!

 

На лоне красоты, среди сказочных чудес,

Почему несусь сердцем я к молодому утра,

К той, что когда-то так нежно полюбил?

 

В краю, заказанім для меня, ты, коханко,

Как ходишь по моим следам недавних еще,

Или вспоминаешь меня хоть иногда в мыслях?

(Перевод М. Рыльского)

 

Комментарий. В сонете ярко выраженная тоска по родному краю - герой - путешественник прямо заявляет, что «трясина» Литвы милее для него за «сказочные чудеса» чужого края.

 

Группа 6. Сонет №18

АЮ-ДАГ

Люблю смотреть я из Аюдага скалы,

Как вспененные валы бегут ему к ногам

Рядами черными, будто серебряный снег,

На солнце выигрывают, как радуги веселые.

 

Штурмуют мель они в буйнім хмели,

Словно морских чудовищ идет страшный набег;

Получат - и обратно одходить войско их,

Кораллы и жемчуг нам оставив на блюде.

 

Твоя подобие это, молодой поэт!

Так грозных страстей бушует ураган;

И лиру ты поднял - и в сердце супокій.

 

Нашествие отошла по длинной обороне,

Бессмертны только песни проронив во время погони.

За них веки тебе венком украсят виска.

(Перевод М. Рыльского)

 

Комментарий. Автор привел героя к бурному морю, которое неустанно накатывает свои волны на берег, и сравнил морскую стихию с молодым поэтом страстным и вдохновенным. Благодаря параллелизма подчеркивается единство природы и человека.

 

3. Теория литературы

Ученики делают запись в словари.

Цикл - группа произведений, объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое произведение, которое входит в состав цикла, может существовать отдельно, однако вследствие такого изъятия теряется целостный художественный смысл цикла.

Циклизация произведений свойственна всем литературным родам: эпосу, драме и лирике. Эпические и драматические произведения объединяются в циклы на основе единой исторической эпохи, сходства темы и жанра, общности сюжета и персонажей. Лирические произведения группирует в цикл едины мысль и настроение.

В состав сонетного цикла входят произведения, объединенные общим жанром (сонет), общим мнением, настроением и, как правило, образом лирического героя.

 

Рефлексия

 

2. Итоговый опрос

Что стало толчком к написанию цикла «Крымские сонеты» и почему этот цикл получил именно такое название?

Почему в сонете «Бахчисарай» в центре внимания поэта оказывается именно фонтан гарема? С какой целью автор использует метафору «слезы»?

Какова главная идея сонета «Гробница Потоцкой»? Какие чувства отразились в этом произведении?

Вспомните особенности строения сонета. Докажите, что А. Мицкевич использовал форму сонета. Определите тип и вид рифмовки сонета.

 

2. Чтение учащимися стихотворений наизусть (при наличии времени до окончания урока)

3. Заполнение последней колонки таблицы ЗХВ, начатой на уроке № 45

 

3. Домашнее задание

Повторить творчество Байрона и Мицкевича, подготовиться к тематической аттестации № 5.