ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 45

Тема. М. Басе. Выразительное чтение наизусть хокку

 

Цель: с помощью средств выразительного чтения способствовать осознанию учащимися глубинного содержания и художественного совершенства японских стихов; развивать творческое воображение, навыки выразительного и вдумчивого чтения хокку наизусть, умение их анализировать, раскрывать скрытый смысл и выражать свое отношение; воспитывать любознательность, любовь к природе, к человеку, толерантное к ней отношение, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборники его стихов в переводах, иллюстрации к хокку.

Теория литературы: хоку и его признаки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Жанр японской поэзии хокку, с которым мы познакомились, требует от читателей творческого воображения. Если читатель будет пассивным, равнодушным, он не поймет того глубокого смысла, который вложил в него автор. Хоку не содержит наставлений, прямых оценок, его задача - создать поэтическую картину, которая смутит душу, заставит читателя задуматься.

Несмотря на краткость стихотворения, в нем отвергается все то, без чего можно обойтись, например, слова, которые легко можно домыслить. Некоторым кажется, что сочинять хоку легко и это сможет сделать каждый. На самом деле это под силу только великому мастеру, поэтому до сих пор не нашлось поэта, который бы превзошел в этом Басе. Сам писатель упорно работал над своими поэтическими миниатюрами, подбирая иногда в течение нескольких дней одно-единственное нужное слово.

Итак, попробуем передать с помощью интонации (а она в основном задумчивая или увлекательная, поющая), пауз, среднего темпа красоту неповторимых лирических произведений - хокку Мацуо Басе.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Формирование учебных умений и навыков учащихся

1. Выразительное чтение наизусть хокку М. Басе

(Можно провести как конкурс с жюри и определением победителей.)

2. Анализ одного хокку

План

1) Что изображено в этом стихотворении?

2) Какие образы поэзии выразительные?

3) Какие ассоциации возникают во время чтения хокку?

4) Какое настроение этой поэтической миниатюры?

5) Какие особенности хокку оказываются в этом стихе, какие художественные средства используются?

6) Чем меня привлекло это хоку, чем оно мне близко?

 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Прочитайте хокку М. Басе в переводе Г. Туркова и скажите, не совсем обычный мотив их объединяет.

Это соловей

обронил свою шапочку.

Пелюстина камелии!

 

Существует и такая порода,

которые не спят, когда сакура цветет.

Пустое гнездо мыши.

 

Прошла пора хризантем.

Теперь только редька -

вот и вся радость!

(Иронический, юмористический мотив, тонкая насмешка)

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию. Составить хокку по желанию.

 

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию» и обоснуй ее (по желанию)

Понравились, поразили, взволновали, заинтересовали меня хоку?

· Так

· Оставили равнодушными или не определился

· Ни.