II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 46
Тема. Тематическое оценивание № 5
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме; выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся с целью их коррекции; развивать память, творческое, ассоциативное и логическое мышление школьников, умение высказывать обоснованные суждения по поводу прочитанного, анализировать лирические произведения; воспитывать любовь к природе, гуманизм, эстетические вкусы.
Оборудование: тестовые задания.
Теория литературы: эпитеты, художественный образ, лирическое произведение, олицетворение, сравнение, хокку.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока, мотивация учебной деятельности школьников
II. Основное содержание работы
1. Инструктаж к выполнению тестовых заданий
2. Выполнение тестовых заданий
Вариант I
Начальный и средний уровни
(каждый правильный ответ - 1 балл)
1. В стихотворении Алкмана изображается:
а) горный пейзаж ночью;
б) ночной странник у костра в горах;
в) замечательная картина горных вершин в лучах солнца, которое заходит.
2. Найдите «пары» из стихотворения М. Лермонтова «Из Гете».
Ночь ласковые
долины свежая
темная мгла
3. Определите в стихотворении Ф. Тютчева тип художественных средств: «вечер зовет», «серп гулял», «лазурь льется».
4. Продолжите предложения.
Хайку называется...
Достаточный уровень (каждый правильный ответ - 2 балла)
1. Представьте, что вы в Японии. Вы хотели бы увидеть там..., потому что...
2. Назовите признаки хокку, приведите примеры.
Высокий уровень (содержательный, правильный ответ - 4 балла)
Выполните одно из заданий.
а) Напишите сочинение-размышление по следующим хокку Мацуо Басе:
Ученики письмовника достают...
А из чьей сумки - сегодняшнее утро весенний?
(Или за своим любимым).
б) Составьте 2-3 хоку с собственными комментариями.
Вариант II
Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Поэзия Алкмана «Спят все вершины...»:
а) вызывает страх через изображение зверей в пуще, нор, морских страховищ;
б) создает ощущение душевного покоя, умиротворенности;
в) побуждает задуматься над жизнью.
2. Заполните пропущенное.
3. В стихотворении Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...», в частности выражениях «пору короткую и ясную», «чистый воздух», «день прозрачный», «на пустой борозде», «утомленное и тихое поле», употребленный художественное средство - ...
4. В хоку употребляются другие слова, указывающие на время года. Они называются..., например,...
Достаточный уровень (каждый правильный ответ - 2 балла)
1. Опишите кратко несколько своеобразных искусств, «см» Японии.
2. Сделайте анализ стихотворения М. Лермонтова «Ген на верховины...» Высокий уровень (содержательный, правильный ответ - 4 балла) Выполните одно из заданий.
а) Напишите сочинение-размышление по хайку Мацуо Басе:
Перед красотой цветов
стыдно стало месяцу -
Спрятался за тучкой.
(Или за своим любимым)
б) Продолжите хоку своим собственным.
Попискивает горобеня.
Ему в ответ мыши
со своего гнездышко.
III. Домашнее задание
Разгадать кроссворд и дать ответы на вопросы в учебнике Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко - С 199, Есть. Волощук - С. 167168.
IV. Итог урока