II семестр
ЛИТЕРАТУРА И МИР ПРИРОДЫ
(11 часов)
УРОК № 44
Тема. Мацуо Басе. Хоку
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством знаменитого японского поэта; помочь учащимся понять особенности хокку, их содержание, средства выражения; развивать навыки чтения хокку, их анализа; воспитывать любовь к природе, к человеку, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, сборник его произведений, иллюстрации к ним.
Теория литературы: хоку, его характерные признаки.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Японская поэзия хокку, с которой мы сегодня познакомимся, такая же необычная, как и вся культура. Состоит стихотворение всего из трех строк, без рифм, да и смысл, на первый взгляд, не совсем понятный. Но дело как раз-таки в том, что за кажущейся простотой скрывается сложное переплетение ассоциаций, намеков, символов. Один из западных литературоведов, Г. Блайс, сравнил поэзию Мацуо Басе с «полуоткрытой дверью». Попробуем увидеть и понять, что скрывается за ними!
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Эвристическая беседа
• Какие вещи японского производства вы имеете дома? Как бы вы их охарактеризовали (за работой, за дизайном - внешним видом)?
• Что в статье учебника было новым для вас, о чем мы не вспоминали прошлого урока? (Закрытость Японии в прошлом, про самураев, харакири и др.)
• Какие черты характера присущи, на ваш взгляд, японцам? (Образованность, трудолюбие, склонность к философствования, восхищение природой, красотой, стремление к самосовершенствованию)
2. Презентация собственных поделок за японскими мотивами, иллюстративных материалов и разных «интересностей» о Японии
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя
- Представьте себе человека, наставника, который имел одновременно более двух тысяч учеников и написал около двух тысяч стихов. В 28 лет он стал известным поэтом, постригся в монахи и отправился, вопреки уговорам и препятствиям родных, в далекое путешествие. Он мог бы стать богатым, но не стал, удовлетворившись плащом странника, сумкой с нехитрым харчем, флейтой, тетрадями и избушкой из банановых листьев. Это - Мацуо Басе. Басе - псевдоним поэта, который означает «банановая пальма», «банановое дерево» или «банановая хижина».
К стихам у японцев особое отношение. Ими они выражают свои мысли, чувства. Стихи в Японии можно увидеть везде: на салфетках и полотенцах, на ширмах и стенах, на посуде и на листиках, прикрепленных к колокольчиков у входной двери. Еще с давних времен в январе устраиваются поэтические соревнования: десятки тысяч японцев читают стихи. Лучшие из исполнителей выступают на торжественной церемонии в присутствии императора. Одной из любимых форм поэзии современных японцев есть хокку. Каждый японец знает несколько десятков хоку, и чаще всего это - произведения Мацуо Басе.
Мацуо Басе
2. Выразительное чтение хокку учителем
3. Обмен впечатлениями о прочитанном
Записи в литературоведческих виде словариков
Хокку - жанр японской лирики, состоящий из трех строк без рифмы.
В оригинале стихотворения в первом и третьем строках обязательно по 5 слогов, а во втором - семь. В переводе такая формула может и не сохраниться.
4. Актуальная беседа
• Каким темам посвящены хоку М. Басе? (Природа, отношения человека и природы, различные проявления жизни)
• Почему перевод одного и того же хоку разными переводчиками так отличается? (Потому что японский язык многозначная и особая, состоит из иероглифов-слов.)
• Какое хоку вам больше всего понравилось и почему?
5. Задачи с элементами поисково-исследовательской работы
В начале ХХ века французский ученый Андре Бельсер писал: «ни Один народ не придавал такого значения удивительной красоте природы и не наблюдал за ней так внимательно и вблизи, как японцы; и ни один народ не наслаждался больше за японцев молчаливой приманкой мечты и сосредоточения на своих мыслях».
Именно поэтому веками вырабатывались правила составления хокку и использования определенной лексики. Были так называемые «сезонные слова», которые свидетельствовали о конкретное время года и не могли применяться для описания других природных сезонов.
Сезонные слова
Весна |
Лето |
Осень |
Зима |
Туман,
дымка,
соловей,
паутина,
цветы вишни и персика,
жаворонок,
бабочка |
Ливень,
кукушка,
высадка рисовой рассады,
цветущие пионы,
жара,
прохлада,
полуденный отдых,
светлячки |
Месяц (он сияет ярче этой поры),
звезды,
роса,
сбор урожая,
красные кленовые листья,
хризантемы |
Снег,
иней,
лед,
холод,
теплая одежда на вате,
огонь |
а) Определите по «сезонными словами», время года (где это возможно) посвящено хоку.
б) Докажите, что речь идет именно о японской национальной поэзии (по словам «сакура», «лотос», «Фудзияма», «камелия», «высадка рисовой рассады» и под.).
в) Выясните, какое хоку утверждает желание автора усовершенствовать мир, сделать его лучше. («Росинки крап-крап»)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Ассоциативный диктант
• Выпишите те слова, которые могут характеризовать хоку: лаконичность (краткость), шутливость, простота, метафоричность, раВНОе количество строк, постоянное количество строк, «сезонные слова», конкретность, внимание к деталям, обобщенность, абстрактность высказывания, противопоставление, много эпитетов, мало эпитетов, много сравнений, мало сравнений.
• Найдите «третьего лишнего».
¦ Сумо, дзю-до, самбо (самооборона, возникла в СССР);
¦ М. Басе, И. Такубоку, К. Хокусай (художник);
¦ Сакура, яблоня, хризантема (не является символом Японии).
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть 3-4 хоку, уметь их анализировать; сделать иллюстрации.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Я понял (поняла)...
• Я поражен (поражена)...
• Мне кажется, что хокку...