ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ

(11 часов)

 

УРОК № 44

Тема. Мацуо Басе. Хоку

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством знаменитого японского поэта; помочь учащимся понять особенности хокку, их содержание, средства выражения; развивать навыки чтения хокку, их анализа; воспитывать любовь к природе, к человеку, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборник его произведений, иллюстрации к ним.

Теория литературы: хоку, его характерные признаки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Японская поэзия хокку, с которой мы сегодня познакомимся, такая же необычная, как и вся культура. Состоит стихотворение всего из трех строк, без рифм, да и смысл, на первый взгляд, не совсем понятный. Но дело как раз-таки в том, что за кажущейся простотой скрывается сложное переплетение ассоциаций, намеков, символов. Один из западных литературоведов, Г. Блайс, сравнил поэзию Мацуо Басе с «полуоткрытой дверью». Попробуем увидеть и понять, что скрывается за ними!

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Эвристическая беседа

• Какие вещи японского производства вы имеете дома? Как бы вы их охарактеризовали (за работой, за дизайном - внешним видом)?

• Что в статье учебника было новым для вас, о чем мы не вспоминали прошлого урока? (Закрытость Японии в прошлом, про самураев, харакири и др.)

• Какие черты характера присущи, на ваш взгляд, японцам? (Образованность, трудолюбие, склонность к философствования, восхищение природой, красотой, стремление к самосовершенствованию)

 

2. Презентация собственных поделок за японскими мотивами, иллюстративных материалов и разных «интересностей» о Японии

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- Представьте себе человека, наставника, который имел одновременно более двух тысяч учеников и написал около двух тысяч стихов. В 28 лет он стал известным поэтом, постригся в монахи и отправился, вопреки уговорам и препятствиям родных, в далекое путешествие. Он мог бы стать богатым, но не стал, удовлетворившись плащом странника, сумкой с нехитрым харчем, флейтой, тетрадями и избушкой из банановых листьев. Это - Мацуо Басе. Басе - псевдоним поэта, который означает «банановая пальма», «банановое дерево» или «банановая хижина».

К стихам у японцев особое отношение. Ими они выражают свои мысли, чувства. Стихи в Японии можно увидеть везде: на салфетках и полотенцах, на ширмах и стенах, на посуде и на листиках, прикрепленных к колокольчиков у входной двери. Еще с давних времен в январе устраиваются поэтические соревнования: десятки тысяч японцев читают стихи. Лучшие из исполнителей выступают на торжественной церемонии в присутствии императора. Одной из любимых форм поэзии современных японцев есть хокку. Каждый японец знает несколько десятков хоку, и чаще всего это - произведения Мацуо Басе.

 

image41

 

Мацуо Басе

 

2. Выразительное чтение хокку учителем

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном

Записи в литературоведческих виде словариков

Хокку - жанр японской лирики, состоящий из трех строк без рифмы.

В оригинале стихотворения в первом и третьем строках обязательно по 5 слогов, а во втором - семь. В переводе такая формула может и не сохраниться.

4. Актуальная беседа

• Каким темам посвящены хоку М. Басе? (Природа, отношения человека и природы, различные проявления жизни)

• Почему перевод одного и того же хоку разными переводчиками так отличается? (Потому что японский язык многозначная и особая, состоит из иероглифов-слов.)

• Какое хоку вам больше всего понравилось и почему?

 

5. Задачи с элементами поисково-исследовательской работы

В начале ХХ века французский ученый Андре Бельсер писал: «ни Один народ не придавал такого значения удивительной красоте природы и не наблюдал за ней так внимательно и вблизи, как японцы; и ни один народ не наслаждался больше за японцев молчаливой приманкой мечты и сосредоточения на своих мыслях».

Именно поэтому веками вырабатывались правила составления хокку и использования определенной лексики. Были так называемые «сезонные слова», которые свидетельствовали о конкретное время года и не могли применяться для описания других природных сезонов.

 

Сезонные слова

 

Весна

Лето

Осень

Зима

Туман,

дымка,

соловей,

паутина,

цветы вишни и персика,

жаворонок,

бабочка

Ливень,

кукушка,

высадка рисовой рассады,

цветущие пионы,

жара,

прохлада,

полуденный отдых,

светлячки

Месяц (он сияет ярче этой поры),

звезды,

роса,

сбор урожая,

красные кленовые листья,

хризантемы

Снег,

иней,

лед,

холод,

теплая одежда на вате,

огонь

 

а) Определите по «сезонными словами», время года (где это возможно) посвящено хоку.

б) Докажите, что речь идет именно о японской национальной поэзии (по словам «сакура», «лотос», «Фудзияма», «камелия», «высадка рисовой рассады» и под.).

в) Выясните, какое хоку утверждает желание автора усовершенствовать мир, сделать его лучше. («Росинки крап-крап»)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Ассоциативный диктант

• Выпишите те слова, которые могут характеризовать хоку: лаконичность (краткость), шутливость, простота, метафоричность, раВНОе количество строк, постоянное количество строк, «сезонные слова», конкретность, внимание к деталям, обобщенность, абстрактность высказывания, противопоставление, много эпитетов, мало эпитетов, много сравнений, мало сравнений.

• Найдите «третьего лишнего».

¦ Сумо, дзю-до, самбо (самооборона, возникла в СССР);

¦ М. Басе, И. Такубоку, К. Хокусай (художник);

¦ Сакура, яблоня, хризантема (не является символом Японии).

 

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть 3-4 хоку, уметь их анализировать; сделать иллюстрации.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• Я понял (поняла)...

• Я поражен (поражена)...

• Мне кажется, что хокку...