ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФАНТАСТИКА

 

УРОК 45

Тема. Артур Конан Доль (1859-1930) «Собака Баскервилей». Захватывающая интрига - основа детективного произведения

 

Цель: познакомить с новым жанром - литературным детективом и его особенностями на примере «Собаки Баскервилей»; совершенствовать умение работать над текстологічним анализом произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: экспонаты музея» Конан Дойла.

ХОД УРОКА

I. Мотивация познавательной деятельности учащихся

(Учитель предлагает несколько любых предметов и просит определить класс, которому человека они относятся и что могут рассказать о своем хозяине.)

Учитель. Какими методами мы пользовались? Кто и в каком произведении так делает?

Можем ли мы сказать, что сыщиком, детективом может быть только неординарный человек с незаурядными умственными способностями, логическим мышлением, умением быстро реагировать на события?

А какими еще качествами ему нужно обладать? (Не забыть про чувство справедливости, желание защитить безвинно обиженного, неподкупность.)

- Сегодня мы знакомимся с новым жанром - детективом. Поэтому наша цель - увидеть, как происходит поиск преступника, как человек вступает в борьбу со злом, попытаться объяснить причины всемирной популярности знаменитого Шерлока Холмса.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Доклад о жизни и творчестве А. Конан Дойла

 

2. Развитие свяВНОй речи. Экскурсия к необычного музея

(Учитель демонстрирует «экспонаты»*, а ученики пытаются сказать о них несколько слов, в том числе - и с юмором.)

1) Фотография таблички на дверях:

«М-р Шерлок Холмс,

доктор Ватсон,

сэр Артур Конан Дойл» (Автор живет вместе со своими героями)

2) Закрытая стеклянная бутылка с дымом. (Дым из люльки Ш. Холмса)

3) Фотография маленькой белой собачки веселого нрава. (Это пра-пра-пра-пра-правнучка ужасно известной собаки Баскервилей)

4) Обычный сухарь. (Остаток пудинга, который не успели съесть Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, потому что спешили по делам.)

5) Кофейное зернышко. (Возможно, эта чашка кофе взбодрила детектива, помогая отрабатывать еще одну версию.)

Учитель. Попробуйте пополнить музей своими экспонатами...

 

3. Проверка знания текста

Разложить в нужном порядке карточки, на которых записаны отдельные эпизоды из произведения А. Конан Дойла «Собака Баскервилей».

Карточка 1

Приезд сэра Генри Баскервиля в Лондон

Карточка 2

Сэр Чарльз Баскервиль отдает доктору Мортимеру рукопись, где говорится о проклятии рода Баскервилей

Карточка 3

Смерть сэра Чарльза Баскервиля

Карточка 4

ИсчеВНОвение светло-коричневого ботинка сэра Генри

Карточка 5

Странное письмо-предупреждение

Карточка 6

ИсчеВНОвение старого черного ботинка сэра Генри

Карточка 7

Возврат ботинка (кстати, которого?)

Карточка 9

Световые сигналы дворецкого Бэрримора

Карточка 8

Выявление слежки за сэром Генри

Карточка 10

Приезд сэра Генри Баскервиля в Девоншир

Карточка 11

Знакомство со Степлтонами

Карточка 12

Женский плач ночью

Карточка 13

Телеграмма Ш. Холмса дворецкому Беррімору

Карточка 14

Услышали вой на болоте

Ответ: 2, 3, 1, 5, 4, 8, 6, 7, 13, 10, 12, 11, 9, 14.

 

4. Блицопрос

1) Какие версии сразу начал отрабатывать Шерлок Холмс?

2) можно Ли считать, что он зря это сделал?

3) Почему Шерлок Холмс даже не попытался убедить Генри Баскервиля жить в Девонширі?

4) Какой, по вашему мнению, самый интересный ход Шерлока Холмса в начале расследования дела?

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Развитие свяВНОй речи. Ролевая игра

От имени доктора Мортимера, сэра Генри Баскервиля и доктора Ватсона рассказать о смерти сэра Чарльза Баскервиля и первые дни пребывания сэра Генри в Девонширі.

Учитель. На что мы все время обращали внимание? Кого пытались подражать?

Попробуем сформулировать определение детектива как литературного жанра.

2. Запись в тетради

Детектив - литературный жанр, который описывает раскрытие преступления или сложной, запутанной тайны средствами логического анализа.

Поэтому детективному жанру присуща захватывающая интрига.

 

IV. Подведение итогов урока

Детективный жанр посвящен раскрытию тайны или преступления средством логического анализа. Детективный произведение не бывает без захватывающей интриги, запутанного сюжета, где все тайны раскрываются только в конце.

Настоящему детективу присущи такие черты характера, как...

 

V. Домашнее задание

1) Дочитать рассказ до конца.

2) Дать письменный ответ с доказательствами на такой вопрос:

Есть два метода логического анализа: индукция (размышление от конкретного случая - к общему) и дедукция (от общего - к частному).

Каким из них, по вашему мнению, чаще всего пользуется Шерлок Холмс?

3) Факультативно: изготовить экспонаты для «музея Шерлока Холмса».

_________________________________________________________

* Идею музея взято в кукольном театре им. Афанасьева, где когда-то шел спектакль «Шерлок Холмс против агента 007, или Где собака зарыта».