II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 45
Тема. М. Басе. Выразительное чтение наизусть хокку
Цель: с помощью средств выразительного чтения способствовать осознанию учащимися глубинного содержания и художественного совершенства японских стихов; развивать творческое воображение, навыки выразительного и вдумчивого чтения хокку наизусть, умение их анализировать, раскрывать скрытый смысл и выражать свое отношение; воспитывать любознательность, любовь к природе, к человеку, толерантное к ней отношение, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, сборники его стихов в переводах, иллюстрации к хокку.
Теория литературы: хоку и его признаки.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Жанр японской поэзии хокку, с которым мы познакомились, требует от читателей творческого воображения. Если читатель будет пассивным, равнодушным, он не поймет того глубокого смысла, который вложил в него автор. Хоку не содержит наставлений, прямых оценок, его задача - создать поэтическую картину, которая смутит душу, заставит читателя задуматься.
Несмотря на краткость стихотворения, в нем отвергается все то, без чего можно обойтись, например, слова, которые легко можно домыслить. Некоторым кажется, что сочинять хоку легко и это сможет сделать каждый. На самом деле это под силу только великому мастеру, поэтому до сих пор не нашлось поэта, который бы превзошел в этом Басе. Сам писатель упорно работал над своими поэтическими миниатюрами, подбирая иногда в течение нескольких дней одно-единственное нужное слово.
Итак, попробуем передать с помощью интонации (а она в основном задумчивая или увлекательная, поющая), пауз, среднего темпа красоту неповторимых лирических произведений - хокку Мацуо Басе.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование учебных умений и навыков учащихся
1. Выразительное чтение наизусть хокку М. Басе
(Можно провести как конкурс с жюри и определением победителей.)
2. Анализ одного хокку
План
1) Что изображено в этом стихотворении?
2) Какие образы поэзии выразительные?
3) Какие ассоциации возникают во время чтения хокку?
4) Какое настроение этой поэтической миниатюры?
5) Какие особенности хокку оказываются в этом стихе, какие художественные средства используются?
6) Чем меня привлекло это хоку, чем оно мне близко?
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Прочитайте хокку М. Басе в переводе Г. Туркова и скажите, не совсем обычный мотив их объединяет.
Это соловей
обронил свою шапочку.
Пелюстина камелии!
Существует и такая порода,
которые не спят, когда сакура цветет.
Пустое гнездо мыши.
Прошла пора хризантем.
Теперь только редька -
вот и вся радость!
(Иронический, юмористический мотив, тонкая насмешка)
V. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию. Составить хокку по желанию.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию» и обоснуй ее (по желанию)
Понравились, поразили, взволновали, заинтересовали меня хоку?
· Так
· Оставили равнодушными или не определился
· Ни.